Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:27, реферат
Контрреформы в России - это ряд мероприятий императора Александра Ш, проведенных в 1889-1894 гг. с целью укрепления самодержавия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 60-70 гг.
5.Контрреформы 1880- 1890гг. Политический консерватизм конца 19в.
Контрреформы в
России - это ряд мероприятий императора
Александра Ш, проведенных в 1889-1894 гг. с
целью укрепления самодержавия за счет
пересмотра умеренно-буржуазных реформ
60-70 гг.
Главное место в системе контрреформ занимало
"Положение о земских начальниках"
1889 года, которое должно было вернуть помещикам
вотчинную власть, ослабленную в результате
крестьянской реформы. В руках земских
начальников сосредотачивалась вся полнота
судебной и административной власти в
уезде.
Им полностью было подчинено крестьянское
самоуправление. Мировые судьи в уездах
упразднялись и подсудность их дел перешла
к земским начальникам (частично к волостным
судам).
Земский начальник обладал широкими правами
и в отношение волостных судов; он назначал
волостных судей из числа кандидатов,
представленных ему сельскими сходами,
мог приостановить приговор волостного
суда.
Пользуясь такими правами, земские начальники
чинили произвол в отношение крестьян.
По городской контрреформе 1892 года, в результате
установления высокого имущественного
ценза, мелкие торговцы и ремесленники
были полностью лишены избирательных
прав; преимущественно при выборах городских
дум было отдано крупным торговцам и промышленникам.
Начался пересмотр судебной реформы 1864
года (в уездах были упразднены мировые
судьи; из ведения суда присяжных был изъят
ряд дел).
Для усиления борьбы с растущим революционным
движением повышалась роль карательных
органов. Положение о мерах к охране государственного
порядка и общественного спокойствия
1881 года при министре внутренних дел было
создано Особое совещание, которое имело
право ссылки и заключения в арестантских
домах до 5 лет в административном порядке.
Предусматривалось объявление той или
иной местности или всей страны на исключительном
положении в формах усиленной и чрезвычайной
охраны.
В этом случае губернатор мог без суда
и следствия всех внушающих подозрение
лиц, закрывать собрания, фабрики, заводы,
торговые предприятия.
В 1892 году были изданы "Правила о местностях,
состоящих на военном положении". В
случае введения военного положения, вся
полнота власти передавалась военным
органам, а в отношении широко применялась
военная юстиция.
В результате контрреформ была ликвидирована
значительная часть уступок вырванных
у царизма в 60-70 гг. демократическим движением.
Отход от либеральных
реформ начался ещё при Александре
II с 1866 года, когда судам запретили
рассматривать дела о печати. В 1871
г. появились изменения в
2 марта 1881 года
на престол вступил Александр
III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый
император подписал манифест
« О незыблемости самодержавия»
Этот период
отмечен серией реакционных преобразований,
направленных на пересмотр сложившейся
системы буржуазного
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна.
Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала.
Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.
Новая политика императора
Новый правительственный курс видимым образом отличался от реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения – либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский.
Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II.».
Суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия.
В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном К.П.Победоносцевым, формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратится к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские интересы.
”
Первые мероприятия
правительства Александра III подтвердили
решимость властей твёрдо проводить
провозглашённый “
1917 г.
Основными направлениями деятельности нового правительства были “искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого приобрела невиданный размах . Всю намеченную программу контрреформ царизму провести не удалось. Оно не могло не считаться с реальным положением дел в деревне, с развитием новых капиталистических отношений в экономике. Так, в 1881 г. был утвержден закон об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно понижены выкупные платежи, отменялась подушная подать. Под влиянием роста рабочего движения в 1881 г. правительство издает закон по рабочему вопросу. Экономическая политика имела буржуазный характер.
ЗЕМСТВО
По новому
«Положению о губернских и
уездных земских учреждениях» 1890
г. земство было преобразовано.
Земледельческая курия теперь становилась только дворянской, в эту курию отныне не могли избираться представители крупной буржуазии. Для дворян баллотировавшихся в Земледельческую курию, понижался до 1-1,5 тыс. рублей в губернских городах и до 300 рублей в уездах, а число гласных увеличивалось пропорционально уменьшению представительства остальных курий. Для городской курии существенно увеличился имущественный ценз, представительство буржуазии в земских учреждениях сокращалось в среднем на ј часть. Крестьянская курия избирала представителей в земские гласные, из их числа уездный съезд земских начальников представлял список депутатов, который утверждал губернатор.
Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.
Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти..
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Городская контрреформа
преследовала точно такие же цели,
как и земская: ослабить выборное
начало, сузить круг вопросов, решаемых
органами государственного самоуправления,
и расширить сферу
Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.
СУД
В 1871 г. дознание
по государственным преступлениям
было официально поручено корпусу жандармов.
Собранные материалы должны были
передаваться министру юстиции, который
мог направить их в судебные инстанции,
а мог принять меры к решению
дела в административном порядке.
В 1872 г. наиболее важные дела по государственным
преступлениям были переданы на рассмотрение
Особого присутствия Сената с участием
сословных представителей.
В 1874 г. из ведения общих судов изымаются
дела о "противозаконных сообществах"
и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии
или сопротивлении властям и о покушениях
на должностных лиц. Обвиняемые в этих
преступлениях предавались военному суду.
После покушения на императора Александра
II, совершенного народовольцами, усиливается
правительственное наступление на судебную
систему, порожденную реформой. В 1881 г.
было принято специальное "Положение
о мерах к ограждению государственного
порядка и общественного спокойствия",
закрепившее и приведшее в систему все
ранее сделанные изъятия из общего судебного
порядка.
Согласно этому Положению, министру внутренних
дел, генерал-губернатору предоставлялось
право передавать ряд дел на рассмотрение
военных судов для решения по законам
военного времени.
Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты
дела о печати, административные органы
понуждали прокуроров возбуждать дела
против наиболее смелых публицистов и
редакторов. Наступление на гласность
началось задолго до 1881 г. В интересах
конфиденциальности допрос высших должностных
лиц с 1869 г. мог производиться на дому.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать
двери заседаний, объявляя слушающееся
дело "деликатным", "конфиденциальным"
или "секретным
В 1878 году
Сенат разъяснил, что временные
комиссии по составлению списков
присяжных заседателей
В 1887 году меняется порядок составления списков присяжных заседателей: председатель земской уездной управы подавал сведения о кандидатах в окружной суд. Очередные списки пртсяжных составлялись комиссиями в составе уездного предводителя дворянства, председателя уездного съезда мировых судей, участкового мирового судьи, уездного исправника, председателя уездной земской управы, мирового посредника и др. Закон включал в состав комиссии лиц, располагающих сведениями об имущественном и ином положении кандидатов в присяжные.
Существенные
изменения произошли в низовых
судебных органах. Мировые судьи, которые
помимо разбора мелких дел решали
спорные вопросы между
Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, наделённых широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течении нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.
В городах учреждались должности городских судей, назначаемых министром юстиции.
Апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых земскими начальниками и городскими судьями, было судебное присутствие уездного съезда, в которое входили предводитель дворянства, член окружного суда, городские судьи и земские участковые начальники уезда.
Кассационной
инстанцией для тех же дел были
губернские присутствия, состоящие
из губернского предводителя дворянства,
вице-губернатора, прокурора, членов окружного
суда. Фактически обжалование дел
осуществлялось в административных
органах административными
Информация о работе Контрреформы 1880- 1890гг. Политический консерватизм конца 19в