Крестьянская реформа 1861 г. и её реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Реформа 1861 г. была стартовым событием для России. Ведь что вообще есть любая реформа, как не реакционная попытка путем структурной перестройки продлить агонию отжившего строя во имя сохранения власти существующей элиты, являющейся тормозом общественного развития? Это совершается против интересов большинства народа, ценой его обнищания и погибели.

Содержание

Вве¬де¬ние …………………………………………………………………………..3
Гла¬ва I . Отмена крепостного права…………………………………...................5
1. Предпосылки падения крепостного права…………………………..….5
2. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе……….…11
Гла¬ва II. Подготовка и проведение реформы 1861 года………………………15
1. Суть и основные положения крестьянской реформы ……………….15
2. Последствия крестьянской реформы ………………………………....21
За¬клю¬че¬ние …………………………………………………………………..…..26
Спи¬сок ли¬те¬ра¬ту¬ры……………………………………………………..…….….27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 55.12 Кб (Скачать)

 

  1. В речи, обращенной к московским дворянам, император Александр впервые  дал ясно понять, что намерен уничтожить крепостное право: «Я не имею намерения сделать это сейчас; но конечно, и сами понимаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу» (1856, 30 марта).

Со времён императрицы Екатерины II Россия ещё не слышала столь мудрых слов: это была целая государственная программа в применении к одному крестьянскому вопросу. Своим обращением к дворянам император Александр II как бы заявлял: «Не следует дожидаться, пока разразиться гроза: её надо предупредить громоотводом; не следует допускать, чтобы у нас насильно вырвали согласие: необходимо брать инициативу в свои руки, самим идти навстречу обществу, если потребность в перемене стала для него настоятельной и всеобщей; в жизни государства нет ничего «вечного» и «незыблемого»: жизнь есть постоянное обновление; сменяются поколения, а сними меняются и формы, условия, сами цели человеческой жизни; мудрость правительства в том, чтобы угадать момент, когда реформа настолько назрела, что откладывать её значило бы или вызвать движение снизу (революцию) или задержать естественный рост государственного организма, который вследствие этого неизбежно захиреет и потеряет свои жизненные соки».

  1. Государю хотелось, чтобы инициатива шла не от правительства, а от самих дворян, но те оставались глухи к его пожеланиям. Первую поддержку нашёл он в великой княгине Елене Павловне, решившей отпустить на волю 15000 крестьян, живших в её обширном поместье Полтавской губерне (12 сёл и деревень под общим названием «Карловка»), предоставив им на выкуп часть состоящей в их пользовании земли. «Проницательным умом своим она понимала, что освобождение 15 тысяч душ с землёй, сделанное русской великой княгиней и старейшим членом императорского дома, будет в нашей внутренней жизни событием первостепенной важности, последствия которого, в смысле нравственного воздействия и подражания, могут быть огромны. Карловка была в её рука будильником, дававшим возможность время от времени напоминать о необходимости освобождения и двигать со своей стороны это дело. Так был положен первый камень к практическому освобождению крестьян» (Кони).
  2. Инертность дворянства побудила правительство учредить (1857, 3 января) Секретный комитет из высших сановников для подготовительной работы; но члены Комитета, оказалось, не разделяли мыслей государя, считая освобождение крестьян преждевременным, опасным, и потому тормозили дело. Одновременно крестьянский вопрос стал разрабатываться и в минестерстве внутренних дел (министр Ланской, его товарищ Левшин, Милютин, Соловьёв): остановились на мысли освободить крестьян, признав за помещиками право собственности на землю, а за крестьянами – право пользования ею (записка 26 июля 1857 г.)
  3. Дворяне северо-западных губерний (Вильно, Ковно, Гродно) первые среди русских дворян сдвинули дело с мёртвой точки, проявив в нём, как того желал государь, инициативу: они заявили о желании дать свободу своим крестьянам, однако без земли. На последнее император Александр не согласился и в ответ рескриптом на имя генерал-губернатора Назимова (1857, 20 ноября), предписал открыть в северо-западном крае губернские комитеты, предначертав основания, из которых надлежало исходить в осуществлении реформы: а) за помещиками признавалось право собственности на землю б) за крестьянами – право приобрести за денежный выкуп свою усадебную оседлость; в) в уплату за оброк или барщину помещик обязывался наделить своего крестьянина, в пользование, необходимым ему количеством земли.

Рескрипт  государя говорил пока только об «улучшении быта крестьян», но в пояснительной  к нему бумаге министра Ланского указывалось, что под этими словами следует  понимать освобождение от крепостной зависимости. По настоянию великого князя Константина Николаевича, Секретный комитет постановил разослать и рескрипт, и министерское пояснение не только в северо-западные губернии, но вообще всем губернаторам для сведения и соображения. Эта мера сильно двинула вперёд дело освобождения – она явилась своего рода призывом правительства ко всему русскому дворянству последовать примеру дворянству литовского. Большинство Комитета (по убеждению крепостники) на другой же день поняло великое значение этого шага и хотело испросить у государя разрешение приостановить рассылку рескрипта; но было уже поздно: Ланский и его вдохновитель Н.А. Малютин распорядились немедленно в ту же ночь отпечатать обе бумаги, и уже 21 ноября они были сданы на почту.

  1. С таким же рескриптом, как дворянам литовских губерний, Александр II обратился к дворянам петербургским (1857, 5 декабря) и на приёме (9 декабря) сказал им: «Медлить долее нельзя; моя непременная воля, чтоб это было исполнено».На царский призыв первым откликнулось нижегородское дворянство (1857, 17 декабря), за ним московское (1858, 7 января). Император Александр воспользовался своей поездкой по России (Вологда, Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Москва: июнь, август, сентябрь), чтобы самым настоятельным образом пропагандировать среди дворян идею освобождения. Повсюду стали образовываться губернские комитеты (всего 48), для выработки проектов нового положения о крестьянах.Вместо Секретного комитета был учреждён в непосредственном ведении и под председательством государя «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии» (1858, 8 января).
  2. Год спустя (1859, 4 февраля) образовано две редакционные комиссии для составления: одна – общих, другая – местных положений, на основании материала, собранного губернскими комитетами, - обе комиссии под председательством и руководством Я.И. Ростовцева (наиболее выдающиеся члены этих комиссий: Соловьёв, Милютин, М.Н. Любощинский, Ю.Ф. Самарин, князь Б.А. Черкасский, П.П. Семёнов).В сентябре 1859 г. в Петербург съехались депутаты от губернских комитетов для детального обсуждения вопроса и для примирения разногласий, возникших на месте, в губерниях. Однако противоречие во взглядах проявилось в столицу ещё резче. Одни отстаивали необходимость, освобождая крестьян, наделить их землёй не в условное пользование, а в полную собственность, и притом считали необходимым одновременно ввести суд присяжных, независимый от администрации, с гласным судопроизводством; другие же пугали государя, будто служилое чиновничество (бюрократия), из антогонизма к дворянству, втайне намеревается ввести в Россию конституцию по западному образцу. Были сторонники создания в России крупной земельной аристократии наподобие английской, с предоставлением ей вотчинных прав (сельская полиция). Значительное число помещиков, желая удержать землю в своих руках, соглашалось на передачу её в пользование, но только на короткий срок. Большинство губернских депутатов было недовольно Главным комитетом: по их мнению, размер надела он определял слишком высокий, а денежный выкуп слишком низкий. По смерти Ростовцева (1860, 5 февраля), руководство выработкой реформы перешло к министру юстиции, графу В.Н. Панину. Он не сочувствовал освобождению; пытался, насколько мог, сойти с направления, которого держался Ростовцев, но главные основания реформы были уже окончательно установлены и изменить их не предоставлялось возможным.

Редакционные  комиссии закончили свои работы (кодификацию  своих трудов) и были закрыты (1860, 10 октября).В день своего восшествия на престол, в шестую годовщину (1861, 19 февраля), император Александр подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а через 2 недели, 5 марта, манифест был обнародован в Петербурге во всеобщее сведение. В ходе реформ предстояло решить ряд противоречий. Большинство помещиков очень не хотело расставаться с землёй. Некоторые не хотели давать свободу крестьянам. Личный энтузиазм Александра II и его единомышленников стимулировали освобождение крестьян. 1861 года был обнародован манифест.

           Глава II. Подготовка и проведение реформы 1861 года.

                1.    «Суть и основные положения крестьянской реформы»

 

Подготовка реформы сначала  велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во  всех  губерниях (кроме  Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы.  Центральное  руководство  подготовкой  реформы сосредоточилось  в созданном в 1858 году  Главном  комитете  по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном  комитете были созданы  редакционные  комиссии.

  Ни торгово-промышленная  буржуазия, ни тем более крестьянство  к подготовке реформы не были  допущены. А  готовившие  реформу  дворяне стремились главным образом  к тому, чтобы обеспечить собственные  интересы.

  Центральным вопросом  реформы,  по  которому  шла   борьба внутри помещичьего   класса,  был  вопрос  о   том,  освобождать крестьян с  землей или без земли. По  этому  вопросу  шли  споры  между группами крепостников  и либералов.             К  крепостникам  принадлежала  феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной  ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась,  стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за  выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали  капитал для ведения капиталистического хозяйства на  оставшейся  у них земле.

  Существовала также  классовая борьба вокруг реформы.  Интересы народных масс в царских  комитетах и  комиссиях   не  представлял никто. Основная  борьба вокруг реформы велась  не  между дворянскими группировками,  а между помещиками и самодержавием,  с одной стороны, и крестьянством  - с другой. Интересы крестьян  выражали революционные демократы.  Несмотря на жесткую цензуру,  в своих выступлениях они призывали  к полной ликвидации крепостничества  и помещичьего землевладения,  к передаче  всей  земли крестьянам  без всякого выкупа. Борьба  революционных   демократов, непрекращающиеся крестьянские  волнения заставили  царское  правительство отказаться от  наиболее реакционных вариантов  реформы и пойти на некоторые  уступки крестьянству. Было  принято  компромиссное, примирившее всех  помещиков  решение  освободить  крестьян с минимальным наделом  земли за выкуп. Такое  освобождение  обеспечивало помещиков, как рабочими  руками, так и  капиталом.

  Закон об отмене  крепостного права - "Положение  о  крестьянах вышедших из крепостной зависимости" - был подписан  Александром II 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов:

1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.

2. Наделения крестьян  землей и определения крестьянских

повинностей.

    1. Выкупа крестьянских наделов.

Положения 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами. Принципиальное значение имели: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», положения о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а также правила о порядке введения в действие положений, о крестьянах мелкопоместных владельцев, о приписанных к частным горным заводам людях и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в которых у 100 428 помещиков насчитывалось 22563 крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация  феодальных отношений в деревне  – не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получили не сразу после обнародования Манифеста и положений. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течении ещё двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать хотя и несколько изменённые, но по сути те же повинности, что и при крепостном праве.

Со  дня обнародования Манифеста 19 февраля  1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление» Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец взяли крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселёва.

Вводились следующие сельские и волостные  органы управления. Первоначальной ячейкой  являлось сельское общество, ранее составлявшее имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы – общие угодья и общие обязательства перед помещиком.

Сельский  сход ведал вопросами общинного  землепользования, раскладкой государственных  и земских повинностей, имел право  удалять из общества «вредных и порочных», устранять от участия на сходе  на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решение схода имели  законную силу, если за них высказывалось  большинство присутствующих. Несколько  смежных сельских обществ, в которых  числилось в общей сложности  от 300 до 200 крестьян мужского пола, составляли волость.

Важную  роль в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах играл созданный  летом 1861 г. институт мировых посредников. На посредников возлагались посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на землю в имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за неё установленные положениями повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.

При определении норм крестьянских наделов  учитывались особенности местных  природных и экономических условий. Исходя из этого вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную, а полосы в свою очередь делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).

В нечерноземной  и черноземной полосах устанавливались  «высшая» и «низшая» нормы наделов, а в степной – одна так называемая «указанная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные размеры участка превышали «высшую» или «указанную» нормы, и прирезку, если его размер не достигал «низшей» нормы.

Информация о работе Крестьянская реформа 1861 г. и её реализация