Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:51, реферат
История описывает развитие государств и народностей, обобщает и обрабатывает человеческий опыт. Нельзя понять настоящее развитие, не зная прошлого. Исторический опыт прошлого помогает решать проблемы современности. «История – наставница науки», говорили древние. Меня очень заинтересовал период развития России во второй половине ХIХ в., когда в стране проводились реформы, когда был неустойчивый период в общественных отношениях. Реформа 1861 года – важнейшее событие в экономической истории России XIX века. С ней уходила в прошлое старая феодально-крепостническая система хозяйствования, и наступала новая эпоха экономического развития – эпоха капитализма.
Введение------------------------------------------------------------------------------------------ 3
Предпосылки отмены крепостного права------------------------------------------------- 5
Подготовка отмены крепостного права -------------------------------------------------- 11
Содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь--------- 17
Значение отмены крепостного права----------------------------------------------------- 22
Заключение------------------------------------------------------------------------------------- 25
Список используемой литературы-------------------------------------------------------- 26
Председателем Редакционных комиссий был Я. И. Ростовцев — близкий к Александру II и «беспоместный» (не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежащий ни к какой «помещичьей партии»). Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни «справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра II. Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылались ему из III отделения императорской канцелярии. «В 1859 — 1860 гг. были изданы 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним (статистических данных о состоянии помещичьих имений)»28. После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционных комиссий был назначен министр юстиции В. Н. Панин, известный своими крепостническими взглядами. Однако он не мог сколько-нибудь существенно изменить деятельность комиссий и повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов.
«Проекты Редакционных комиссий обсуждались на 45 заседаниях Главного комитета, которые проходили с 10 октября 1860 г. по 14 января 1861 г»29. После того, как основные положения проекта Редакционных комиссий были приняты Главным комитетом шестью голосами против четырех, проект реформы теперь предстояло обсудить в Государственном совете. «На первом его заседании 23 января 1861 г. председательствовал сам Александр II, затем Блудов. Всего было 14 заседаний, которые завершились только 17 февраля, хоть царь настаивал на завершении работ в первой половине февраля»30.
Подписание «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было приурочено к 19 февраля — 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Первоначальный его текст был составлен Н. А. Милютиным и Ю. Ф. Самариным, но по повелению царя он был переделан московским митрополитом Филаретом: он должен был придать Манифесту форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян. Манифест проводил идею «добровольности» и «жертвенности» дворянства (от которого якобы исходила инициатива освобождения крестьян), навстречу пожеланиям, которого пошел государь. Манифест призывал крестьян к «спокойствию и благоразумию», к неукоснительному выполнению установленных законом повинностей.
«19 февраля, был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и был призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля 1861 г., рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих «Положений», изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия»31.
Правительство прекрасно понимало, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян, поэтому приняло ряд чрезвычайных мер для подавления крестьянских восстаний, которые могли вспыхнуть в ответ на «даруемую волю». Заранее были составлены подробные инструкции и предписания о дислокации и действиях войск на случай крестьянских «беспорядков». В течение декабря 1860 г. — января 1861 г. проходили секретные совещания военного министра, министра внутренних дел и министра двора, военного генерал-губернатора Петербурга и начальника III отделения, на них обсуждались меры по охране правительственных зданий и царских дворцов во время объявления Манифеста о «воле». Приходскому духовенству разослано было предписание от Синода, чтобы оно в своих проповедях убеждало крестьян сохранять спокойствие и повиновение властям.
С необходимым количеством экземпляров Манифеста и «Положений» после подписания их царем и опубликования в печати в губернии были отправлены флигель-адъютанты царской свиты, на которых возлагалась обязанность объявления «воли». Они наделялись широкими полномочиями для подавления возможных крестьянских «беспорядков». В подчинение флигель-адъютантам переходили все местные власти и дислоцированные в губерниях войска.
«Подготовка к обнародованию «воли» потребовала две недели. Обнародование проходило в течение месяца — с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах)».32
Содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь.
19 февраля 1861 года царем было утверждено «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Был принят также и составленный митрополитом Филаретом по этому случаю царский манифест. «5 марта 1861 года «Положение» и «Манифест» были обнародованы и, таким образом, реформа «величайшей справедливости» во имя «блага» крестьян началась».33
««Положения» 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных актов: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положения» — «О выкупе», «Об устройстве дворовых людей», «О губернских по крестьянским делам учреждениях», а также «Правила» — «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам людях» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в них у 100 428 помещиков насчитывалось 22 563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам».34
«По «Положению» 19 февраля 1861 года» помещик был обязан предоставить надел, а крестьяне обязаны были его получить».35 Обязательный надел рассматривался как условие для обеспечения уплаты крестьянами государственных податей и выполнения повинностей по отношению к помещикам. Земля считалась собственностью помещиков, которые предоставляли крестьянам в постоянное пользование усадебный участок и полевой надел. Размеры надела были различны для нечерноземной и степной полос. Землей наделялись лишь лица мужского пола. В пределах установленных низших и высших норм помещик мог производить «отрезки» в свою пользу, если прежний надел крестьян превышал высшую норму или у помещика оставалось меньше 1/3 удобной земли и, наконец, если крестьянин соглашался бесплатно получить в собственность не более ¼ надела. Кроме того, помещики имели право отнимать у крестьян лучшие земли и в обмен предоставлять худшие или вклинивать свои земли в крестьянские, создавая выгодную для себя чересполосицу.
«Положение» сохраняло общинное землепользование крестьян, в условиях которого земли предоставлялись не отдельным крестьянам или дворам, а сельскому обществу, которому помещики давали так называемые уставные грамоты.
«Лесные угодья по реформе оставлялись за помещиками. В результате около 10 млн освобожденных ревизских душ получили в среднем 3,5 десятины на душу: полмиллиона получили так называемые дарственные наделы размером не более десятины. В черноземных губерниях наделы составляли в среднем 3-5 десятин, в нечерноземных – 3-4 десятины».36
Земельные наделы не обеспечивали прожиточного минимума крестьян( прожиточный минимум обеспечивали 5-8 десятин). По «Положению» земли у крестьян оказалось меньше, чем было при крепостном праве. «Отрезки» составляли 25-40% земельного фонда, которым крестьяне пользовались до освобождения.
Таким образом реформа 1861 года создала благоприятные условия для сохранения кабальной зависимости крестьян от помещиков и принудительной аренды крестьянами помещичьей земли на самых тяжелых условиях.
Усадьбу крестьянин мог выкупить в любое время, а надел – лишь с согласия помещика или по его принуждению. В переходное время, до выкупа земли, крестьяне считались временнообязанными, после выкупа они переходили в состояние «крестьян– собственников». Условия и порядок выкупа наделов определялись самим помещиком. В основе исчисления выкупной суммы за усадьбу и полевой надел была положена сумма годового оброка.
Так как крестьяне не могли сразу внести выкупные суммы, которые помещики стремились получить немедленно, государство организовало «выкупную» операцию. «Правительство выплачивало 80% стоимости выкупа помещикам, а 20% крестьяне выплачивали сами. Полученную от правительства ссуду крестьяне должны были погасить в течение 49 лет, уплачивая государству еще 6% дохода за «одолжение». В целом выкупные платежи составили громадную сумму свыше 2 млрд рублей».37
«В отличие от имущественного бесправия крепостного закон признавал полную собственность крестьян на движимое имущество, неотчуждаемость усадебной оседлости впредь до выкупа усадебной земли в полную собственность».38
Дворовые освобождались бесплатно, но и без полевых наделов. По «Положению» крестьяне получали права: могли заключать всякого рода сделки, заниматься торговлей, промыслами, вступать в брак без согласия помещика. Крестьянин из раба превращался в личность.
На более льготных условиях были освобождены удельные(бывшие императорские) и государственные крестьяне. Они получили несколько большее земельное обеспечение по сравнению с помещичьими крестьянами, право немедленного выкупа, а удельные крестьяне в течение двух лет в разряд крестьян- собственников.
Для управления крестьянами были созданы новые органы: все крестьяне входили в сельское общество и составляли сельский сход, избиравший сельского старосту, волостной сход избирал волостное правление, волостной суд и волостного старшину. Сельский староста и волостной старшина имели право штрафовать крестьян, арестовывать и применять к ним телеснее наказания. (Волость – это административная единица, которая была в ходе реформы впервые введена в помещичьих землях.)39
Крестьянское управление было чрезвычайно ограничено в своей деятельности, не имело почти никакой самостоятельности. Сохранились крепостнические черты, оно носило тягловый характер, так как его главной задачей было обеспечение своевременного поступления государственных податей и правильного отбывания крестьянами повинностей для помещиков. Участие в этом общественном управлении являлось обязанностью, отказаться от которой без уважительных причин было невозможно.
Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. «За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год — 1859 волнений. Более половины их (937) было подавлено военной силой».40 Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне никак не могли поверить в то, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают исполнять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их значительной части прежних наделов, а предоставленные им объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародованные «Положения» поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю», другие же пытались отыскать эту «волю» в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о «воле». С 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль. «В 1864 г. произошло 156 волнений, в 1865 г. — 135, в 1866 г. — 91, в 1867 г. — 68, в 1868 г. — 60, в 1869 г. — 65 и в 1870 г. — 56».41 Изменился и их характер. Если сразу после обнародования «Положений» 19 февраля 1861 г. крестьяне с немалым единодушием заявили свой протест против освобождения «по-дворянски», то теперь они больше сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.
Проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России исходило из основных принципов «Положений» 19 февраля 1861 г. — предоставление личной свободы крестьянам и надельной земли за повинности, с правом выкупа наделов.
В 1864 г. было отменено крепостное право в 6 губерниях Закавказья, в которых насчитывалось 506, 6 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян. 13 октября 1864 г. было издано «Положение» об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, по которому крестьяне получали личную свободу, но земля оставалась в собственности помещиков, выделявших крестьянам определенное законом количество полевой земли и усадьбу за следующие повинности: внесение 1/4 урожая с пашен и виноградников и 1/3 укоса трав с сенокосов. Кроме того взималась плата по 3 руб. в год за усадьбу в размере 0, 5 десятины. При выделении крестьянам усадьбы и наделов помещик имел право сохранить за собой не менее половины всей земли в имении. Дворовые люди и арендаторы землей не наделялись. Создавались аналогичные российским органы крестьянского управления, но за помещиком на период временнообязанного положения крестьян сохранялось право вотчинной полиции. Выкуп наделов всецело зависел от воли помещика.
13 октября 1865 г. это «положение» было распространено на Западную Грузию (Кутаисскую губернию), а 1 декабря 1866 г. на Мингрелию. В результате реформы 1864-1866 гг. грузинские крестьяне потеряли свыше 20% своей прежней надельной земли.
В 1870 г. было отменено крепостное право в Абхазии, а в 1871 г. в Сванетии. Здесь крестьяне получали от 3 до 7 десятин земли на двор и обязаны были за это в течение 4 лет «нести службу, работу и прочие повинности» или внести выкупную плату в размере от 50 до 120 руб. для мужчин в возрасте 1-50 лет и женщин 10-45 лет.
Крепостное право в Армении и Азербайджане было отменено «Положением» 1870 г. В основу его были положены принципы закона 1864 г. для Грузии. Здесь крестьяне получили в пользование по 5 десятин на 1 душу мужского пола — значительно больше, чем в Грузии, Абхазии и Сванетии.
В 1912-1913 гг. были изданы законы об обязательном переводе бывших помещичьих крестьян Закавказья на выкуп. Однако перевод на выкуп здесь не был завершен вплоть до 1917 г., когда на временно обязанном положении продолжали оставаться еще 55% крестьян. Таким образом, в Закавказье дольше всего сохранялись феодальные отношения. Условия отмены крепостного права здесь содержали больше крепостнических пережитков, что объясняется относительной отсталостью этого региона в социально-экономическом отношении по сравнению с центральными регионами России.
Более благоприятными оказались условия крестьянской реформы в Бессарабии. Основную массу сельского населения в ней составляли царане (по-молдавски — земледельцы) — лично свободные, но сидевшие на помещичьих землях крестьяне, обязанные за нее выполнять в пользу ее владельцев определенные феодальные повинности. Царан насчитывалось до 400 тыс. человек обоего пола — примерно 60% населения Бессарабской области. «Положение» 14 июня 1868 г. о царанах предоставляло им землю в подворное пользование в размере от 8 до 13, 5 десятин на двор. За 1 десятину царане обязаны были уплачивать от 1 руб. 20 коп. до 2 руб. 50 коп. в год оброка. Законом от 14 мая 1888 г. остававшиеся на временно обязанном положении 40% царан были переведены на обязательный выкуп.