Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:42, курсовая работа
Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было.
I. Введение………………………………………………………………..……2-5
II. Принятие христианства на Руси
1. Древнейшее прошлое восточнославянского язычества…….……...6-14
2. Предыстория принятия христианства на Руси………………………14-17
а) Святая равноапостольная княгиня Ольга………………………….…17-23
3. Крещение Руси………………………………………………………...…..23-29
а) Политический фон крещения Руси………………………………....….29-30
б) Святой равноапостольный князь Владимир…………………...….....30-31
4. Образование русской православной церкви и её структура.…..….31-33
5. Роль принятия христианства……………………………………..….....33-36
III. Историческая роль православия на Руси……………………..……..37-38
IV. Источники………………………………………………………...……..…….39
совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: “Мы не знали, -- говорили они потом Владимиру, -- на земле мы стояли или на небе”. А бояре тут же ему заметили: “Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга -- мудрейшая из людей”.
Владимир решил креститься, но
не хотел подчинять Русь
В таком состоянии, подобно
апостолу Павлу, он познал
Возвратившись в Киев в
Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: “Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли”.
В назначенный день жители
Киева собрались на берег
постоянно проявлявшем
сепаратистские тенденции. Незадолго
до крещения Владимир поручал своему
дяде Добрыне установить в Новгороде
культ Перуна, что шло по той
же линии политического и
Из Новгорода митрополит
В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.
Дети святого Владимира,
преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.
Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.
Успешному распространению
От русских православная вера
Христова проникла в среду
инородцев, живших по
На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение.
Успехам святой веры в
Сама дата крещения киевлян
остаётся спорной. Историки
лежали не
только и даже не столько религиозные
факторы, сколько причины социально - политического
характера и порядка. Равноапостольный
князь Владимир заботился и о просвещении
своего народа. По свидетельству летописи
(под 988 год) он велел "собрать у лучших
людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого
князя Владимира был его сын великий князь
Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054). Для подготовки
духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году
открыл в Новгороде школу, в которой обучалось
300 детей. Есть основания предполагать,
что такие школы существовали и при других
архиерейских кафедрах, и прежде всего
в самом Киеве. Предметом особого попечения
Ярослава Мудрого были переводы новой
литературы и умножения книг путем создания
списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав
Мудрый, как утверждает летопись (под 1037
год), "книги любил, читая их часто и
ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский
язык. И написали они книг множество, ими
же поучаются верующие люди наслаждаются
учением божественным..." Ярослав же,
как мы уже сказали, любил книги и, много
их написав, положил в церкви святой Софии,
которую создал сам", то есть основал
первую на Руси библиотеку. Благодаря
книгам уже второе поколение русских христиан
имело возможность более глубоко изучать
истины христианской веры. О высокой степени
развития просвещения в Киевской Руси
при Ярославе Мудром свидетельствует
"Слово о Законе и Благодати" Митрополита
Иллариона, посвященное религиозно-философскому
осмыслению события Крещения Руси и написанное,
по словам самого автора, "для насытившихся
с избытком книжной мудростью". Говоря
о значении христианско-просветительной
деятельности святого Владимира и Ярослава
Мудрого, вспомним ту образную характеристику,
которую дает нам летописец (под 1037 год):
"Как если бы один землю вспашет, другой
же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую,
- так и этот. Отец ведь его Владимир землю
вспахал и размягчил, то есть Крещением
просветил. Этот же засеял книжными словами
сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение получая книжное". Со страниц
летописи звучит похвала книжному просвещению.
"Велика ведь бывает польза от учения
книжного; книгами наставляемы и поучаемы
на путь покаяния, ибо от слов книжных
мудрость обретаем и воздержание. Это
ведь - реки, наполняющие вселенную, это
- источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая
глубина; ими мы в печали утешаемся; они
- узда воздержания... Если прилежно поищешь
в книгах мудрости, то найдешь великую
пользу душе своей. Ибо кто часто читает
книги, тот беседует с Богом или со святыми
мужами. Тот, кто читает пророческие беседы,
и евангельские и апостольские поучения
и жития святых отцов, получает душе великую
пользу".
В конце XI - начале XII века
христианство окончательно утвердилось
в Ростово-Суздальской земле благодаря
миссионерским трудам епископов Ростовских
святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-
Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.
Политический фон крещения Руси.
В те времена Византия являлась самой влиятельной и могущественной империей, и многие государства стремились наладить отношения с ней.
Тяжелое военное поражение и
еще более болезненная потеря
престижа в битве с болгарами
17 августа 986 году побудили Василия
II пересмотреть политику
Весть
о тяжелом поражении армий
Василия болгарами вызвала
Во время переговоров между
Василием и Владимиром
Было чрезвычайно важно точно
установить даты выполнения
Выбор даты крещения Владимира
и его подданных не
Поскольку обе стороны были
кровно заинтересованы
Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства