Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:44, реферат

Описание работы

Верования до принятия христианства и крещение Руси.

Работа содержит 1 файл

Семинар-Крещение руси.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Что собой представляло язычество?

Славянское язычество - часть огpомного общечеловеческого  комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий  и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий. Пpи всем несовеpшенстве  и pасплывчатости слова "язычество", лишенного наyчного теpминологического значения, но кpайне шиpокого и полисемантического, я считаю вполне законным обозначение им того необъятного кpyга споpных вопpосов, котоpые входят в понятие пеpвобытной pелигии: магия, анимизм, пандемонизм, пpамонотеизм, дyализм и т. п. Многообpазномy, pазноpодномy комплексy вполне соответствyет многообpазный в своем наполнении теpмин - "язычество". Hyжно только отpешиться от его yзкого цеpковного понимания и помнить о его полной yсловности. Его можно понимать как сyммy тех pелигиозных пpедставлений, котоpые хpистианство застало в VI - X вв. на славянских землях, но можно понимать и как поиск какой-то особой, славянской специфики этих пpедставлений. Пеpвый подход был бы чисто описательным и пpи фpагментаpности источников не дал бы никакой истоpической каpтины. Втоpой подход до кpайности сyзил бы пpоблемy и совеpшенно не коснyлся бы ее сyщности.

   Чему  поклонялись древние русские?

   Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство  людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Рассматривая мир верований дохристианской Руси, я хочу еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги — предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества — отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков — главное содержание древнерусских верований. Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства.

   В чем проявлялся культ сил природы, предков, добрых и злых духов?

На первом этапе  обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов. которых надо было умилостивить что бы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался миф. Славяне населяли ее различными божествами -русалками водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог , бог Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше

других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом. На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога -громовержца Перуна.

Языческие  верования наших  предков  вообще  малоизвестны.  Как  и  все арийцы,  русские  славяне  поклонялись  силам  видимой  природы  и  почитали предков.  Силы природы воплощались  у них  в личные  божества. Первое  место среди них занимало божество солнца -- Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос.  Ешний культ у славян также не  был развит:  не было ни храмов, ни особого сословия жрецов.  Кое-где  на  открытых местах  ставились  грубые изображения  богов,

"идолы".  Им   приносились   жертвы,  иногда   даже   человеческие;  этим  и ограничивалось  идолослужение. Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный  с  родовым бытом.  Родоначальник, давно умерший,  обоготворялся и считался как  бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда  наше  слово пращур) и приносили ему жертвы.  Прародительницы рода назывались  рожаницами  и  так же почитались, как и род. С  падением родовых связей,  когда семьи обособлялись  в отдельных дворах,  место рода  заступил семейный предок  --  дедушка домовой,  покровитель  своего  двора,  невидимо управляющий  ходом  его хозяйства. Вера  в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили   по   земле  и  населяли  поля,  леса  и  воды  (русалки).  Веря  в существование таинственных  хозяев  человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде  (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел  участвовать в тех переменах,  которые  совершались  в  природе,  и  сопровождал  эти  перемены различными  обрядами.  Так создался  круг  языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков. 

Чем характеризовался быт дохристианского времени?

Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических  регионов - земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни - оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков - славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений - это язык. \

 

В  языческое  время на Руси было лишь  одно  сословное  различие:  люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами, рабы носили  название челядь (в единственном числе холоп,  роба).  Положение рабов, очень многочисленных,  было  тяжко: они  рассматривались как  рабочий скот  в   хозяйстве  своего  господина. Общество  делилось на самостоятельные союзы,  которые одни лишь своими  силами охраняли и защищали своих членов.  Вышедший из  своего союза  человек  оказывался  бесправным  и беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень  распространено и притом в  тяжелой  форме. Грубая  сила  господствовала в  обществе, и  человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения. Оседлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Но эта оседлость была не прочна, так как, итощив пашню на одном месте, славяне легко покидали свое  жилище   и   искали  другого.  Таким  образом,  поселки  славян  имели первоначально очень подвижный характер. Области,  в которых приходилось жить и пахать славянам, были  лесные, поэтому рядом с земледелием возникла и эксплуатация лесов,  развиты лесные  промыслы, бортничество и охота с  целью промышленною. Воск,  мед  и шкуры были искони  предметами торговли, которыми славилась  Русь  на  Дунае. В оборот хозяйственной жизни  славян  издавна  входила и торговля. Племеня общины объединялись во времена всеобщих опасностей. С развитием по  русским рекам торгового  движения к  черноморским  и каспийским рынкам  в  земле  славян стали  возникать большие города.  Такими

были: Киев -- у  полян, рынкам в земле славян стали возникать большие города. Такими были: Киев -- у  полян,  Чернигов -- у северян, Любеч -- у радимичей, Смоленск и Полоцк  -- у  кривичей,  Новгород --  у  ильменских славян  и др. Появление городов, а с ними торговых иноземцев и военных дружин на Руси колебало  старый  племенной быт русских племен еще больше, чем расселение на новых местах. Люди, собиравшиеся в  города из разных мест, выходили из своих родовых  союзов  и соединялись по своим делам  и занятиям в иные сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских   промышленников. Так  постепенно изменялся тип  жизни наших  предков. Из патриархального родового  и  племенного  быта  славяне   понемногу  переходили  к  общинному устройству и  соединялись под влиянием главных "старейших" городов в волости или  княжества, в которых объединяли  людей уже не родственные отношения,  а гражданские и  государственные. С течением  времени  отдельные  городские  и племенные волости  и  княжества  собрались вместе и  объединились  под одною государственною властью. Тогда началось единое  Русское государство; но  оно вначале  не  отличалось  внутренней  сплоченностью  и  однородностью. 

   Вспомните легенду об Андрее Первозванном; расскажите о принятии христианства дружинниками князя Игоря; о варяжских купцах, ходивших в Царьград и вынуж-денных принимать христианскую веру; о княгине Ольге, первой принявшей крещение. 

Православие (христианство) на Руси было распространено издревле ("Повести временных лет"). А проповедовал его еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. заставившая его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказать возникновение Киева.

Под 955 годом в "Повести  временных лет" помещен рассказ о путешествии русской княгини "в греки", во время которого Ольга удостоилась аудиенции у императора и приняла крещение. При этом повествование изобилует яркими, но совершенно неправдоподобными деталями. Так, рассказывается, что греческий царь, увидев Ольгу, воспылал к ней такою страстью, что тут же предложил ей руку и сердце: "Подобна еси царствовати в граде с нами". Ольга же, дабы уклониться от матримониальных притязаний императора, посетовала на то, что она - язычница и изъявила готовность креститься. Причем она поставила условие, чтобы восприемником был сам император. А когда желаемое исполнилось, она указала царю, что теперь является его крестной дочерью, и, следовательно, брак между ними невозможен. "Переклюкала (обхитрила) мя еси Ольга!" - воскликнул император, восхищенный находчивостью русской княгини.

   Договор князя Игоря с греками (944 г.) упоминает  целую группу дружинников-христиан, приносивших присягу в соборной церкви св. Ильи в Киеве.

Принятие христианства в форме византийского православия как нельзя лучше отвечало реалиям сложной хозяйственной жизни славян. Для греческой православной веры не был характерен религиозным фанатизм и отчуждение от мирян, с которыми церковь жила одной жизнью. Служба велась на церковнославянском языке, понятном населению, священники не давали обета безбрачия, и даже было предпочтительнее, если они выходили из семейных мужчин; монахи активно трудились и, как люди наиболее образованные, являлись распространителями новых производственных навыков в строительстве, ремеслах, земледелии. Точно выбранной с экономических позиций религии впоследствии не потребовались реформы, как это произошло с католичеством, поскольку православие не подавляло, а развивало предпринимательский интерес. Русская церковь относилась к торговле покровительственно. Христианские храмы предпочитали строить в наиболее людных местах: в местах торгов у стен городов – на погостах (от слова «гостьба» – торговля). Туда сходились звероловы, смо локуры, ремесленники и прочие «промышленники». В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складировались товары, сберегались торговые договоры. Монастыри вели самостоятельную хозяйственную жизнь. Церковь брала на себя ответственность за поддержание порядка в торговле, провозглашая каждый обман в сделках грехом. На первых порах торговля проходила прямо в храмах 

   Раскройте предпосылки крещения Руси. Кто и когда  крестил Русь? Какие с этим связаны легенды? Какую ветвь христианства приняла Русь и почему? Что дало принятие христианства русскому народу: какие изменения произошли в семейных отношениях, междинастических связях, в развитии культуры, литературы, письменности и т.д. Как менялось отношение к княжеской власти, к изгоям и рабам? Что унаследовала Русь от Византии?

И все-таки, несмотря на то, что первые русские христиане были достаточно малочисленны и не очень крепки в вере, сам факт медленного, но неуклонного роста этих общин закладывал предпосылки для последующей христианизации Руси. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. 

988 г. - год, когда,  согласно Повести временных лет, киевский князь Владимир Святославич, взяв штурмом г. Корсунь (Херсонес), вынудил императоров-соправителей Византии Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну и в соответствии со встречным условием данного соглашения крестился сам и заставил креститься своих подданных.

Летописное предание о крещении  князя  Владимира. О том,  как крестился князь  Владимир  и  как  он  крестил свой  народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных  обстоятельств  дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения  в городе Василеве (в 35  верстах от  Киева);  третьи говорили, что он принял крещение в Крыму,  в греческом городе  Корсуне  (Херсонесе),  после того, как взял  этот  город у греков.  Лет сто спустя после крещения Руси летописец  занес в свою летопись такие предания об этом событии: Пришли  (говорит он [летописец]  к Владимиру (968)  сначала волжские болгары,  похваляя  свое магометанство, затем немцы  от римского папы, затем

хазарские евреи  с  проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным  учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он  беседовал долго,

отпустил его  с дарами  и почестями, но пока не крестился.  В следующем году (987)  созвал  Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив,  что более  всего его поразили рассказы  греческого философа о православной вере.  Советники  дали мысль князю  послать в разные страны своих послов посмотреть: "кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и  на  западе,  послы  попали в Царьград  и  были  поражены там  несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру,  прибавив, что сами  не  хотят оставаться более  в язычестве,  познав православие.  Это испытание вер  через  послов  решило  дело.  Владимир  прямо  спросил  своих советников:"Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в  следующем, 988 году Владимир  пошел с войском на Корсунь и осадил  его. Город  упорно  сопротивлялся.  Владимир  дал  обет креститься,  если возьмет

Информация о работе Крещение Руси