Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Верования до принятия христианства и крещение Руси.
Что собой представляло язычество?
Славянское язычество - часть огpомного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий. Пpи всем несовеpшенстве и pасплывчатости слова "язычество", лишенного наyчного теpминологического значения, но кpайне шиpокого и полисемантического, я считаю вполне законным обозначение им того необъятного кpyга споpных вопpосов, котоpые входят в понятие пеpвобытной pелигии: магия, анимизм, пандемонизм, пpамонотеизм, дyализм и т. п. Многообpазномy, pазноpодномy комплексy вполне соответствyет многообpазный в своем наполнении теpмин - "язычество". Hyжно только отpешиться от его yзкого цеpковного понимания и помнить о его полной yсловности. Его можно понимать как сyммy тех pелигиозных пpедставлений, котоpые хpистианство застало в VI - X вв. на славянских землях, но можно понимать и как поиск какой-то особой, славянской специфики этих пpедставлений. Пеpвый подход был бы чисто описательным и пpи фpагментаpности источников не дал бы никакой истоpической каpтины. Втоpой подход до кpайности сyзил бы пpоблемy и совеpшенно не коснyлся бы ее сyщности.
Чему поклонялись древние русские?
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Рассматривая мир верований дохристианской Руси, я хочу еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги — предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества — отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков — главное содержание древнерусских верований. Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства.
В чем проявлялся культ сил природы, предков, добрых и злых духов?
На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов. которых надо было умилостивить что бы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался миф. Славяне населяли ее различными божествами -русалками водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог , бог Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше
других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом. На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога -громовержца Перуна.
Языческие верования наших предков вообще малоизвестны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца -- Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос. Ешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов,
"идолы".
Им приносились жертвы,
иногда даже человеческие;
этим и ограничивалось идолослужение.
Более культа видимой природы у русских
славян был развит культ предков, связанный
с родовым бытом. Родоначальник,
давно умерший, обоготворялся и считался
как бы живым покровителем своего потомства.
Его звали родом, щуром (отсюда наше
слово пращур) и приносили ему жертвы.
Прародительницы рода назывались
рожаницами и так же почитались,
как и род. С падением родовых связей,
когда семьи обособлялись в отдельных
дворах, место рода заступил семейный
предок -- дедушка домовой, покровитель
своего двора, невидимо управляющий
ходом его хозяйства. Вера в загробную
жизнь, проникавшая весь этот культ предков,
сказывалась и в том веровании, что души
умерших будто бы бродили по
земле и населяли поля, леса
и воды (русалки). Веря в существование
таинственных хозяев человеческих
жилищ, славянин искал таких же хозяев
жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные).
Вся природа казалась ему одухотворенной
и живой. Он вступал с ней в общение, хотел
участвовать в тех переменах, которые
совершались в природе, и
сопровождал эти перемены различными
обрядами. Так создался круг
языческих праздников, связанных с почитанием
природы и с культом предков.
Чем характеризовался быт дохристианского времени?
В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами, рабы носили название челядь (в единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено и притом в тяжелой форме. Грубая сила господствовала в обществе, и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения. Оседлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Но эта оседлость была не прочна, так как, итощив пашню на одном месте, славяне легко покидали свое жилище и искали другого. Таким образом, поселки славян имели первоначально очень подвижный характер. Области, в которых приходилось жить и пахать славянам, были лесные, поэтому рядом с земледелием возникла и эксплуатация лесов, развиты лесные промыслы, бортничество и охота с целью промышленною. Воск, мед и шкуры были искони предметами торговли, которыми славилась Русь на Дунае. В оборот хозяйственной жизни славян издавна входила и торговля. Племеня общины объединялись во времена всеобщих опасностей. С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города. Такими
были: Киев -- у
полян, рынкам в земле славян стали
возникать большие города. Такими были:
Киев -- у полян, Чернигов -- у северян,
Любеч -- у радимичей, Смоленск и Полоцк
-- у кривичей, Новгород -- у
ильменских славян и др. Появление
городов, а с ними торговых иноземцев и
военных дружин на Руси колебало старый
племенной быт русских племен еще больше,
чем расселение на новых местах. Люди,
собиравшиеся в города из разных мест,
выходили из своих родовых союзов
и соединялись по своим делам и занятиям
в иные сообщества: становились воинами-дружинниками,
вступали в торговые компании, обращались
в городских промышленников. Так
постепенно изменялся тип жизни наших
предков. Из патриархального родового
и племенного быта славяне
понемногу переходили к общинному
устройству и соединялись под влиянием
главных "старейших" городов в волости
или княжества, в которых объединяли
людей уже не родственные отношения,
а гражданские и государственные. С
течением времени отдельные
городские и племенные волости
и княжества собрались вместе и
объединились под одною государственною
властью. Тогда началось единое Русское
государство; но оно вначале не
отличалось внутренней сплоченностью
и однородностью.
Вспомните
легенду об Андрее
Первозванном; расскажите
о принятии христианства
дружинниками князя
Игоря; о варяжских купцах,
ходивших в Царьград
и вынуж-денных принимать
христианскую веру;
о княгине Ольге, первой
принявшей крещение.
Договор князя Игоря с греками (944 г.) упоминает целую группу дружинников-христиан, приносивших присягу в соборной церкви св. Ильи в Киеве.
Принятие христианства
в форме византийского православия как
нельзя лучше отвечало реалиям сложной
хозяйственной жизни славян. Для греческой
православной веры не был характерен религиозным
фанатизм и отчуждение от мирян, с которыми
церковь жила одной жизнью. Служба велась
на церковнославянском языке, понятном
населению, священники не давали обета
безбрачия, и даже было предпочтительнее,
если они выходили из семейных мужчин;
монахи активно трудились и, как люди наиболее
образованные, являлись распространителями
новых производственных навыков в строительстве,
ремеслах, земледелии. Точно выбранной
с экономических позиций религии впоследствии
не потребовались реформы, как это произошло
с католичеством, поскольку православие
не подавляло, а развивало предпринимательский
интерес. Русская церковь относилась к
торговле покровительственно. Христианские
храмы предпочитали строить в наиболее
людных местах: в местах торгов у стен
городов – на погостах (от слова «гостьба»
– торговля). Туда сходились звероловы,
смо локуры, ремесленники и прочие «промышленники».
В подвалах церквей хранился необходимый
для торговли инвентарь, складировались
товары, сберегались торговые договоры.
Монастыри вели самостоятельную хозяйственную
жизнь. Церковь брала на себя ответственность
за поддержание порядка в торговле, провозглашая
каждый обман в сделках грехом. На первых
порах торговля проходила прямо в храмах
Раскройте предпосылки крещения Руси. Кто и когда крестил Русь? Какие с этим связаны легенды? Какую ветвь христианства приняла Русь и почему? Что дало принятие христианства русскому народу: какие изменения произошли в семейных отношениях, междинастических связях, в развитии культуры, литературы, письменности и т.д. Как менялось отношение к княжеской власти, к изгоям и рабам? Что унаследовала Русь от Византии?
И все-таки, несмотря
на то, что первые русские христиане были
достаточно малочисленны и не очень крепки
в вере, сам факт медленного, но неуклонного
роста этих общин закладывал предпосылки
для последующей христианизации Руси.
Следует учитывать и то обстоятельство,
что принятие христианства вводило Русь
в семью европейских народов, а язычество
обрекало на изоляцию и враждебность со
стороны христианизированных соседей,
относящихся к язычникам как к нелюдям.
988 г. - год, когда, согласно Повести временных лет, киевский князь Владимир Святославич, взяв штурмом г. Корсунь (Херсонес), вынудил императоров-соправителей Византии Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну и в соответствии со встречным условием данного соглашения крестился сам и заставил креститься своих подданных.
Летописное предание о крещении князя Владимира. О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии: Пришли (говорит он [летописец] к Владимиру (968) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем
хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго,
отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: "кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников:"Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет