Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:58, контрольная работа
Верования восточных славян IX-X столетий представляли собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня – отсюда и обычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с изменением, в связи с этим, социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога.
План
Предпосылки и причины принятия христианства.
Как происходило крещение Руси.
Значение и последствия принятия христианства.
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство науки и
ГОУ ВПО Рыбинская государственная
авиационная технологическая
Кафедра социологии
На тему: «Крещение Руси»
Выполнила Красавина С. К.
студентка гр. ЗЭМП-11, 1 курса
Преподаватель Дергачева И. С.
Оценка –
Подпись преподавателя
Дата
План
Заключение.
Список используемой литературы.
1. Предпосылки и причины принятия христианства.
Верования восточных славян IX-X столетий представляли собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня – отсюда и обычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с изменением, в связи с этим, социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, – говорит летопись, – и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
В это же время русские дружинно-купеческие экспедиции в своих ежегодных тысячеверстных путешествиях соприкасались со многими христианскими странами. В Константинополе русские проводили целых полгода, распродавая привезенные результаты зимнего полюдья и запасаясь такими греческими товарами, как шелка, золото, вино, овощи и фрукты. Естественно, что при таком устойчивом контакте с христианскими землями христианство могло проникать в русскую среду. Большая часть киевской дружины состояла из христиан.
Более того, в христианизации молодой, но могучей Руси была прямо заинтересована Византийская империя, считавшая, что каждый народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, уже тем самым становился вассалом православной империи. К X в. христианство стало крупной политической силой в средневековом мире. Сочетание Нового завета, проповедовавшего смирение и покорность властям, с архаичным воинствующим, жестким и изворотливым Ветхим заветом, законом библейских книг, сделало христианство в высшей степени удобным для рождающейся феодальной государственности стран Европы и Ближнего Востока.
Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма.
Повесть временных лет рассказывает о том, что Владимир, прежде чем выбрать новую веру, решил выслушать служителей каждого культа. Сначала приходили волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: «Кто как служит Богу?» Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Константинополь и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. И чтобы окончательно разубедить в сомнениях Владимира бояре уже сами говорят Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
В то время в Византийской
империи произошло восстание
войска под предводительством
Решающим фактором обращения
к религиозно-идеологическому
Таким образом, давление со стороны дружины, с одной стороны, и греческих царей, на сестре которых Владимир женился, с другой стороны, заставило Владимира принять христианство и объявить его официальной религией.
2. Как происходило крещение Руси.
Летопись рассказывает, что в 988 или 989 году над Киевом «воссиял свет» Христовой веры – киевский князь Владимир, убедившись в лживости языческих богов, решил переменить веру и после целого ряда разведок, переговоров и даже военных походов признал истинной верой византийское православие; он принял его сам, и по его приказу крестились киевляне, а затем и вся остальная Русь.
Возвратившись из Корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Прежде всего, князь Владимир крестил двенадцать своих сыновей и многих близких бояр. Затем всех киевлян по приказу князя согнали к Днепру и окрестили. Крещение дружины прошло без всяких инцидентов, а подвластное дружине население приходилось загонять в Днепр для крещения с помощью силы. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Всю территорию Руси крестить за один день тоже было невозможно. Сначала в 988 году был крещен Киев и его население. Есть свидетельства о том, что митрополит с епископами, присланными из Константинополя, с Добрыней, дядей Владимира, ходили на север и крестили народ. Шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, до северного конца этого пути – Новгорода Великого, где пришлось пустить в ход военную силу. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, скорее всего, путем водным, шекснинским, проповедники отправились к востоку, до города Ростова. В отдаленном Ростове, где крещение прошло без особых инцидентов очень скоро наступила жесткая реакция. Первые два ростовских епископа сбежали оттуда, против третьего епископа Леонтия поднялся бунт, его хотели изгнать из города и даже убить; только четвертому епископу Исаии, удалось «предать огню» всех идолов, стоявших в Ростове и его области, и «напоить» тамошних жителей своим учением, вероятно, не без содействия военной силы. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Кровавое крещение Руси, а именно таким оно было для тех, кто противился принятию веры, лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.
Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные - они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним.
Таким образом, христианство при Владимире, как мы можем видеть, было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Мы увидим впоследствии, что иноки Печерского монастыря будут проповедниками христианства у вятичей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время вятичи сохраняли еще языческие обычаи. Самому князю принадлежит распространение христианства на запад от Днепра. Источники говорят, что в 992 году он ходил с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в земле Червенской построил в свое имя город Владимир и деревянную церковь Богородицы.
Епархии были открыты не только в более или менее близких к Киеву городах – Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, но и на окраинах, в колониях русских среди инородцев: в Новгороде, Ростове и Тмутаракани. Если последний пункт был еще до св. Владимира уже христианским, то два первые были населены ревностными язычниками, так что по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость.
Таким образом, крещение русского населения происходило очень медленно и крайне нелегко.
3. Значение и последствия принятия христианства.
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.
Появившиеся со времен князя Владимира школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. В Киеве и других городах возникают библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келье преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Илларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженик этого монастыря князь-инок Никола Святоша – он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети, князь Ростовский Константин Всеволодович снабжал книгами церкви.
Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Илларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и Благодати», получившее высокую оценку его современников и потомков.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод – «Повесть временных лет», которая, по определению академика Д. С. Лихачева, является «цельной литературно-изложенной историей Руси».
Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе.
Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.
Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), новоутвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры.
Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.