Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом
Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном
обращении язычников в христианство.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение получая книжное».
Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. «Велика ведь
бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -
реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...
Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе
своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми
мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские
поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов
Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди
славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком
Киево-Печерского монастыря.
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая
многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная
Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни
руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть,
полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли грахданская
правоспособность
и материнский авторитет
стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
«Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику
Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать
вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла
значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между
частями государства».
Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и
перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского
общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в
жизни христианских обществ».
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси
грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира
Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе
монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский
монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных
писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность
каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного
Феодосия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем,
свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа
по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,
великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для
переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола
Святоша - он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который
«разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь
Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»;
«богат был... книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные
книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только
состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовним. Это объясняется
влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского
общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими
писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и
Благодати», получившее высокую оценку его современников и потомков. «Нельзя
не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и
тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое
слово», - пишет историк Митрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и
Благодати» в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом
при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых
князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного
Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - «Повесть временных
лет», которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является «цельной
литературно изложенной историей Руси». «Повесть временных лет « переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),
латинский (1884 год), венгерский (1916 год).
XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических
трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не
осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими
чертами отмечены такие памятники русского канонического права, как
«Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II» (1080-1089),
«Кириково и Илиино вопрошания» (1130-1156), «Определение Илии, архиепископа
Новгородского» (1164-1168).
Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью,
снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой
требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе
ее развития появилось милосердие к ее пасомым.
Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки
Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет
Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа
Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит
их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие
образцы ораторского искусства античности, обличал тех, «иже прилагают дом к
дому и села к селам», бичуя стяжательство и сребролюбие.
Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной
и высокими ораторскими достоинстваим.
Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов
носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей,
недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее
государственные и культурные связи не только с Византией, но и с
Балканскими странами
и другими государствами
греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -
Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с
окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с
Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».
Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при
Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за
ГеральдомНорвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир
был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,
благословившая эти
браки, широко простирала и свое влияние
в мире.
Литература:
«Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988
г.