Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:53, доклад
Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов
на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-
Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.
Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.
Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов
на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-
Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.
Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,
Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский
престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав
отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем
ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а
славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не
женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).
Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
После смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица.
Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход
закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после
отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и
многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в
Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска,
пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к
Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведшие к
братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или
979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату, был убит. Усобица
завершилась победой Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался
веротерпимостью и даже благоволил сторонникам "греческой веры", то Владимир в
момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый
князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в
980 г.
Были поставлены истуканы
Стрибога и др.
Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное
язычество,
поддержав его авторитетом
казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и
большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные
убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты
(по крайней мере в Киеве).
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества
и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена
предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими
причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно
пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без
глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в
православие Владимир не смок бы действовать столь последовательно и
решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой
державы. В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна
неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не
был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство
ответственности за государство, за его авторитет).
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали
своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми
послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь
узнал, что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он
сказал: "Руси есть веселие пити". Послы папы римского так же потерпели
неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же
ответили: "В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим
землям". На что Владимир ответил: "И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь
учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества". Наконец
греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал вкратце
князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал
картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь,
пораженный, промолвил: "Благо добродетельным и горе злым". "Креститесь, -
отвечал греческий мудрец, -и будете в раю с первыми".
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали,
как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о
всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их
надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: "Мы не помнили, где мы
находились - на земле или на небе". Решив крестится, Владимир спрашивал лишь
у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: "Где тебе любо". Тогда
князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он
заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и
Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в
противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь
крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру
дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это
время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он
крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд
крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же
вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом,
но Владимир
понимал и государственное
рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое
сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком
случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить
трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного
варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму
греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные
воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев
Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих
подданых.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как
государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен
проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь
же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси,
часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы
взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для
покорения
новгородцев потребовалась
Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,
князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные
конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.
Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения
традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной
языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа
жрецов волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности
языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся
религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное
отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных
земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было
безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,
но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно
обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим
исконные вольности.
В сельской
местности сопротивление
Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще
всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие,
существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь
постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И
Информация о работе Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел