Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом
Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном
обращении язычников в христианство.
Крещение князя
Владимира
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом
Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном
обращении язычников в христианство.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под
980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено
было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской
семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа
язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мученников - семя
христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре
обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI
век) назвали причины
личного обращения князя
согласно указав на действие призывающей благодати Божией.
В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский,
пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на
него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он
уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего
все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,
христолюбивой и
сильной верою земле греческой.
он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в
христианство.»
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю
Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал
«добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с
христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы
и совершались богослужения на славянском языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть
несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял
крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй
версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987
году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее
достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный
Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь
Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год
по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его;
летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето
6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова
(6695-5508=987).
Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий)
решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира
побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался,
конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа
христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов
и более успешное
развитие своей культурной и государственной
жизни.
Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже
проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного
осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую
помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития
духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими
императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-
1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с
супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град
различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир
приступил к официальному введению христианства на Руси.
Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии
было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений,
хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без
открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,
а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день
произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
«На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами
царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в
воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же
совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле
по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по
домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и
сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих
и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя
христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,
Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою
силу.»
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в
989-990 годах.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской
Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров,
Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее
большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь
стала христианской страной.
Крещение Руси создало
необходимые условия для
Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,
а из Болгарии - священники,
привезшие с собой
славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь
Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше
стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где
стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на
Крещение по всем городам и селам».
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный
храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в
него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал
собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно
олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По
свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел «собрать у лучших людей
детей и отдавать их в обучение книжное».
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын
великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого
христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),
продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и
монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И
радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...» При Ярославе
Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,
как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055
годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом
определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской
Руси.
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде
школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что
такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего
в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы
новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся
рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),
«книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг
множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением
божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их
написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть
основал первую на руси библиотеку.
Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность
более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития
просвещения в Киевской Руси при ЯроставеМудром свидетельствует «Слово о
Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-
философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам
самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».
Говоря о значении
христианско-просветительной
Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую
дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой
же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец
ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.