Крещение князя Владимира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом
Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном
обращении язычников в христианство.

Работа содержит 1 файл

Крещение князя Владимира.docx

— 24.67 Кб (Скачать)

Крещение князя  Владимира 

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие  величайшего

значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие

христианства.

Святая церковь  сравнивает равноапостольного князя  Владимира с апостолом

Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в

обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном

обращении язычников  в христианство.

В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое

воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить

Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир

княжить в Киеве  один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за

теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной  головой и золотыми усами,

затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили  им жертвы,

называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская  и холм тот» (под

980 год).

В благодарность  богам за победу, одержанную над  ятвягами (983 год) решено

было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской

семьи. Его отец обличил  ничтожество языческих богов, и  разъяренная толпа

язычников убила  их обоих. Но верно сказано: кровь  мученников - семя

христиан. Погибли  на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре

обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.

Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец  преподобный Нестор (XI

век) назвали причины  личного обращения князя Владимира  к христианской вере,

согласно указав на действие призывающей благодати  Божией.

В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский,

пишет о князе  Владимире: «Пришло на него посещение  Вышнего, призрело на

него Всемилостивое  око Благого Бога, и воссиял  в сердце его разум. Он

уразумел суету  идольского заблуждения и взыскал  Единого Бога, сотворившего

все видимое и  невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,

христолюбивой и  сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся

он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в

христианство.»

Понять превосходство  христианства над язычеством и стать  христианином князю

Владимиру было тем  легче, что он, по слову Митрополита  Илариона, обладал

«добрым смыслом  и острым умом» и имел возможность  ознакомиться с

христианством у  себя в Киеве, где давно уже  существовали христианские храмы

и совершались богослужения на славянском языке.

Относительно вопроса  о времени и месте Крещения князя Владимира есть

несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял

крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в  Крыму); по второй

версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а  по третьей - в 987

году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее

достоверной видимо стоит признать вторую, так как  монах Иаков и преподобный

Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков  говорит, что князь

Владимир после  крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также  что на третий год

по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь  и взял его;

летописец преподобный  Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето

6495-е от сотворения  мира, что соответствует 987 году  от Рождества Христова

(6695-5508=987).

Приняв христианнскую  православную веру, князь Владимир (в крещении Василий)

решился «обратить  всю Землю в христианство». Великого князя Владимира

побуждало к этому  не только религиозное воодушевление. Он руководствовался,

конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа

христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов

и более успешное развитие своей культурной и государственной  жизни. 

Киевская Русь имела  давние связи с христианской Византией, откуда уже

проникало на Русь восточное  Православие. Видимо в целях более  успешного

осуществления своих  замыслов и надеясь получить из Византии необходимую

помощь, особенно в  деле организации церковного управления и развития

духовной культуры, князь Владимир вступает в родство  с византийскими

императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-

1028) в Херсонесе  (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с

супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя  в свой стольный град

различную церковную  утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир

приступил к официальному введению христианства на Руси.

Крещение Руси и  образование Поместной Русской  Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной  религии

было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных  осложнений,

хотя в некоторых  местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без

открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Прежде всего князь  Владимир крестил 12 своих сыновей  и многих бояр. Он

приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,

а духовенству проповедовать  в городе новую веру. В назначенный  день

произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

«На следующий же день, - говорит летописец, - вышел  Владимир с попами

царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей  без числа. Вошди в

воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые  же у берега по

грудь, некоторые  держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же

совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость  на небе и на земле

по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись  расходились по

домам. Владимир же был  рад, что познал бога и люди его, посмотрел  на небо и

сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни  на новых людей этих

и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как  познали Тебя

христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,

Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою

силу.»

Это важнейшее событие  совершилось, согласно летописной хронологии,

принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в

989-990 годах.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской

Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров,

Тмутаракань, где  создаются епархии. При князе  Владимире подавляющее

большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь

стала христианской страной.

Крещение Руси создало  необходимые условия для образования  Русской

Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе  с Митрополитом,

а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные  книги на

славянском языке; строились храмы, открывались училища  для подготовки

духовенства из русской  среды. Летопись сообщает (под 988 год), что  князь

Владимир «приказал  рубить церкви и ставить их по тем  местам, где раньше

стояли кумиры. И  поставил церковь во имя святого  Василия на холме, где

стоял идол Перуна и  другие и где творили им требы  князь и люди. И по другим

городам стали ставить  церкви и определить в них попов  и приводить людей на

Крещение по всем городам и селам».

С помощью греческих  мастеров в Киеве был построен величественный каменный

храм в честь  Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в

него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал

собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно

олицетворял собою  «духовную Русскую Церковь».

Равноапостольный  князь Владимир заботился и о  просвещении своего народа. По

свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел «собрать у  лучших людей

детей и отдавать их в обучение книжное».

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира  был его сын

великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление  которого

христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),

продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали  умножаться, и

монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И

радовался Ярослав, видя много церквей и людей  христианских...» При Ярославе

Мудром построены  такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,

как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055

годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом

определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской

Руси.

Для подготовки духовенства  Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в  Новгороде

школу, в которой  обучалось 300 детей. Есть основания  предполагать, что

такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего

в самом Киеве. Предметом  особого попечения Ярослава Мудрого  были переводы

новой литературы и  умножения книг путем создани  списков с имеющихся

рукописей. Сам Ярослав  Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),

«книги любил, читая  их часто и ночью и днем. И  собрал писцов многих, и

переводили они  с греческого на славянский язык. И  написали они книг

множество, ими же  поучаются верующие люди наслаждаются учением

божественным... Ярослав  же, как мы уже сказали, любил книги  и, много их

написав, положил  в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть

основал первую на руси библиотеку.

Благодаря книгам уже  второе поколение русских христиан имело возможность

более глубоко изучать  истины христианской веры. О высокой  степени развития

просвещения в Киевской Руси при ЯроставеМудром свидетельствует  «Слово о

Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное  религиозно-

философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам

самого автора, «для насытившихся с избытком книжной  мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого

Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую

дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю  вспашет, другой

же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец

ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.

Информация о работе Крещение князя Владимира