Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:18, реферат
1) Начало крестьянской войны. Боевые действия в Башкортостане на первом этапе народного движения (17 сентября 1773 г. – март 1774 г.).
2) Действия главных сил повстанцев в Башкортостане в апреле–июне 1774 г.
3) Повстанческая борьба в Башкортостане после ухода Пугачева в Поволжье (середине июля 1774 г. – 1775 г.).
Кафедра истории Отечества и культурологии
КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОИНА
1773-1775 ГГ.
ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ
Е.И.ПУГАЧЕВА
НА ТЕРРИТОРИИ
БАШКОРТОСТАНА
§ 1. Начало Крестьянской войны. Боевые действия в Башкортостане на первом этапе народного движения (17 сентября 1773—март 1774 гг.)
Причины восстания. Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева была самым мощным вооруженным выступлением трудовых масс феодальной России против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия. Она охватила обширную территорию на юго-востоке страны (Оренбургскую, Сибирскую, Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую, Астраханскую губернии), где проживало 2 млн. 900 тыс. жителей мужского пола, в своей массе состоящие из крестьян различных категорий и национальностей '. Восстание было следствием углубления кризисных ситуаций в социально-экономической жизни страны, сопровождавшихся усилением феодального и национального угнетения трудовых масс и обострением классовых отношений.
Глубокий антагонизм угнетенного населения страны и господствующей верхушки проявлялся в разнообразных формах классовых выступлений трудящихся масс. Кульминацией народной борьбы стало выступление Пугачева, быстро переросшее в широкую крестьянскую войну. Основные события ее разворачивались на Южном Урале. Причины этому следует искать в социально-экономической и политической истории края.
К началу Крестьянской войны многонациональное население Башкирии имело двухсотлетний опыт совместного проживания, совместного труда и борьбы. В ходе вольной крестьянской, правительственной и частновладельческой колонизации происходило хозяйственно-бытовое сближение народов разных национальностей и этнических групп, складывалось их взаимопонимание, укреплялась дружба между народами.
Абсолютное большинство населения края составляли башкиры, мишари, служилые татары, казаки, не частно владельческие категории крестьянства. Помещичье землевладение не получило широкого распространения. В роли непосредственного эксплуататора трудовых масс выступало само государство. Олицетворением феодального гнета были представители аппарата абсолютистского крепостнического государства, начиная от губернатора и командиров воинских гарнизонов и кончая служителями провинциальных и воеводских канцелярий. Ведущей формой эксплуатации нечастновладельческого крестьянства, нерусских народов, казачества Южного Урала была централизованная рента, представляющая собой совокупность податей и натуральных повинностей в пользу государства2.
1 Кабузан В. М. Изменения в размещении населения России в XVIII—первой половине XIX в. М., 1971. С. 83—102.
2 Назаров В. Д., Рахматуллин М. А. Факторы и формы совместной борьбы народов России в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева (к постановке проблемы) // Народы в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Уфа, 1977. С. 35.
294
Глава X Крестьянская воина 1773—/77.5 гг. па территории Башкортостана
Усиление позиций феодально-крепостнического государства в Башкирии в середине XVIII в. особенно заметно проявлялось в его земельной и финансовой политике. В связи с возведением разветвленной системы крепостных линий и хозяйственным освоением края были насильственно отторжены казной, расхищены помещиками и заводовла-дельцами огромные земельные территории у башкир. Это вело к обострению пастбищно-земельной тесноты башкирского полукочевого хозяйства. Башкирское и тептяро-бобыльское население остро реагировало на усиление фискального гнета (введение в 1747 г. подушной подати с тептяро-бобыльского населения и замена в 1754 г. башкирского ясака принудительной покупкой соли по фиксированной цене).
Для яицких и оренбургских казаков, башкир, мишарей, служилых татар обременительным было выполнение военных потребностей государства. Гарнизонная, сторожевая и пикетная службы, участие в военных походах были связаны с большими материальными затратами на снаряжение и с длительным отрывом от хозяйства основной рабочей силы.
Возрастание феодального гнета проявлялось и в ограничении личных и имущественных прав крестьянства. Особенно тяжелым было положение работных людей и приписных крестьян уральских заводов, страдавших от крепостнических условий труда, натурально-денежных повинностей, жестокого режима жизни, произвола и физических истязаний со стороны заводовладельцев.
Во второй половине XVIII в. с общим расширением крепостной юрисдикции ухудшались социально-политические условия жизни трудового народа. Деятельность Оренбургской экспедиции, организация в 1744 г. Оренбургской губернии привели к созданию большого чиновничье-бюрократического аппарата управления и суда. Все сферы жизнедеятельности населения оказались под контролем абсолютистского государства в лице его местных представителей. Политика правительства была направлена
на ограничение и притеснение судебных , прав государственных крестьян, особенно из среды мусульманского и язычес- | кого населения, ограничения во внутренней социально-политической жизни башкирского общества и казачества. Нерусское мусульманское и русское старообрядческое население было недовольно правительственной вероиспо-ведальной политикой.
Сословно-крепостническое бесправие , и эксплуатация трудящихся вызывали социальный протест народных масс. Классовая борьба трудового народа I страны во второй четверти XVIII в. и в годы, непосредственно предшествующие Крестьянской войне, выливается в ряд крупных восстаний, охвативших до 250 < тысяч помещичьих, монастырских, горнозаводских крестьян. Особенной остротой и стойкостью характеризовались крупные волнения на Авзяно-Петровских, Каслинском, Кыштымских и других заводах Оренбургской губернии, восстание крестьян Далматовского монастыря. Башкирские восстания 1735— ' 1740 гг. и 1755 г., направленные против феодального и национального гнета, способствовали приобретению опыта борьбы с эксплуататорскими верхами. В январе 1772 г. трудовая часть яицких ' казаков подняла вооруженное восстание, направленное в защиту ряда привилегий казачества, в том числе за восстановление прав войскового круга как высшего органа самоуправления. \
В ходе этих восстаний появились зачатки социальной солидарности между трудовыми массами различных национальностей, приведшие к их совместной борьбе в годы Крестьянской войны под предводительством Е, И. Пугачева . Усиление феодального и нацио- . нального гнета в отношении трудовых масс Южного Урала определило их массовое участие в повстанческом движении, несмотря на правовые, социальные, этнические и религиозные различия, отступавшие зачастую на второй план перед общими целями борьбы. Интересы всех социальных сил, составлявших антифеодальный лагерь—крестьянства, приписных крестьян и работных людей
Глава X Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкортостана
295
уральских заводов, нерусских народов, казачества, в целом совпадали.
Скопление на Южном Урале «бунтующих сил», т. е. трудовых масс, недавно вырвавшихся из-под крепостной неволи или еще не испытавших феодальный гнет в его наиболее грубой и тяжкой форме, наличие условий, создающих возможность совместных выступлений широких народных масс разных национальностей, с одной стороны, и наступление крепостничества, усиление феодальной эксплуатации государства в отношении податного населения, с другой стороны, — способствовало превращению этого края в очаг, где вспыхнуло Пугачевское восстание1.
Зачинателями Крестьянской войны 1773—1775 гг. выступили яицкие казаки. Одним из главных условий превращения народного движения в крестьянскую войну было участие на стороне восставших значительной военной силы, способной внести в ряды повстанцев известную военную организованность, решить ряд принципиально важных вопросов повстанческого характера. Именно такую роль в Пугачевском восстании взяли на себя казаки Яицкого, а затем и Оренбургского войск. Однако казачество уже на стадии подготовки восстания ориентировалось на поддержку его крестьянством. Предводитель народной войны Е. И. Пугачев говорил накануне восстания, что «он с войском следовать будет в Русь, которая-де вся к нему пристанет»2.
Несмотря на значительный вклад казачества в организацию восстания, его главной движущей силой было крестьянство. Как и & годы Великой крестьянской войны в Германии, в период Пугачевского движения «борьба свободного крестьянства против все более и более опутывающего его феодального господства сливается с борьбой крепостных и зависимых крестьян за полное уничтожение феодального гнета»'*. Участие в восстании широких масс крестьянства, его интересы, его место в общеисторическом процессе превращали народное движение в общенациональную крестьянскую войну, придавали ей антикре-
постническую, антидворянскую направленность4.
Бердский повстанческий центр. Началом Крестьянской войны 1773— 1775 гг. считается 17 сентября, когда Е. И. Пугачев обнародовал свой первый манифест казакам Яицкого войска, где жаловал их старинными казачьими вольностями и привилегиями, а затем с отрядом в 60 человек выступил в поход к административному центру войска— Яицкому городку.
Предводитель последней Крестьянской войны в России Емельян Иванович Пугачев был выходцем из обедневшей донской казачьей семьи. Он имел хорошую военную подготовку. С 17 лет Пугачев на казачьей службе, участвовал в Семилетней войне 1756—1763 гг., а в 1768—1770 гг. — во второй русско-турецкой войне. За отвагу при штурме крепости Бендеры получил звание хорунжего (младший казачий офицерский чин). В 1771 г. был отпущен по болезни домой. Не добившись отставки, Пугачев перешел на положение «беглого казака». Он много походил по стране, был и за ее рубежами. Жил среди терских казаков, в селениях раскольников-старообрядцев под Черниговом и Гомелем, затем среди заволжских старообрядцев на р. Иргиз и наконец — в Яицком городке. В 1772 г. за подговор яицких казаков к бегству на Кубань Пугачев был схвачен и брошен в казанскую тюрьму, по приговору Сената осужден на каторжные работы в Пелым. Но в мае 1773 г. Пугачеву удалось бежать из казанской тюрьмы. Он вернулся на Яик и с группой казаков в августе—первой поло-
1 Белявский М. Т. Первый этап Крестьянской войны 1773—1775 гг. и его особенности//Ис-тория СССР. 1475. № 1, С. 61.
а Протокол показаний М, А. Кожевникова на допросе 11 сентября 1773 г. в Яицкой комендантской канцелярии // Пушкин А. С. Поли. собр. соч.; В 17-ти т. М.;Л., 1940. Т. 9. Кн. 2. С. 694.
а Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 364.
4 Белявский М. Т. Некоторые итоги изучения идеологии участников Крестьянской войны 1773— 1775 гг. в России//Вестник МГУ. Сер. 8. История, 1978. № 3. С. 20.
296
Глава X Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкортостана
вине сентября обсуждал вопросы предстоящего вооруженного восстания. Казаки оценили ум, решительность, энергичность Пугачева, его находчивость, умение разбираться в событиях и людях, организаторские способности. С их согласия Пугачев принял на себя имя «императора Петра Федоровича», свергнутого с престола в результате дворцового перепорота, и стал во главе повстанцев. Самозванчество Пугачева — «народного заступника царя Петра III» было рассчитано на самую широкую поддержку народа, вынашивавшего наивную идею борьбы за воцарение справедливого монарха.
18 сентября первый пугачевский отряд подошел к Яицкому городку. Встреченные артиллерийской стрельбой повстанцы не решились на штурм крепости. Отряд был малочисленным и не имел ни одной пушки. Пугачев принял решение идти по Яицкой крепостной линии к Оренбургу. По пути движения повстанцев крепости сдавались одна за другой, а казаки, солдаты, башкиры, татары, калмыки пополняли отряд Пугачева. 5 октября повстанцы блокировали Оренбург. Главные силы Пугачева, насчитывавшие 2500 бойцов при 20 пушках, расположились в 5 верстах от города в Берд-ской слободе. С этого дня начался отсчет шестимесячной осады Оренбурга— административного центра обширного края, одной из сильнейших крепостей России.
Повстанческие документы не дают ответа на вопрос о причинах стремления пугачевцев перед походом в центр страны захватить Оренбург. Можно предположить, что, приступая к осаде города, Пугачев и его окружение пошли на удовлетворение требований казаков, башкир, казахов, для которых Оренбург и губернская администрация были олицетворением гнета и насилия феодально-крепостнического государства . С другой стороны, предводитель восстания, видимо, надеялся, овладев Оренбургом, обеспечить себе надежный тыл и собрать здесь многочисленное хорошо вооруженное войско для захвата Казани, Москвы и Петербурга2.
Хотя пугачевцам не удалось взять Оренбург, оформившийся здесь Берд-ский повстанческий центр сыграл значительную роль в организации и расширении повстанческого движения. Фактически под его властью в течение полугода находилась значительная часть Оренбургской губернии. Отсюда вышло 67 манифестов и указов Е. И. Пугачева, десятки указов повстанческой Военной коллегии к казакам, башкирам, русским и нерусским крестьянам, мастеровым и работным людям южноуральских заводов, в которых в той или иной степени нашли отражение экономические, политические, национальные, религиозные требования угнетенных масс. Уже в начальный период Пугачевского восстания определился его антифеодальный характер.
С первых дней восстания повстанцы повели письменную и устную агитацию среди населения Южного Урала. Активное распространение пугачевских воззваний сыграло решающую роль в быстром развертывании восстания. Трудовой народ рассматривал провозглашенные в этих документах вольности и льготы как освобождение от присяги прежним властям, ликвидацию старой администрации, освобождение от различных форм феодальной зависимости. Действия восставших масс шли значительно дальше тех положений, которые содержались в ранних указах и манифестах. Они отказывались подчиняться властям, прекращали работу на заводах, переставали платить налоги и исполнять другие повинности в пользу своих хозяев ^и государства3.
Обращения повстанческого центра, призывы к трудовому люду бороться за свою свободу получили живой отклик среди социальных низов населения края.
Глава X Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкортостана
297
К концу года на службу «Петру III» — Пугачеву в Бердский лагерь прибыло до 25 тыс. повстанцев, было доставлено 86 пушек'. В ноябре 1773 г. Пугачев создал здесь Государственную Военную коллегию — высший военно-политический и административный центр восстания, внесший определенные организационные начала в боевые действия повстанцев и деятельность местных повстанческих органов управления на освобожденных территориях.
1 Военная коллегия много внимания уделяла формированию Главного повстанческого войска, проведению боевых операций, нацеленных на овладение Оренбургом, Яицким городком и другими крупными административными центрами и крепостями. Основную ударную силу народной армии составляла казачья и башкирская конница. И хотя часть башкир, прибывших в Берду в первые месяцы восстания, Пугачев разослал по разным волостям «для возмущения баш-кирцов» и других народов, в его ставке в ноябре — декабре было не менее 5 тыс. башкирских конников, а позднее численность их возросла до десяти тысяч2. С Бердским центром связан первый этап повстанческой деятельности одного из выдающихся предводителей народной борьбы на Урале башкира Шай-тан-Кудейской вол. Сибирской дороги Салавата Юлаева. С 11 —12 ноября до начала декабря 1773 г. он участвовал