Крестьяне и процесс их закрепощения на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

При написании данной работы была поставлена цель: рассмотреть процесс становления крепостного права в России. Знать основные стадии этого процесса необходимо потому, что он сыграл немалую роль в оформлении государственности нашей страны, оказал громадное влияние на развитие истории России, культуры и становление менталитета русского народа.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
* изучить происхождение категории крепостного права;
* рассмотреть специфику этапов закрепощения крестьянства на Руси;
* представить последствия закрепощения крестьян.

Содержание

Введение 3
1. Категории крестьянства на Руси 4
2.Предпосылки закрепощения крестьян 5
3.Возникновение и развитие крепостного права 6
3.1.Судебники 1497 и 1550 годов 6
3.2.Указ царя Федора Иоанновича об отмене права выхода 7
3.3.Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года 9
3.4.Указ Шуйского от 9 марта 1607 года 11
3.5.Соборное Уложение 1649 года 11
4.Последствия закрепощения крестьян 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

крd (2).docx

— 44.59 Кб (Скачать)

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

    НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ 

    Кафедра конституционного, административного  и международного права 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    КРЕСТЬЯНЕ И ПРОЦЕСС ИХ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ НА РУСИ. 
     
     
     

                    Выполнила

                    студентка 1 курса,

                    группы  З-03

                    Челялетинова  Д.А 

                    Проверил

                    канд.истор.наук, доцент

                    Петренко  М.С 
                     
                     
                     

    Новосибирск 2011 

Содержание 

Введение 3

1. Категории крестьянства  на Руси 4

2.Предпосылки  закрепощения крестьян 5

3.Возникновение  и развитие крепостного  права 6

3.1.Судебники  1497 и 1550 годов 6

3.2.Указ  царя Федора Иоанновича  об отмене права  выхода 7

3.3.Указ  о пятилетнем сыске  крестьян от 24 ноября 1597 года 9

3.4.Указ  Шуйского от 9 марта  1607 года 11

3.5.Соборное  Уложение 1649 года 11

4.Последствия  закрепощения крестьян 14

Заключение 15

Список  использованной литературы 16 

 

    Введение

 
 

    Крепостное  право (крепостничество) – форма  зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

    Крепостное  право зародилось на заре феодальной эпохи как альтернатива, причем более  прогрессивная, рабовладельческому строю.

    В то время самой большой ценностью  у народов была земля. И поныне фольклор доносит до нас отголоски  культа поклонения земле. Все войны  и набеги так или иначе были связаны с захватом или переделом  земли, которая уже тогда рассматривалась  как собственность.

    При написании данной работы была поставлена цель: рассмотреть процесс становления крепостного права в России. Знать основные стадии этого процесса необходимо потому, что он сыграл немалую роль в оформлении государственности нашей страны, оказал громадное влияние на развитие истории России, культуры и становление менталитета русского народа.

    Исходя  из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:

  • изучить происхождение категории крепостного права;
  • рассмотреть специфику этапов закрепощения крестьянства на Руси;
  • представить последствия закрепощения крестьян.
 
 
 

 

1. Категории крестьянства на Руси

 
 

    Крестьяне составляли основную массу жителей  Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных (или  чернотяглых), живших на черных, государственных  землях (верховным собственником  их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях  бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные  крестьяне, как и черные посадские  люди, жили общиной, которая владела  землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну. Источники  называет их ещё письменными или  численными людьми, потому что они  все исчислены (учтены), несут тягло  и распоряжаются своей землей не иначе, как с согласия общины и  при условии передачи новому владельцу (наследнику, арендатору или покупателю) лежащего на данном участке земли  тягла.

    Крестьяне, жившие в частновладельческих вотчинах, строили свои отношения с владельцами  земли на условиях ряда – договора. Садясь нa неосвоенную или запущенную землю и беря обязательство расчистить поля и луга, распахать пашню, построить  дом и т.п., крестьянин получал  льготу (освобождение от уплаты податей  на 2, 5 и более лет) и подмогу (ссуду) – деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. Ссуда денежная – серебром – дала название крестьянам, ее взявшим, – серебренники. Необходимость  возврата ссуды при уходе с  насиженного места не только сдерживала выход, но делала его практически  невозможным, ибо крестьянин после  окончания льготных лет значительную долю своего продукта отдавал владельцу  земли в виде подати – своеобразной платы за пользование ею.

2.Предпосылки закрепощения крестьян

 
 

    После возвышения Москвы, в XV веке, основным фактором хозяйственной и социальной истории Московской Руси становятся огромные земельные просторы при  постоянном недостатке рабочих рук  для их обработки.1

    Поэтому основными предпосылками закрепощения крестьян явились следующие аспекты.

  • . Природная среда. В природно-климатических условиях обширной России, при ее геополитическом положении изъятие все большей части продукта, производившегося крестьянами, необходимой для развития общества (укрепления государства, обеспечения возникшего чиновного аппарата, выплаты жалованья стрельцам и пушкарям и т.д.), требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения.
  • Противостояние крестьянской общины и общинного сознания поместному землевладению. У крестьян сложилась двойственная идея собственности, где различались верховное обладание и практическое хозяйственное использование. Эта идея нашла свое воплощение в формуле - "земля Божья и - крестьянская". Высшая власть над землей принадлежит Богу и власти от Бога - православному князю (царю), боярину и т.д., но крестьянин ее обрабатывает, организует на ней хозяйство, управляет им - он ее хозяин.
    • Государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.
    • Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия - помещиков и вотчинников рабочей силой, а государства - налогоплательщиками.
    • Духовные факторы. Закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от внешних враждебных сил.

      Наступление государства и помещиков на права и свободы крестьянского населения в определенной мере начинается с конца XV века, с изданием княжеского судебника.

3.Возникновение и развитие крепостного права

3.1.Судебники 1497 и 1550 годов

 

    Традиционно, в отечественной историографии  за своеобразную точку отсчета в  развитии крепостного права в  России принимают Судебник княжеский 1497 года и, появившийся спустя полвека, Судебник царский 1550 года. Отмечая роль судебников в изменении положения  крестьянства, обычно упоминаются нововведения, установленные в данных законодательных  актах. Наиболее заметное из них –  ограничение срока перехода крестьян. Статьей 57 было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (25  ноября).

    Относительной новизной было установление уплаты пожилого для всех разрядов крестьян – ранее  подобная пошлина взималась лишь с некоторых групп с повышенной личной зависимостью. При переходе крестьянин должен был выплатить  пожилое. Судебник 1497 устанавливает  размер пожилого – в степной полосе 1 рубль (царский судебник прибавит еще два алтына), а в лесной полтину. Судебник оговаривает и  зависимость величины пожилого от срока  проживания крестьянина на земле.

    Оговаривался  в судебниках и вопрос, касающийся выплаты податей. При переходе крестьянина  возникал вопрос, кому платить подать с оставляемого засеянного участка. Судебник царский решает, что, если останется у крестьянина хлеб в земле, то он может сжать его, уплатив в пользу владельца боран  и два алтына, но пока рожь его  была в земле, он должен платить царскую  подать со своего прежнего участка, несмотря на то, что все его отношения  с владельцем прежнего участка прекращаются.2

    Царский судебник упоминает и о барщине, как явлении общем и законном, позволяя «не делать боярского дела»  крестьянину, который перешел и  лишь хлеб его оставался в земле.

3.2.Указ царя Федора Иоанновича об отмене права выхода

 

    В русской исторической науке существует мнение, что в конце XVI века, в 1592 году при Федоре Иоановиче был издан  указ отменивший право выхода, но однозначно доказанным это мнение быть не может, поскольку сам текст указа не обнаружен. В разгар военных действий между русскими войсками и Стефаном Баторием, когда успех склонялся в сторону Батория, 15 января 1580 года по инициативе Ивана Грозного был созван церковный собор по вопросам не строго церковного характера. Ставился вопрос о том, как церковь может помочь государству, а в частности «воинскомучину», пришедшему в оскудение (речь шла о монастырских землях и привилегиях). Церковь вынуждена была «уложить» то, что требовал от них царь и политический момент, то есть отказаться от расширения своих, и без того огромных, землевладений. Служилый человек требовал земли, иначе он не мог крепко ополчаться против врага. В 1584 году, после заключения тяжелого для Москвы мира, вновь созванный при Федоре Иоановиче собор, не только подтвердил это решение, но и расширил постановку вопроса. Речь шла уже не только об ограничении притока новых земель, но и о податных привилегиях монастырей, которые являлись приманкой для мятущегося в поисках лучшей жизни крестьянства. Таким образом, церковь соглашалась принести жертвы в пользу служилого населения. Собором было постановлено, что с 1 сентября 1584 года тарханы отменяются «на время... до государеву указу». Таким образом, уже в 1584 году Юрьев день не действует, зато в казну поступает значительный земельный фонд. Вопрос о крестьянстве, без которого земельный фонд не имел ценности, решительно и неизбежно вплетался в сложную политическую программу, а правительственное уложение, упомянутое выше, касалось не только земли, но и дальнейшей судьбы крестьян. 3

    С 1581 по 1586 все годы были заповедными, затем в источниках наблюдаются  некоторые пробелы до 1590 года, а  относительно 1590, 1592, 1594 и 1595 достоверно известно, что и эти годы были заповедными. Из указов Бориса Годунова 1601 – 1602 года выясняется, что практика заповедных годов стала правилом, а выход, разрешенный Годуновым для нескольких годов начала XVII скорее является исключением из этого правила. Что касается района распространения этого закона, то, очевидно, распространялся он на территорию всего Московского государства. Да и не было у правительства сколько-нибудь веской причины отменять Юрьев день только на какой-то определенной территории страны.

    В 1592 году начинается новое описание земель, сопровождавшееся «временной»  отменой Юрьева дня. Впоследствии, писцовые книги стали считаться основанием крестьянской крепости. Этот государственный  акт явился обобщением долголетней  практики использования писцовых книг и выписей из них для удостоверения  владельческих прав на крестьян.

3.3.Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года

 

    Между тем, несмотря на всю свою приниженность  и забитость крестьяне не желали мириться с новым своим положением. Всеми имевшимися у них средствами они протестовали как умели. Истории  известны массовые крестьянские волнения в этот период, однако наиболее распространенной и излюбленной формой протеста для  крестьян был побег. В этом отношении  служилые люди были наиболее уязвимы. Во-первых, им приходилось часто  отлучаться из дома и они не могли  организовать эффективную охрану «живого  инвентаря», а во-вторых, мелкие помещики ничем не могли содействовать  властям в поисках бежавших. В  такой обстановке появляется знаменитый указ от 24 ноября 1597 года. Этим указом устанавливалась  пятилетняя давность исков на беглых крестьян. Землевладельцы, у которых  выбежали крестьяне за 5 лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитную о сыске беглых, могли рассчитывать на содействие со стороны государственной власти.

    А между тем терпение крестьянства было вовсе не безграничным, они  все чаще старались бежать туда, где бы не было вообще никаких землевладельцев. Объединяясь, такие крестьяне могли  выносить требования от общего имени. На фоне общего нестабильного положения  в стране, которым характеризовалось  Смутное время в России, крестьянские выступления были как нельзя некстати и потому правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки-указы Бориса Годунова

Информация о работе Крестьяне и процесс их закрепощения на Руси