Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:53, доклад

Описание работы

Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов
на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-
Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.

Работа содержит 1 файл

Крещение Руси.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Крещение  Руси:  крещение  Владимира.  Крещение городов  и  сел.

Князь Святослав, заботившийся о своей  военной славе больше, чем о

государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов

на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего  Хазарского каганата, на Юг и Юго-

Запад и др. Он пытался создать державу  силой оружия на землях придунайских

славян (болгар) и основал там свою, как  бы военную столицу-Переяславец.

Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,

Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский

престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав

отправил  еще одного сына, Владимира, бывшего  в глазах современников не совсем

ровней  Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а

славянского рода, и занимала невысокое положение  ключницы и считалась не

женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).

Владимира, еще ребенка, сопровождал его  дядя и наставник Добрыня.

После смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица.

Киевский  воевода, по существу стал инициатором  похода на древлян. Поход

закончился  победой киевлян, юный Олег погиб  в суматохе, образовавшейся после

отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и

многие  из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).

Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились  в

Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска,

пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к

Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведшие к

братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или

979 г.  Вошли в Киев. Ярополк, явившийся  к победителю-брату, был убит. Усобица

завершилась победой Владимира.

Если  Ярополк, испытавшей влияние своей  бабки-христианки в детстве, отличался

веротерпимостью и даже благоволил сторонникам "греческой  веры", то Владимир в

момент  завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый

князь приехал устроить на одном из городских  холмов языческое капище, где в

980 г.  Были поставлены истуканы племенных  богов: Перуна, Хорса, Даждьбога,

Стрибога  и др.

Так в  конце X в. В Киеве была предпринята  попытка оживить традиционное

язычество, поддержав его авторитетом государственной  власти. Язычество,

казалось  переживало расцвет: идолам приносились  человеческие жертвы, князь и

большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные

убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты

(по  крайней мере в Киеве).

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества

и принял крещение, приступив затем к обращению  своих подданых.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена

предшествующим  развитием русских земель и вызвана  к жизни политическими

причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно

пониманием  государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без

глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в

православие Владимир не смок бы действовать столь  последовательно и

решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей  огромной языческой

державы. В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна

неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не

был согласен (обращение в христианство усилило  присущее ему чувство

ответственности за государство, за его авторитет).

Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали

своих проповедников, дабы склонить Владимира  к принятию их веры. Первыми

послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь

узнал, что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он

сказал: "Руси есть веселие пити". Послы  папы римского так же потерпели

неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где  отечество их. Послы же

ответили: "В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись  на нас, расселил нас по чужим

землям". На что Владимир ответил: "И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь

учить других, мы не хотим подобно вам  лишиться своего отечества". Наконец

греческий философ, опровергнув своей речью  другие веры, рассказал вкратце

князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал

картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь,

пораженный, промолвил: "Благо добродетельным и горе злым". "Креститесь, -

отвечал греческий мудрец,  -и    будете в раю с первыми".

Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали,

как там  все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о

всех  религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их

надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: "Мы не помнили, где мы

находились - на земле или на небе". Решив  крестится, Владимир спрашивал лишь

у бояр, где принять крещение, на что получил  ответ: "Где тебе любо". Тогда

князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он

заставил  сдаться город. Заняв его, Владимир послал  послов к Василию и

Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в

противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь

крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру

дать  согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это

время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он

крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд

крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же

вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с  могущественным императорским домом,

но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он

рассматривал  его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое

сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком

случае, Владимир выполнил свои обязательства  и помог Василию II сохранить

трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного

варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму

греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные

воины, подражая своему князю, перешли в  христианство. По возвращении в Киев

Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих

подданых.

Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в

христианство  без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как

государственную религию; отказ от крещения в таких  условиях был равнозначен

проявлению  нелояльности, к чему у киевлян  не было серьезных оснований. Столь

же спокойно отнеслись к крещению обитатели  южных и западных городов Руси,

часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Куда  большее сопротивление оказали  жители севера и востока Руси. Новгородцы

взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для

покорения новгородцев потребовалась военная  экспедиция киевлян, возглавленная

Добрыней  и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,

князя Глеба, и заявили о своем желании  сохранить религию предков. Сходные

конфликты возникали и в других городах  Новгородской и Ростовской земель.

Причиной  столь враждебного отношения является приверженность населения

традиционным  обрядам, именно в этих городах сложились  элементы религиозной

языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа

жрецов  волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности

языческие верования существовали, скорее, как  суеверия, чем как оформившаяся

религия.

Другой  причиной сопротивления ростовчан  и новгородцев было настороженное

отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия

рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных

земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было

безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,

но поддавшийся  чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно

обращенных  в христианство горожан Севера и  Востока отступником, поправшим

исконные  вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.

Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще

всего совмещали веру в этих духов с  элементами христианства. Двоеверие,

существовавшее  в селах на протяжении десятилетий  и даже веков, лишь

постепенно  преодолевалось усилиями многих  поколений  священнослужителей. И

Информация о работе Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел