Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:47, реферат
Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода исторической паузой – временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего столетия. В исторической науке это время получило название контрреформ.
Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.
Определение контрреформ.
Биография.
Личность Александра III.
Восшествие на престол и коронация.
Личные качества.
Болезнь и кончина.
Новая политика императора.
Контрреформы Александра III.
Заключение.
В первые месяцы
царствования Александр III проводил политику
лавирования между двумя противостоящими
политическими группировками – «либеральной»
и «охранительной» (возглавляли их соответственно
М.Т.Лорис-Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин
- с одной стороны, К.П.Победоносцев - с
другой) – Александр III склонился в пользу
последней. Уже в марте был «похоронен»
конституционный проект министра внутренних
дел М.Т.Лорис- Меликова, предполагавший
введение общероссийского представительного
органа.
(Александр II дал согласие рассмотреть
проект за несколько часов до своей трагической
гибели.)
Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия.
В опубликованном
29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном
К.П.Победоносцевым, заявлялось о решимости
«стать бодро на дело правления, с верою
в силу и истину самодержавной власти»,
которую император призван «утверждать
и охранять для блага народного от всяких
на неё поползновений». Формулировались
основные принципы внешней и внутренней
политики: сохранять порядок и крепкую
власть, соблюдать справедливость и экономию,
возвратится к исконно русским началам
и повсеместно обеспечивать исконно русские
интересы. С конституционными мечтаниями
было покончено. В России повеяло холодом.
Из писем К.П.Победоносцева Александру III: «В нынешнее смутное время у всех добрых людей душа в крайнем смущении, в болезни…Душа у всех объята страхом, - боятся больше всего именно этого коренного зла, конституции…, которой русская душа не понимает… Это гибулль России и Ваша; это ясно для меня как день… Время тажкое, я не успокоюсь, покуда здесь ещё остаются и граф Лорис-Меликов, и Абаза, и великий князь Константин Николаевич. Дай Бог, чтобы они ушли и разъехались как можно скорее»
На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования – М.Т. Лорис-Меликов, военный министр Д. А. Милютин, министр финансов А. А. Абоза.
Вскоре Александр III в письме к брату Владимиру сформулировал свое политическое кредо: “Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России”
Первые мероприятия
правительства Александра III подтвердили
решимость властей твёрдо проводить
провозглашённый “
В условиях развивающегося
капитализма Александр III, выражая
интересы наиболее консервативных кругов
дворянства, сохранял помещичий уклад
жизни.
Однако в области экономической политики
император вынужден был считаться с ростом
капиталистических элементов в стране.
Александр III, потрясенный смертью отца,
стремился всякими способами ограничивать
влияние революционных группировок в
стране.
Основными направлениями
деятельности нового правительства
были
“искоренение крамолы” и успокоение
общественности. Особая роль в укреплении
и охранении режима отводилось Департаменту
полиции, деятельность которого приобрела
невиданный размах после назначения на
пост его директора В.К.
Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический
розыск в России возглавил подполковник
Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин.
Этот умный, предприимчивый и честолюбивый
чиновник тщательно изучил опыт работы
тайной полиции европейских стран. На
посту инспектора секретной полиции и
начальника Петербургского охранного
отделения он создал в России продуманную
систему политического сыска, основанную
на провокаторской деятельности, шпионаже
и шантаже.
Помимо официальных полицейских органов в марте 1881 г. возникла своеобразная тайная общественная организация для защиты императора и борьбы с революционным террором – “Священная дружина”. Она была создана с ведома Александра III и объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной бюрократии, генералов и др. Среди них были братья царя, министр двора И. В. Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов, С. Ю. Витте. При помощи собственной агентуры, а также шпионажа и провокаций “Дружина” пыталась дезорганизовать действия революционных организаций изнутри. Вскоре ее активная, но непрофессиональная деятельность стала мешать работе Департамента полиции. А к концу 1881 г. Александр III осознав опасность этого “добровольного” карательного органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на репрессии, велел распустить “Священную дружину”.
Всю намеченную
программу контрреформ царизму
провести не удалось. Оно не могло
не считаться с реальным положением
дел в деревне, с развитием
новых капиталистических
Экономическая политика имела буржуазный
характер.
В 1864 г. началось
создание земских учреждений. Это
означало возрождение древнего земства
с его идеей народного
По новому «Положению
о губернских и уездных земских
учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано.
Дворянство получило возможность избирать
большую часть выборных земских
деятелей – гласных (около 57%).
Имущественный ценз (минимальный уровень
доходов, дающий право представителю того
или иного сословия участвовать в деятельности
земских учреждений) понижался до дворян
и повышался для городского населения.
Крестьяне вообще потеряли право выбирать
гласных, так как теперь их назначал губернатор
из среды крестьянских выборщиков – лиц,
уполномоченных крестьянскими обществами
участвовать в выборах.
Вновь избранные
земские гласные утверждались губернатором,
что ставило земские учреждения
под жёсткий контроль государства.
Фактически это перечёркивало главную
идею земства – независимость от органов
государственной власти и царя в решении
вопросов местного самоуправления.
Смысл земской контрреформы состоял в
том, чтобы свести на нет возможность участия
в работе земских органов «случайных»
(нежелательных для режима) людей, увеличить
представительство дворян – опоры трона
и в конечном итоге сделать земства лояльными
по отношению к самодержавной власти.
Во всех этих мерах отразилось противостояние
царя и дворянства демократическому русскому
земству («земле», «люду») – противостояние,
уходящее в самую глубь российской истории.
Городская контрреформа
преследовала точно такие же цели,
как и земская: ослабить выборное
начало, сузить круг вопросов, решаемых
органами государственного самоуправления,
и расширить сферу
Из законодательства
изымалось положение о том, что
городские думы и управы действуют
самостоятельно. Закреплялось вмешательство
царской администрации в их дела.
Правительство получало право не
утверждать официально избранного городского
голову – председателя городской
думы.
Количество заседаний последней ограничивалось.
Таким образом, городское самоуправление
было по сути дела превращено в разновидность
государственной службы.
Судебная реформа
России – наиболее удачное детище
отстраненных от власти реформаторов
– не потерпела в это время
каких-либо значительных изменений. Судебные
уставы 1864 г. продолжали успешно действовать.
Однако в судопроизводстве по политическим
делам гласность
Существенные
изменения произошли в низовых
судебных органах. Мировые судьи, которые
помимо разбора мелких дел решали
спорные вопросы между
Мировые судьи
заменялись земскими участковыми начальниками,
должности которых
Поскольку студенчество
считалось главным источником вольнодумства,
рассадником республиканских и
идей и всякого рода смуты, российские
университеты стали одной из первых
жертв охранительного курса. Новый
университетский устав 1884 г. упразднял
их автономию. Был ликвидирован университетский
суд, запрещены любые студенческие
объединения.
Преподаватели, избранные учёными советами,
обязательно утверждались в должности
министром просвещения. Всей университетской
жизнью теперь руководил государственный
чиновник – попечитель учебного округа:
он назначал деканов (одна из высших выборных
должностей университета), обладал правом
созывать учёный совет, присутствовать
на его заседаниях, наблюдать за преподавателем.
Государство не забыло напомнить студентам
и об «обязанности по выполнению воинского
долга»: льготы по призыву в армию для
лиц, имеющих высшее образование, были
ограничены, а минимальный срок военной
службы увеличен.
Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.
1884 год был
ознаменован введением нового
университетского устава –
Первый опыт
свободы слова прервался после
утверждения в августе 1882 г. новых
«Временных правил о печати» (которые
стали постоянными).
Администрация получила право закрывать
любые газеты и журналы, лишать издателей
и редакторов права на продолжение профессиональной
деятельности.
Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы
своих авторов по требованию властей.
Усилилась цензура.
В соответствии
с новым законодательством в 1884
г. прекратил существование
М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости».
Именно на 80-е гг. приходится заключительный
период деятельности этого известного
русского публициста, в своё время слывшего
либералом и много сделавшего для расширения
круг дозволенных к обсуждению в печати
вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно
после установления нового правительственного
курса при Александре III, Катков немало
способствовал усилению охранительного
духа и нетерпимости в стане власть имущих.
Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно»