Крестьянская реформа 1861г

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Пореформенная Россия представляла из себя пепелище, на котором хищным вороньем торжествовал новый класс богачей - "чумазых", как называли разбогатевших плебеев народники. Реформа 1861 года, вопреки расхожему мнению, разорила большинство крестьян, пустила по миру коренную Россию. Именно на этот период приходится начало обезлюживания центральных губерний - станового хребта русской нации.

Содержание

Социально-политические предпосылки крестьянской реформы………………. ….2
Право собственности на землю………………………………………………………..5
Выкупная операция……………………………………………………………………7
Капитализация оброка………………………………………………………………...11
Крестьянская община……………………………………………………………........12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная ИОГП.docx

— 38.15 Кб (Скачать)
="text-align:center">3. Выкупная операция.

 

Выкупная операция — государственная  кредитная операция, проведённая  правительством Российской империи  в связи с уничтожением крепостного  права (Крестьянская реформа 1861 года). Операция была проведена с целью  способствовать переходу надельной  земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично  свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через  барщину и оброк (так называемые «Временнообязанные крестьяне»).

Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами  земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая). Для получения средств  на ссуды правительство выпустило  особые процентные бумаги, как это  бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Рассрочка была установлена  в 49 1/2 лет с ежегодной выплатой крестьянами правительству 6% от суммы  задолженности.

Правительство принимало  на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных  крестьянами-собственниками и становились  в непосредственное отношение к  правительству по уплате процентов  и погашения по выданным выкупным ссудам.

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной  усадьбы выкупную сумму, исчисленную  на основании 13 — 19 статей Положения  о выкупе, должны были внести сами крестьяне  сполна. Выкупная ссуда имела место  только при приобретении крестьянами  усадебной оседлости вместе с  полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее  правило, был поставлен в зависимость  от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем  случае размер вознаграждения определялся  только выкупной ссудой, и помещик  терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые  всецело зависели от соглашения между  помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее  время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами  наделов. Для определения размера  выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим  образом. Годовой оброк, установленный  в пользу помещика за отведенный в  постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать  и две трети. Из исчисленной таким  образом капитальной суммы, которую  называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами  полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для  покрытия расходов по организации и  ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% — на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и  на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало  также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в  особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой  каждый отдельный домохозяин имел право  внести выкупную сумму, следующую с  него по расчёту, за находящейся в  его пользовании надел, и требовать  затем выдела ему соответственного участка, который становился его  частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в  количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882—1887) выкуплено  больше чем вдвое наделов и  земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Выкупные платежи стали  для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных. Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет  оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян.

В нечернозёмных промысловых  губерниях имела место несоразмерность  выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка (который крестьяне  уплачивали, занимаясь отхожим промыслом) со сравнительно низкой ценностью и  доходностью земли. В этих губерниях  требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический  расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах  выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое  превышало число сделок по обоюдному  соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов  были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и  что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных  по требованию помещиков, на первом месте  стояли все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок были совершены по требованию помещиков.

Несмотря на сделанное  по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи  бывших государственных крестьян в  большинстве губерний были на 20 и  более процентов ниже, чем у  бывших помещичьих крестьян.

Действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп  или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так  что к 1880-м годам временнообязанных  крестьян оставалось еще свыше 15%. Наибольшее число временнообязанных крестьян оставалось в тех местностях, где  помещику казалось невыгодным требовать  выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных  для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности — а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 года, обязательный выкуп, с 1 января 1883 года, для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.

Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов  и на несколько иных основаниях, был распространен и на две  другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных. По положению 26 июня 1863 года о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и  удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли  были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении  помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного  выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а  обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Для определения  выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6% (умножались на 16 2/3); с полученной таким  образом выкупной суммы крестьяне  должны вносить в течение 49 лет  в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким  образом, выкуп земель бывшими удельными  крестьянами был совершён без  посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной  суммы процентными бумагами.

Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить  в 1886 году; но с приближением этого  срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало  оброчную подать на основаниях, необходимых  для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний  срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы  общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы  распределение выкупных платежей между  селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью  состоящих в их распоряжении наделов.

Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был  окончиться в 1932 году, но выкупные платежи  были прекращены с 1 января 1907 года в  рамках столыпинской аграрной реформы  под влиянием революции 1905 года.

 

 

 

 

4. Капитализация  оброка.

 

Крестьяне получали личную свободу и установленный надел  земли за выкуп. Они, однако, оставались в поземельной зависимости от помещиков до тех пор пока не расплатятся  за землю полностью. В течение  этого периода бывшие крепостные назывались временнообязанными и должны были нести прежние повинности —  работать на барщине и платить  оброк. Земли крестьяне получали явно недостаточно. Нормы наделов, полагавшиеся им по «Положениям», были, как правило, меньше тех, которые при крепостном праве предоставлял им помещик. Во всех губерниях происходила «отрезка»  земель у крестьян; помещики старались  оттягать лучшие, наиболее удобные  земли, то избавляясь от внеэкономического принуждения, крестьяне попадали в экономическую зависимость от помещиков. Выкуп за землю рассчитывался по формуле «капитализация оброка из 6%», т.е. крестьянин оказывался должен помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Чтобы помещики получили большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплату 80% выкупных сумм; крестьяне должны были возвратить их казне в течение 49 лет в виде ежегодных платежей.

Знаменитый профессор  словесности, единомышленник Погодина, Шевырев писал из Флоренции 13 апреля восторженные письма, восхваляющие мудрость русского народа, и объяснял ее верою  и любовью, без нее же вера мертва, а сын его, который сидел в  деревне, одновременно писал оттуда, что крестьяне не понимают Положений, ни на какие соглашения не идут и  все надеются получить даром. Историк  С. М. Соловьев, человек трезвого ума  и широчайшего кругозора, обобщил  свои впечатления о том, как народ  принял Реформу, в следующих выразительных  слова: «Крестьяне приняли дело спокойно, хладнокровно, тупо, как принимается  массою всякая мера, исходящая сверху и не касающаяся ближайших интересов - Бога и хлеба». Те лишь крестьяне  обрадовались воле, которых семейство  и собственность были в опасности - но это были не все крестьяне  и не большинство.

Этот отзыв историка-современника характеризует непосредственное, мгновенное отношение крестьянства к Реформе - отношение к самому Манифесту, отнюдь не отношение крестьян к Положению  по существу. Нельзя ведь не признать, что вопрос о хлебе существенно  наново решался этими Положениями? Земля! Как с ней поступает  новая «воля»? И тут перед нами не недоумение, равнодушие, тупость  по отношению к новым правительственным  актам, но прямое неприятие их - неприятие  самой «воли», поскольку эта воля в представлении крестьян оплачивается потерей земли. Там, где крестьяне  встречаются с перспективой отрезки земли, слышатся иногда голоса: «Нет, уже лучше по-прежнему! Кому нужна воля - на тебе воля. Спросили бы сперва нас... Мы бы сказали: бери ее, кто хочет, а нам не надо».

Иногда это нежелание  принять волю в том виде, как  она была им предложена, принимало  массовый и невероятно упорный характер. Наиболее значительным было в этом отношении так называемое Бездненское  дело - усмирение государевым гонцом графом Апраксиным крестьян села Бездны Казанской губернии.

Но было бы ошибочно думать, что крестьянство, отказавшись от активного сопротивления, носившего  характер открытого неповиновения  властям, отказалось, вместе с тем, от иных форм проявления своего отрицательного отношения к Реформе.

 

 

  1. Крестьянская община.

 

Государство последовательно проводило меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе, хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.

Крестьяне получили землю  не в личную собственность, а в  собственность "общины" (деревни  или села).  Община явилась маленькой  демократической ячейкой.  Все  местные вопросы в ней решались большинством голосов. 

 Важнейшей задачей  в общине выло справедливое  распределение "общей" земли 

между отдельными хозяйствами.  Большие семьи получали соответственно больше земли, маленькие - меньше.  Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю.  Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.

Община в России имела  очень большие корни. Наиболее актуальными  вопросами для исследования стали: что такое община, поземельные  отношения общины, роль общины как  социального регулятора, полицейские  и фискальные функции общины, взаимоотношения  с помещиком и с вотчинной  администрации. Община делилась на сельскую общину (общественную) и волостную. Под первой понималось совокупность крестьян, водворенных на землях одного помещика и тяготеющих к одному церковному приходу. Община выполняла полицейские  и фискальные функции, имела самоуправление. Она регулировала важные вопросы  для крестьян:

 • дела о земельных  переделах; 

 • раскладка и сбор  податей, помещик сам не собирал  налоги, ему их платил староста  общины;

 • составляли списки  рекрутской повинности;

 • ряд других менее  важных моментов, например, урегулирование  отношений между общинами.

 Община в ходе реформы  была не только сохранена, но  и укреплена. Впервые применены  законы, которые регламентировали  крестьянское самоуправление. В  сельских сходах главенствовал  и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 – 2000 ревизских душ) – волостное  правление, во главе волостной  староста и волостной суд. Интересен  механизм поощрения на должности  волосного старосты. Волостной староста, прослуживший 3 года, освобождается  от рекрутской повинности на  срок службы, после 6 лет абсолютно  освобождался от рекрутской повинности, а после 9 лет службы мог  освободить от повинности, по  своему выбору, родственника

Информация о работе Крестьянская реформа 1861г