Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа
Во второй половине XVIII века Россия выдвинулась в ряд великих держав. Крупные достижения в экономическом, политическом и культурном развития страны, победы русской армии высоко подняли политический, дипломатический и в военный престиж России. Промышленность в России, несмотря на то, что была основана на труде крепостных, развивалась быстрыми темпами.
Введение ………………………………………………………………………
Социально-политические предпосылки Восстания 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева ……………………………………
Политическая самодеятельность как институт самоуправления в Крестьянской войне 1773-1775 гг. ……………………………………
Практика протестного действия в Крестьянской войне 1773-1775 гг.
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………...
Приложение …………………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский Государственный Университет
Кафедра Социологии и Политологии
Курсовая работа по политической истории России:
«Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева 1773-1775 гг. как форма политической самодеятельности»
Выполнил:
студентка группы № 820171
Головина М.А.
Проверил:
доцент кафедры СиП,
кандидат историч.наук
Юнко М.В.
Тула, 2008 г.
План:
стр.
Введение ………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………...
Приложение …………………………………………………………………
Во второй половине XVIII века Россия выдвинулась в ряд великих держав. Крупные достижения в экономическом, политическом и культурном развития страны, победы русской армии высоко подняли политический, дипломатический и в военный престиж России. Промышленность в России, несмотря на то, что была основана на труде крепостных, развивалась быстрыми темпами. Однако экономический подъем России происходил на базе усилении я феодально-крепостнического гнета трудового народа. Дворянская диктатура привела к еще большему укреплению крепостничества, личных и служебных привилегий дворянства.
Как известно, Екатерина мечтала улучшить положение крестьян. Но логика борьбы за власть побуждала ее следовать дурным примерам. Как Елизавета в 1741, так и Екатерина в 1762 году начала с вознаграждения участников переворота, раздав им 18 тысяч крестьян. В 1765 году она разрешила дворянам по своему усмотрению, без суда, отправлять крестьян за "предерзостное состояние" на каторжные работы. Параллельно с расширением прав дворян росло бесправие крестьянства. В 1767 году был установлен многоступенчатый порядок подачи жалоб на помещиков, за подачу жалоб в центр назначались жестокие наказания. А поскольку местная власть обычно была в сговоре с помещиком, жаловаться стало опасно.
Таким образом, Екатерина II ознаменовала свое царствование окончательным закрепощением крестьян, предоставила дворянам право распоряжаться ими по своему усмотрению. Она щедро одарила крепостными крестьянами лиц, которые помогали ей достичь власти. Всего за 34 года своего царствования Екатерина II раздала помещикам около 800 тысяч государственных крестьян. Каждый второй крестьянин Великороссии являлся крепостным.
Постоянно
нуждавшиеся в деньгах дворяне
всячески стремились повысить доходность
своих имений. Это привело к
увеличению барщины. Крестьяне, которые
не занимались земледелием, должны были
платить своим помещикам
Войны с Пруссией и Турцией еще больше ухудшили положение трудового народа. Социальные противоречия в России обострились до предела. Доведенные до отчаяния крепостные крестьяне все чаще поднимались против своих угнетателей. Среди крестьян получили особое распространение различного рода подложные манифесты, указы, в силу которых крестьяне отказывались работать на своих прежних господ. Монастырские крестьяне убирали в свою пользу хлеб, сено, рубили лес. Отказ от секуляризации вызвал новую гигантскую волну отчаянной борьбы. В 1762 - 1763 гг. волнения распространились на огромную территорию, охватывающую одиннадцать губерний Центральной России. Начались вооруженные выступления крестьян. Они убивали помещиков и «душегубов»-приказчиков, выступали целыми деревнями против правительственных войск. В 1763 году массовый характер приняли волнения в Новгородском, Пошехонском, Волоколамском, Уфимском уездах. В 1766-1769 гг. движение вспыхнуло в Воронежской и Белгородской губерниях. Борьба почти повсеместно сопровождалась массовым бегством крестьян, потоком челобитий, насчитывавшихся тысячами, вереницами крестьянских ходоков. Только за последнее десятилетие перед Крестьянской войной 1773-1775 годов в России насчитывается более сорока крупных крестьянских восстаний.
Жесточайшему угнетению подверглись также «инородцы» - башкиры, татары, киргизы, казахи, мордва, чуваши, марийцы и другие нерусские народности, населявшие восточные районы Российской империи. Их угнетали не только чиновники, дворяне и купцы-промышленники, но и местная феодальная знать и духовенство.
Царские
чиновники и духовенство
Царское правительство принимало все меры, чтобы привлечь в Башкирию русских купцов и промышленников. Всячески поощрялась так называемая колонизация края. 11 февраля 1736 года правительство издало указ, который разрешал дворянам, купцам и промышленникам занимать и осваивать башкирские земли. На занятых землях строились десятки крепостей. С 1742 года военно-административным центром Башкирии стала крепость Оренбург.
Начавшиеся освоение Урала и активная колонизация земель Поволжья, строительство и освоение военных пограничных линий, расширение Оренбургского, Яицкого и Сибирского казачьих войск с выделением им земель, ранее принадлежавшим местным кочевым народам, нетерпимая религиозная политика привели к многочисленным волнениям. Массовый захват башкирский земель, жестокие поборы и введение государственной монополии на соль вызвали усиление национально-освободительного движения в Башкирии. В 1735 году там вспыхнуло восстание, которое продолжалось до 1740 года. Для его подавления правительство направило войска, которые с необычайной жестокостью расправились с восставшими.
Ситуация
на быстрорастущих заводах Урала
была также взрывной. Начиная с
Петра, правительство решало проблему
рабочей силы в металлургии в
основном припиской государственных
крестьян к казённым и частным
горным заводам, разрешением новым
заводчикам покупать крепостные деревни
и предоставлением
Положение работавших на уральских заводах крестьян (работных людей, как их тогда называли) было таким же тяжелым и бесправным, как и положение помещичьих крестьян. Особенно невыносимыми были условия, в которых жили крестьяне, прикрепленные и приписные к отдельным заводам и фабрикам.
Приписные
крестьяне освобождались от имени
правительства от уплаты подати, но
взамен этого должны были ежегодно
отрабатывать ее на заводе. Подушную подать
за крестьянина должен был платить
в казну владелец завода. После
того как приписной крестьянин отрабатывал
причитающуюся с него сумму подати,
он мог возвращаться домой и заниматься
своим хозяйством. Бывшие крестьяне
ненавидели и сопротивлялись принудительному
труду на заводах, тяжесть которого
равнялась каторжному. Оплата не позволяла
прокормить семьи, к труду на рудниках
и заводах привлекались женщины
и дети. Времени на занятия сельским
хозяйством не оставалось, в дополнение
к этому с целью удалить
причину отвлечения от заводского труда
иногда практиковались набеги команд
заводских приказчиков для
Наряду
с приписными на заводах, фабриках и
шахтах работали крестьяне, прикрепленные
к отдельным заводам и
Помимо этого, на многих заводах отбывали наказание осужденные на каторжные работы, беглые люди, среди которых были крестьяне, сбежавшие от своих помещиков, скрывающиеся от властей преступники, старообрядцы. За малейшую провинность беглых жестоко наказывали, арестовывали, отправляли на каторжные работы.
Все это приводило к волнениям среди работных людей. Сама Екатерина II , описывая внутреннее положение России в первые годы своего царствования, отмечала: «К заводам приписных крестьян я нашла сорок девять тысяч в явном ослушании и открытом бунте против заводчиков и , следовательно, власти той, которая их приписала к заводам»1. Кроме того, в конце 60-х – начале 70-х годов развернулось крупное движение приписных крестьян Олонецкого края. Весной 1771 года волнения стали перерастать в вооруженное восстание. К лету число сопротивлявшихся достигло 7 тысяч человек. В июне около 2 тысяч крестьян, собравшихся на Кижском погосте, были обращены в бегство карателями. Вожакам восстания вырвали ноздри и по наказании кнутом сослали на каторгу в Нерчинск.
Не в лучшем положении, чем крепостные крестьяне, работные люди, городская беднота и нерусские народности, находилось и рядовое казачество. При переходе казаков к земледелию усилился процесс классового расслоения – выделение казацкой верхушки и обеднение массы казачества. Беднейшие слои донского, отчасти запорожского казачества принимали активное участие в крестьянских войнах под предводительством Ивана Болотникова, Степана Разина, в восстании Кондрата Булавина. Казацкая верхушка обычно играла предательскую роль в этих движениях.
Особенно страдало от произвола старшин Яицкое казачье войско, которое охраняло юго-восточные границы России от нападений ногайцев, хивинцев и других кочевых народов. За эту службу, по преданиям яицких казаков, царь Михаил Федорович разрешил казакам пользоваться рекой Яиком с вершины до устья и впадающими в нее притоками, рыбными и звериными ловлями солью беспошлинно. Казаки получали из казны денежное жалованье, порох, свинец. Они имели право на своем кругу – общевойсковом собрании – решать все важные дела: выбирать атамана и старшин, назначать людей в походы, распределять места рыбной ловли и т.п. Таким образом, казачий круг можно назвать своеобразным органом казацкого местного самоуправления.
Но в течение всего XVIII века казачество теряло свои привилегии и вольности одну за другой, хотя в памяти ещё оставались времена полной независимости от Москвы и казачьей демократии. Пётр I ввёл подчинение войска Военной коллегии, сначала утверждавшей, а впоследствии назначавшей войскового атамана. С этого момента стала выделяться так называемая старшина, оплот правительства на Яике, так как ликвидация выборности не позволяла сменить неугодного или проворовавшегося атамана.
Начиная с атамана Меркурьева в 1730-е годы произошёл фактически полный раскол войска на старшинскую и войсковую сторону. Ситуацию усугубила введённая царским указом 1754 года монополия на соль. Экономика войска была целиком построена на продажах рыбы и икры, и соль была стратегическим продуктом. Запрет на вольную добычу соли и появление откупщиков соляного налога среди верхушки войска привели к резкому расслоению среди казаков.
Начиная с 1763 года, когда произошёл первый крупный взрыв негодования и вплоть до восстания 1772 года, казаки пишут челобитные в Оренбург и Санкт-Петербург, посылают так называемые «зимовые станицы» — делегатов от войска с жалобой на атаманов и местные власти. Иногда они достигали цели и особо неприемлемые атаманы менялись, но в целом ситуация оставалась прежней. В 1771 году яицкие казаки отказались отправиться в погоню за откочевавшими за пределы России калмыками. Расследовать прямое неподчинение приказу отправился генерал Траубенберг с отрядом солдат. Результатом проводимых им наказаний явилось Яицкое казачье восстание 1772 года, в ходе которого генерал Траубенберг и войсковой атаман Тамбовцев были убиты. На подавление восстания были направлены войска под командованием генерала Ф. Ю. Фреймана.
Восставшие потерпели поражение у реки Ембулатовки в июне 1772 года, в результате чего казачьи круги были окончательно ликвидированы, а в Яицком городке размещён гарнизон правительственных войск, вся власть над войском перешла в руки коменданта гарнизона подполковника И. Д. Симонова. Учинённая расправа над пойманными зачинщиками была крайне жестока и произвела гнетущее впечатление на войско, никогда ранее казаков не клеймили, не вырезали им языки. Подавленный Яик затаился, но огонь восстания в любую минуту мог вспыхнуть с новой силой. Большое количество участников выступления укрылось на дальних степных хуторах, всюду царило возбуждение, состояние казаков было подобно сжатой пружине.
В этой обстановке легко находили дорогу самые фантастические слухи о скорой вольности или о переходе всех крестьян в казну, о готовом указе царя, которого за это убили жена и бояре, о том что царя не убили, а он прячется до лучших времён — все они падали на благодатную почву общего людского недовольства настоящим своим положением. Никакой легальной возможности отстаивать свои интересы у всех групп будущих участников выступления просто не оставалось. Россию охватила волна самозванчества. В 1765 году однодворец Гаврила Кремнев объявляет себя Петром III. Он ездит по селам Воронежской губернии и при торжественном богослужении приводит к присяге народ, обещая освобождения от рекрутчины, подушной подати. Схваченный властями, он был жестоко бит по всем тем селам, где ему присягали, клеймен и отправлен на вечную каторгу в Нерчинск. Но на сцене его сменяет другой самозванец, которым оказался армянин Асланбеков, объявивший себя Петром III. Его, как и многих его последователей, били плетьми и ссылали в Нерчинск. Этой эпидемией самозванчества впоследствии и воспользовался Пугачев.