Крещение князя Владимира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом
Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном
обращении язычников в христианство.

Работа содержит 1 файл

Крещение князя Владимира.docx

— 24.67 Кб (Скачать)

Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а  мы пожинаем,

учение получая  книжное».

Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. «Велика ведь

бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы  и поучаемы на путь

покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и  воздержание. Это ведь -

реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь

неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...

Если прилежно поищешь  в книгах мудрости, то найдешь великую  пользу душе

своей. Ибо кто  часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми

мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские

поучения и жития  святых отцов, получает душе великую  пользу».

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось  в

Ростово-Суздальской  земле благодаря миссионерским  трудам епископов

Ростовских святого  Леонтия и святого Исани, в  Муромо-Рязанской, крестителем

которой был князь  Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди

славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в  состав Древнерусского

государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным  Кукшей, иноком

Киево-Печерского монастыря.

Крещение Руси явилось  переломным моментом в жизни народа. Появилась новая

многоплодная ветвь  Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная

Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни

руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная  месть,

полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли грахданская

правоспособность  и материнский авторитет русской  женщины; укрепилась семья;

стал восстанавливаться  нарушенный княжескими междоусобицами мир.

«Князь, - говорил  Митрополит Никифор II великому князю  Рюрику

Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать

вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская  церковь подняла

значение княжеской  власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между

частями государства».

Воспитывая верующего  для грядущего града, Церковь  постоянно обновляет и

перестраивает и  град, здесь пребывающий. Эта перестройка  гражданского

общежития под действием  Церкви - таинственный и поучительный процесс в

жизни христианских обществ».

Принятие христианства способствовало широкому распространению  на Руси

грамотности, наслаждению  просвещения, появлению богатой, переведенной с

греческого языка  литературы, возникновению собственной  русской литературы,

развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся  со времен Владимира

Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали  важнейшим средством

распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава

Мудрого, в Киеве  и других городах возникают новые  библиотеки, в том числе

монастырские и  частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский

монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских  церковных

писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав  вменял в обязанность

каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие  преподобного

Феодосия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем,

свидетельствует, что  в келии преподобного Феодосия шла  напряженная работа

по составлению  и изготовлению книг. Монах Иларион  днем и ночью писал книги,

великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые  для

переплета. Много  книг имел постриженник этого монастыря  князь-инок Никола

Святоша - он передал  их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав  Ярославич, который

«разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь

Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»;

«богат был... книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные

книги были очень  дороги, приобретать их в большом  количестве могли только

состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских  книг было преимущественно духовним. Это объясняется

влиянием переводной литературы и живым интересом  новопросвещенного русского

общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими

писателями в то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал  «Слово о Законе и

Благодати», получившее высокую оценку его современников  и потомков. «Нельзя

не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и

тому ораторскому  одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое

слово», - пишет историк  Митрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и

Благодати» в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом  Дометианом

при составлении  житий сербских святых Симеона и  Саввы.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых

князей Бориса и  Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного

Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.

Преподобный Нестор составил новый летописный свод - «Повесть временных

лет», которая, по определению  академика Д.С.Лихачева, является «цельной

литературно изложенной историей Руси». «Повесть временных  лет « переведена

на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),

латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

XI-XII века истории  Русской Церкви ознаменованы  появлением канонических

трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не

осуществляется их творческое применение к русским  условиям жизни. Этими

чертами отмечены такие  памятники русского канонического  права, как

«Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II» (1080-1089),

«Кириково и Илиино вопрошания» (1130-1156), «Определение Илии, архиепископа

Новгородского» (1164-1168).

Эти памятники русской  канонической мысли поражают мягкостью  и терпимостью,

снисхождением к  человеческой природе. Так, наряду со строгой

требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе

ее развития появилось  милосердие к ее пасомым.

Таковы и поучения православных русских проповедников  этой эпохи Луки

Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько  лет

Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа

Туровского. Епископ  Лука предостерегает верующих от чувства  зависти, учит

их радоваться радости  других. Митрополит Климент, хорошо знавший  лучшие

образцы ораторского  искусства античности, обличал тех, «иже прилагают дом к

дому и села к  селам», бичуя стяжательство и  сребролюбие.

Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной

и высокими ораторскими  достоинстваим.

Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников  и аскетов

носят несколько  иной характер. Они резко обличают неправоту князей,

недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и  углубились ее

государственные и  культурные связи не только с Византией, но и с

Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с

греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и  с немецким

императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -

Феофании. Летописец  отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с

окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с

Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

Еще более оживились  связи Киевской Руси с европейскими странами при

Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли  династические браки.

Так, дочь Ярослава Мудрого  Анна была замужем за французским  королем

Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за

ГеральдомНорвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир

был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,

благословившая эти  браки, широко простирала и свое влияние  в мире. 
 
 

Литература:

«Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988

г.

Информация о работе Крещение князя Владимира