Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:53, доклад
Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов
на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-
Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.
сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого
сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так
многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты
языческим духом.
Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение
подданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в
основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли
христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от
константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это
обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя
византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь
болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и
был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке,
близкому разговорному русскому.
Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из
Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко
увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество
школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников,
необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы".
Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу
просвещения.
Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В
крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой
округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к
тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели
землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои
полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших
церковных организаций стали монастыри, строй жизни, которых и идеология были
целиком
перенесены из Византии.
Историческое значение крещения Руси.
Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в истории, во многом
предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и
духовной жизни. Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь
исторического развития, принятие христианства означало приобщение к
многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять
культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.
Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а
тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее
культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять
язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности
проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской.
Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но
долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-
Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной
летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане",
а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в
церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит
Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и
князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены
своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две
жены.
Не будучи в силах достичь
новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней
вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв
их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа,
выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские
праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее
языческие.
Язычество сливалось с
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее
духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в
руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было
заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна
ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в
эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской
культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении
просвящения
и создании крупных литературно-
Информация о работе Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел