Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:43, реферат
В 1919 г. возник кружок при Витебском отделении Московского археологического института. Он занимался изучением этнографии Белоруссии, собиранием предметов материальной и духовной культуры белорусского народа. В рукописном журнале «Белорусский этнограф», выпускавшемся участниками кружка, помещали работы А.П. Сапунов, М В. Мелешко и другие исследователи Белоруссии.
Летом 1947г. в походы и экскурсии по родному краю отправилось свыше 100 тыс. пионеров и школьников Белоруссии. В это число не вошли участники однодневных путешествий, которые проводило большинство школ. Туристские группы и отряды возглавляли учителя, пионервожатые, комсомольцы, научные работники.
Готовясь к юбилейным датам - 30-летию БCCP и 30-летию ВЛКСМ, Министерство просвещения БССР 12 апреля 1948г. приняло постановление «О задачах учителей и органов народного образования в организации путешествий пионеров и школьников по родному краю в 1948г.», в котором обязало заведующих отделов нapoдного образования, директоров школ, детских домов развернуть совместно с комсомольскими и пионерскими организациями активную работу по подготовке к летним походам и экскурсиям. Изучение родного края должно было проводиться по специальной тематике, разработанной ЦК ЛКСМБ и Министерством просвещения БССР.
Количество юных путешественников в 1948г. возросло до 140 тыс. В следующем году в одних только многодневных походах на большие расстояния участвовало свыше 30 тыс. школьников Белоруссии. Изучая родной край, ребята побывали на новостройках пятилетки, промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах своих районов, областей, в местах исторических сражений Советской Армии и партизан в годы Великой Отечественной войны, осмотрели партизанские стоянки, знакомились с историческими местами, памятниками истории и культуры республики. Для школьников были организованы встречи с научными работниками, деятелями искусства, передовиками производства. Краеведы собирали коллекции для школ, делали зарисовки, описания, записывали воспоминания участников революции, героев войны и труда. Итоги походов и экскурсий обсуждались на республиканских, областных и городских слетах пионеров, юных туристов, учительских семинарах, в педагогических коллективах. Вопросы изучения родного края широко освещались по радио, в местной и республиканской печати.
Наряду с походами и экскурсиями, прочно вошедшими во внеклассную работу школ, изучение края осуществлялось и в школьных краеведческих кружках. Вобрав в себя опыт краеведческого исследования, накопленный в период летних путешествий, и базируясь на знаниях, полученных на уроках, кружки позволяли организовать систематическое изучение края по определенной программе и с постоянным составом школьников
На базе исторических кружков и в результате поисково-исследовательской деятельности, проводимой в походах и экскурсиях, были созданы историко-краеведческие музеи и уголки в Юровичской средней школе Калинковичского района Гомельской области, Валевской средней школе Кореличского района Гродненской области, Лоевской средней школе и др.
Большое значение в развитии краеведения Белоруссии сыграло постановление ЦК КП Белоруссии и Совета Министров БССР от 19 июня 1965 г. «О создании Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» - массовой общественной организации, признанной содействовать осуществлению мероприятий партии и правительства по охране памятников истории и культуры и использованию их в деле коммунистического воспитания советского народа, повышения его образования и культуры. I Учредительный съезд Белорусского добровольного общества состоялся 7 декабря 1966г. В его работе приняли участие представители общественности, видные деятели науки и искусства, ответственные руководители министерств и ведомств.
Съезд принял устав общества и наметил основные направления его работы:
4-5 октября 1971г. состоялся II съезд Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. К этому времени в республике функционировало 6 областных и Минская городская (на нравах областной) организации, 140 районных и городских советов, 7156 первичных организаций, объединяющих 967 292 члена. Со времени учредительного съезда количество членов общества возросло в 9 раз. На съезде в устав общества были внесены дополнения, учитывающие опыт, накопленный местными организациями за время работы.
К Ш съезду (ноябрь 1976г.) Белорусское добровольное общество было уже одной из массовых организаций республики, насчитывавшей, но данным на 1 января 1976г., в 9903 первичных организациях 535 829 членов: рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, военнослужащих, учащуюся молодежь; 5,8 тыс. промышленных предприятий, учреждений, колхозов, учебных заведений являлись коллективными (юридическими) членами общества. При первичных организациях общества действовало 5,2 тыс. юношеских групп, которые объединяли свыше 1 млн. учащихся средних и восьмилетних школ, техникумов, профтехучилищ, студентов высших учебных заведений,.)
Проводились реставрационные работы на таких объектах, как дворец и часовня в Гомеле, Каменецкая башня (Белая вежа) на Брестчине, архитектурный комплекс на Замковой горе в Гродно. Софийский собор в Полоцке; часовня в д. Лесной, Слуцкие ворота в Несвиже, замки г. Лиде, Новогрудке, Благовещенская церковь XII в. в Витебске, дворец Сапегов в п. Ружаны, Успенский костел в Мстиславле и др.
В течение десятилетия
были отремонтированы и
Одной из интересных и действенных форм изучения истории нашей Родины, развития у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Отчизне стали республиканские экспедиции пионеров и школьников по родному краю, организуемые Министерством просвещения БССР, ЦК ЛКСМБ. Республиканским советом пионерской организации им. В. И. Ленина, добровольным обществом охраны памятников истории и культуры совместно с детскими экскурсионно-туристскими станциями и Домами пионеров. Они посвящаются знаменательным и памятным датам в истории нашей страны и республики и являются составной частью Всесоюзных экспедиций и походов комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. С 1957 по 1977г. в БССР проведено 9 республиканских экспедиций пионеров и школьников Названия экспедиций говорят сами за себя: «По партизанским тропам», «По дорогам семилетки», «Заветы Ленина в жизнь», «По дорогам героев», «Дорогами побед» и др.
В ходе экспедиций юные краеведы знакомились с прошлым и настоящим Белоруссии, прошли по историческим и революционным местам, по боевому пути воинских частей и соединений, партизанских отрядов и бригад, встречались с участниками войны, передовиками Производства, собирали сведения о становлении Советской власти в своем районе, области, городе, об успехах белорусского народа в выполнении народнохозяйственных планов, знакомились с новостройками Белоруссии, с условиями труда и отдыха рабочих и колхозников. Они создавали летописи деревень, колхозов, совхозов, заводов, школ, восстанавливали имена неизвестных героев, собирали материалы и документы, воинские и трудовые реликвии, сооружали памятники, обелиски, мемориальные доски, закладывали парки, скверы, аллеи, посвященные героям, создавали музеи, комнаты и уголки революционной, боевой и трудовой славы.
Неизменно возрастало число участников экспедиции. Если в первой экспедиции приняло участие свыше 300 тыс. пионеров и школьников, то в седьмой, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, свыше 1 млн. юных краеведов. В 1972 — 1973 гг. в туристских походах и экскурсиях участвовало 1 млн. 800 тыс. школьников Белоруссии. Руководство экспедициями осуществляли штабы. Во главе туристских отрядов и групп шли ветераны партии, войны и труда, энтузиасты-краеведы.
Накануне 30-летия победы Советского Союза над фашистской Германией на средства, заработанные студентами во время летних трудовых семестров, на воскресниках, сельскохозяйственных работах, на территории университетского городка был открыт памятник студентам, преподавателям и сотрудникам университета, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Минутой молчания присутствовавшие почтили память погибших и дали клятву быть верными Родине.
Большую исследовательскую работу по изучению истории Гродненщены, ее памятников проводит краеведческий кружок исторического факультета Гродненского государственного университета.
Краеведение прочно вошло в учебную программу вузов республике. В Белгосуниверситете им. В. И. Ленина, Гродненском государственном университете, Минском педагогическом институте и в ряде других высших учебных заведений читаются курсы истории БССР, археологии, этнографии, вспомогательные исторические дисциплины — историческое краеведение, историческая география, нумизматика, топонимика и др. Студенты проходят археологическую, архивно-музейную и краеведческую практику, участвуют в работе научных экспедиций своих учебных заведений и институтов ЛИ БССР, всесоюзных и республиканских студенческих конференциях, посвященных проблемам краеведения, пишут курсовые и дипломные работы на историко-краеведческие темы.
К середине 70-х гг. в результате большой поисково-исследовательской деятельности комсомольцы и молодежь Белоруссии выявили тысячи имен ранее неизвестных героев, установили более 10 тыс. памятников, обелисков, мемориальных досок и других памятных знаков, заложили около 2 тыс. парков, садов, скверов в честь героев, создали 720 клубов боевой славы, 809 нарочных музеев. 45 тыс. музеев, комнат и уголков революционной, боевой и трудовой славы, написали 1523 летописи коллективов, комсомольских организаций.
Весомый вклад в краеведение вносят пионеры и школьники республики — участники экспедиционных отрядов и групп, члены краеведческих кружков, активисты школьных музеев. Только в 1973-1974 гг. они установили 3455 ранее неизвестных имен воинов Советской Армии, партизан и подъпольщиков, выявили 125 воинских могил, организовали уход за 2073 братскими захоронениями, открыли 1750 новых музеев, комнат и уголков. Благодаря их поискам 1700 боевых наград нашли своих адресатов.
Важное место в работе краеведов Белоруссии занимает агитационно-массовая работа. Сразу же после создания Белорусского добровольною общества охраны памятников истории и культуры при Гомельском и Витебском областных советах и некоторых городских и районных отделениях были организованы на общественных началах бюро пропаганды, работа которых строилась в тесном контакте с городскими и районными организациями «Знание». В 1973г. бюро были созданы при Центральном и всех местных советах общества. В их работе принимают активное участие работники научных учреждений, преподаватели учебных заведении, партийные, советские, комсомольские работники, журналисты, ветераны воины и труда, работники учреждений культуры
В пропаганде памятников истории и культуры значительная роль принадлежит информационному научно-методическому бюллетеню Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры «Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi», который выходит 4 раза в год массовым тиражом. В журнале помещаются статьи, очерки, информации, тематические разработки, в которых широко освещается исторический путь белорусского народа, создавшего на протяжении веков бессмертные памятники своей самобытной культуры, фольклора, живописи. Бюллетень знакомит читателей с конструктивной и художественной характеристикой наиболее ценных памятников, рассказывает о самобытном таланте создателей народного богатства, расцвете национальной культуры Белоруссии, достигнутом за годы Советской власти, о событиях и людях, в честь которых памятники сооружены. Здесь также обобщается опыт первичных организаций общества по сбережению исторического и культурного наследия прошлого, публикуются рекомендации и консультации по различным вопросам организационной работы, помещаются материалы об охране памятников в братских республиках, за рубежом, рассказывается о новых поисках и находках краеведов.
Одной из массовых форм работы общества стали семинары и научно-практические конференции, ежегодно проводимые президиумом Центрального совета. Они посвящаются проблемам сохранения культурно-исторических центров городов, роли памятников истории и культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, дальнейшему развитию пропаганды знаний о памятниках и др. В их работе, как правило, принимают участие кроме активистов общества работники партийных и советских органов. Министерства культуры БССР, других министерств и ведомств республики.
Пропаганда памятников истории и культуры и в целом краеведения широко проводится на страницах республиканской и местной печати, по радио и телевидению. Активное участие принимают многотиражки крупных промышленных предприятий и учебных заведений. Повсеместно используются такие массовые формы работы, как факультеты знаний о памятниках истории и культуры при народных университетах культуры, лектории, кинолектории, передвижные выставки, конкурсы на лучший рисунок, фото, сочинение, тематические вечера, викторины.
Опыт работы
юных краеведов и их успехи в изучении
славных страниц истории