Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:44, реферат

Описание работы

Верования до принятия христианства и крещение Руси.

Работа содержит 1 файл

Семинар-Крещение руси.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Корсунь, и действительно  взял его.

Вероятно, сказались  и какие-то личные соображения Владимира  и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение  христианства в придворной и дружинной  среде создавало предпосылки  для официального признания новой  религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.

Киевляне и  жители южных и западных городов  отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русcкая церковь  стала силой, объединяющей разные земли  Руси, культурную и политическую общность.

Разумеется, сопротивление христианизации продолжалось на Руси и после крещения новгородцев. Очаги  язычества сохранялись  еще вплоть до XIV века. И все-таки, именно после 990 г. процесс  христианизации, начавшийся как минимум веком  раньше, приобрел необратимый характер. На сей раз приобщение князя к новой вере было лишь прелюдией к массовому крещению его подданных, инициированному и осуществленному самим государством. Христианство было несравненно лучше приспособлено к сглаживанию противоречий, неизбежно возникающих вследствие социальной дифференциации: от нижестоящих оно требовало послушания и обещало за это воздаяние в загробной жизни, от вышестоящих - гуманности и справедливости к "малым", а за нарушение этих заповедей - грозило адскими муками.

Это сосуществование  двух религиозных систем, традиционно  именуемое "двоеверием" имело  множество проявлений, вплоть до наличия  у каждого человека в Киевской Руси двух имен - обиходного языческого и "титульного" христианского, которое  особо не афишировалось, чтобы не навлечь на себя дурной глаз.

что пресекается  линия преемственности в передаче от поколения к поколению религиозных  и культурных традиций язычества. Данные, полученные в ходе археологических  исследований, свидетельствуют о  практически полном вытеснении в этот период языческого погребального обряда христианским. Указанный факт весьма показателен, т.к культурные традиции наиболее консервативны именно в том, что связано со смертью и похоронным ритуалом. В то же самое время в обществе резко возрастает спрос на христианскую литературу. От одного лишь XIV в. до нас дошло вдвое больше евангелий, чем от всего предшествующего времени. 
 

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателе С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией. Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока. Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни. Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии вместе со студийским уставом показывает происхождение названий многих из них.  Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Человек в христианском мире обладал даром свободы. История же - результат свободного творчества человека, итог сознательно осуществляемого выбора. Согласно представлениям древнерусского человека, в истории проявляется действие двух начал - добра и зла. Доминирующим началом русский человек считал добро; зло же, как предполагалось, существует в ограниченном масштабе для проверки человека. Зло осуществляет себя в насилии и разрушении, добро - в милосердии и в созидательной человеческой деятельности. Важнейшая форма такого созидания - творчество в сфере духовной культуры.

А "православие" - потому что именно оно и впитало в себя большинство из предыдущего - исконного мировоззрения славян, которое так и называлось иногда "Славление Прави". То есть следование заветам Богов (Правь - мир Богов, Явь - наш мир, Навь - мир ушедших, своего рода Тримирье). Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Таким  образом  на  Руси  вместе  с  новым  вероучением появились  новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи.  Так  как Русь приняла  веру из Византии,  то все новое,  что  пришло  вместе с  верою, имело византийский  характер и служило проводником византийского влияния на Русь. Под влиянием христианства  отдельные  лица из  языческой среды изменяли  к  лучшему свои взгляды и  права, шли вслед Христу  и являли высокие  примеры нравственной христианской  жизни и  даже подвижничества. Церковь  давала  приют и  покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь  затем  влияла  на   улучшение  семейных  отношений   и  вообще нравственности  в  русском  обществе.  На  основании  греческого  церковного

закона,  принятого  и  подтвержденного   первыми   русскими  князьями  в  их "церковных   уставах",   все проступки   и   преступления  против   веры  и нравственности подлежали суду  не княжескому, а церковному.  Церковные суды, во-первых,  судили  за  святотатство,  еретичество,   волшебство,  языческие моления.  Церковные  суды,  во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между  мужьями и женами, родителями  и детьми.  Церковь старалась искоренить языческие обычаи  и нравы в семейном  быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя  в своих  судах  византийские законы,  более развитые,  чем грубые  юридические обычаи языческого  общества, духовенство воспитывало  лучшие  нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности  восставало  духовенство против грубых  форм  рабства  на Руси.  В поучениях  и  проповедях,  в  беседах  и  разговорах  представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб -- такой же  человек и  христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось  не  только убивать,  но  и истязать раба.  В  некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска  рабов и рабынь на свободу. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Архитектурное   дело   и   живопись   под  влиянием   церковного строительства  достигли  в  Киеве  значительного  развития.  А с ними вместе развились  и  прочие  искусства  и художественные ремесла,  в особенности же ювелирное  дело и производство  эмали. Первыми  мастерами во  всех  отраслях художественного   производства   были,  конечно,  греки.   Позднее   под  их руководством  появились  и  русские   мастера.  Развилось,   таким  образом, национальное искусство. Но оно  в Киевской Руси отличалось резко  выраженным византийским   характером,   и  поэтому   известно  в   науке   под   именем русско-византийского.

Информация о работе Крещение Руси