Контрольная работа по "Всемирной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Перечислите наиболее важные процессы и явления первобытной истории. Обоснуйте свой выбор.
Задание №2 Охарактеризуйте основные культурные достижения эпохи Средневековья.
Задание № 3 Охарактеризуйте влияние научно-технического прогресса на эволюцию социально-экономических и политических отношений в Новейшее время. Приведите конкретные примеры.
Задание № 4 Перечислите наиболее важные экономические и политические реформы в российской истории. Охарактеризуйте их задачи и результаты. Обоснуйте свой выбор.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа история.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Характерная особенность средневекового искусства — его тесная связь  с ремеслом. Ручной труд был главной  формой материальной деятельности Средневековья, искусство не противопоставлялось  ему, но из него вырастало, становилось  высшим его проявлением. 

Средневековое искусство стало  «проповедью в камне»: оно обращалось  непосредственно к зрителю и  углубляло его суждения о мире. Жизненная сила искусства заключалась  в его общественном назначении  — оно было обращено ко всем  слоям феодального общества.  

 Романский (от лат. Roma — Рим) стиль (X—XIII вв.) был  первым после Античности крупным  художественным стилем, объединившим в единое целое монументальную  живопись и скульптуру, архитектуру  и декоративно-прикладное искусство  в странах Западной и Центральной  Европы.  

Романская архитектура поражает мощью, скульптура — одухотворенностью  и экспрессией. Провозглашалось  превосходство духовного начала над телесной красотой. 

Изделия романских мастеров — чеканка, литье, эмаль, ткани, гобелены, резьба по дереву и кости — отличались массивностью, суровой мощью форм, интенсивностью цвета.  

Романский стиль ярко проявился  и в искусстве книжной миниатюры. В ней можно отчетливо проследить его черты: господство линии и  локального плоскостного цветового  пятна, отсутствие перспективы и  объема, искаженные пропорции. 

Готика — художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции  и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной  Европе. Название готического стиля  связано с германским варварским племенем готов, в 410 г. разграбившим Рим. Как раз падение Вечного города — Рима и ознаменовало конец Античности и наступление Средних веков  в европейской культурной истории. Термин «готика» утвердился в эпоху  Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».  

Готика зародилась в Северной Франции, где каменные соборы получили свою классическую форму. Смелая и сложная  каркасная конструкция готического  собора позволила преодолеть массивность  романских построек. 

Эпоха готики — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного  ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. 

 

ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА 

Средневековая литература - и клерикальная, и светская - обладала рядом общих  характеристик, которые обусловили ее внутреннюю целостность. Это была литература традиционалистского типа. На всем протяжении своего существования  она развивалась на основе постоянного  воспроизведения ограниченного  набора образных, идеологических, композиционных и др. структур - топосов (общих мест) выражавшихся в постоянстве эпитетов, изобразительных топосов, устойчивости мотивов и тем, постоянстве канонов  для изображения всей образной системы (будь то влюбленный юноша, христианский мученик, рыцарь, красавица, император, горожанин и т.д.). На основе указанных  клише сформировались жанровые топосы, обладавшие собственным смысловым, тематическим и изобразительно-выразительным  каноном. 

Средневековый человек находил  в литературе общепризнанный, традиционный образец, уже готовую универсальную  формулу описания героя, его чувств, внешности и т.д. (красавицы всегда златоглавые и голубоглазые, богачи скупые, святые обладают традиционным набором добродетелей и т.д.). 

Хотя уже в раннем средневековье  начинает оформляться светская музыка, доминирующую роль в средневековой  музыке играла духовная музыка, неразрывно связанная с церковным богослужением  и прежде всего литургией (в католичестве - мессой). Различные церковные песнопения, являющиеся обязательным элементом  литургии, к VI в. были сведены воедино  и упорядочены (по преданию, эту реформу  осуществил папа Григорий I). К концу VI - началу VII вв. относится и складывание  основной разновидности западноевропейской церковной музыки - григорианского хорала. Григорианский хорал - одноголосное каноническое пение. Плавное, одноголосное развертывание единой мелодии символизировало  единство, "соборность" мирян. Мелодичное развертывание одноголосного григорианского хорала, сам его ритм, особая торжественность  погружали мирян в состояние  мистической отрешенности от грешного мира, вызывали чувство благоговения. Каноничность григорианского хорала выражалась в унификации текста, напевов и  самого характера исполнения. Вплоть до конца средневековья музыкальные  разделы мессы основывались на грегорианском  хорале. Они состояли из пения псалмов, исполнявшихся профессиональным хором  певчих и священниками, и гимнов. Первоначально гимны исполнялись  только мирянами, им были присущи черты  народной песни. Позже их стали исполнять  и профессиональные певчие. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Период Средневековья исключительно  важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени  до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется  религиозная общность Европы и возникает  новое направление в христианстве, протестантство, складывается городская  культура, во многом определившая современную  массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты, и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной  науки и системы образования; готовится почва для промышленного  переворота и перехода к индустриальному  обществу. 

Благодаря Средневековой Западной Европы мы имеем Романтический и  Готический стиль. 

А также из европейских университетов  к нам пришла форма обучения, которой  мы до сих пор пользуемся (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная  защита диссертации, научный диспут и многое другое). 

 

Задание № 3 Охарактеризуйте влияние научно-технического прогресса на эволюцию социально-экономических и политических отношений в Новейшее время. Приведите конкретные примеры.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС- единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап научно-технического прогресса  относится к 16-18 вв., когда мануфактурное  производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного  производства с кон. 18 в. — наука  и техника взаимно стимулируют  ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической  революцией, охватывает наряду с промышленностью  сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт. 

 

Задание № 4 Перечислите наиболее важные экономические и политические реформы в российской истории. Охарактеризуйте их задачи и результаты. Обоснуйте свой выбор. 

Крестьянская реформа 1861 г.  

 

И правительство и общество сознавали  что узлом стоящих перед Россией  проблем является крестьянский. Поражение  России в крымской войне сделало  неизбежным отмену крепостного права. Отмена крепостничества была вызвана  не столько внутрироссийским сколько  внешнеполитическими факторами, а  капиталистические отношения прежде всего насаждались правительством. Падение крепостничества стало  важнейшим рубежом российской истории. Очевидна огромная роль государства  в этом процессе. Реформа рождалась  в ходе жестоких столкновений между  сторонниками преобразований и защитниками  основ крепостничества. Объявив  о необходимости отмены крепостного  права, Александр II и поначалу действовал методами своего отца. Он учредил Секретный комитет по крестьянскому делу и попытался побудить дворянство проявить инициативу в решении крестьянского а. Ни комитет ни дворянство не хотели решать крестьянский. Александр 2 предписал дворянству литовских губерний создавать губернские комитеты по разработке реформы. Предписание царя было опубликовано и подготовка реформы стала гласной. Секретный комитет утратил свою секретность и был переименован в главный комитет по крестьянскому делу. Правительство вынудило дворян выступить с инициативой в крестьянском е. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян с минимальным наделом или вовсе без земли. Меньшинство предлагали предоставить крестьянам наделы за выкуп. Последний вариант носил более прогрессивный характер но не пользовался популярностью у помещиков. В бюрократических кругах идею освобождения крестьян с землёй за выкуп отстаивал Милютин. Ему удалось настоять на своём и к концу 1858 г. принцип освобождения крестьян с землёй стал основным. После этого предстояло сделать самый сложный шаг - оформить эту идею законом. В начале 1859 для обработки проектов был создан особый орган - редакционные комиссии. Предполагалось образовать две комиссии но образовалась одна, сохранившая название во множественном числе. 19 февраля 1861г Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права и положение и крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Бывшие крепостные получали личную свободу и большинство общегражданских прав. При этом крестьяне остались неполноправным сословием: они по прежнему платили подушную подать, несли рекруторскую повинность, подвергались телесным наказаниям и т.д. Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам. Важным элементом реформы был о крестьянских наделах. Поскольку вся земля считалась дворянской собственностью, крестьяне получая надел должны были выплачивать за него выкуп. Он приравнивался к сумме, которая будучи положенная в банк под 6% приносила бы ежегодный доход. Величина наделов определялась по соглашению между помещиком и крестьянином. Выкуп осуществлялся при посредничестве государства. Оно брало на себя обязательство сразу выдавать помещикам 75-80% выкупной суммы а крестьяне потом должны были возвращать долг государству с процентами. Крестьянская реформа стала отправной точкой для преобразований во всех виверах жизни России. Негативную роль сыграли искажения внесённые в проект Редакционных комиссий на стадии обсуждения в Главном комитете и Гос. совете. Под давление консервативных сил размеры крестьянских наделов были сокращены. От них отрезалось в среднем 20%. 

 

Реформы 60-х - 70-х гг. XIX века  

 

После отмены крепостничества и  изменения на новых началах экономической  и социальной базы общества требовалось  внести коррективы во все институты. Земская и городская реформы: Важнейшая из реформ 1860-х. У истоков  реформы стоял Милютин. Согласно "Положению о земских учреждениях" каждые три года представители разных сословий избирали уездное земское  собрание, которое направляло депутатов  в губернские земские собрания. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские  управы. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. В сферу компетенции земств входили - начальные школы, медицина, благоустройство  дорог, местное хозяйство, благотворительность. Продолжение земской реформы  стало введение в 1870г органов  городского самоуправления с хозяйственной  компетенцией. По этой реформе каждые 4 года в 509 городах России население  избирало городскую дума, которая  формировала исполнительный орган - городскую управу. Руководил думой и управой - городской голова. Судебная реформа: была проведена в 1864г. Её разрабатывали Зарудный, Ровенский и Победоносцев. Необходимость преобразований определялась крайней архаичностью российских судов. Авторы реформы использовали в своих разработках передовые принципы юридической науки. Согласно реформе 1864 г суд стал всесословным. Менее важные дела передавались мировым судьям и решались упрощённым порядком. Более сложные ы рассматривал суд коронный - окружные суды и судебные палаты. Обжаловались решения всех инстанций в Сенате. Следствие изымалось из рук полиции и вверялось особому должностному лицу - судебному следователю. Подсудимого в присутствии публики защищал адвокат, обвинение поддерживал прокурор. Вводится устный, гласный и состязательный процесс. Решение о виновности подсудимого в окружных судах выносили присяжные заседатели. Судьям было назначено высокое жалование. Вводилась несменяемость судей, гарантированность независимости от администрации. К числу недостатков реформы относилось сохранение особого сословного суда для крестьянства и духовенства, невозможность обжаловать в суде действия чиновников. Отмена жестоких мер наказаний. Военные реформы: в ходе этих реформ было централизованно и упорядоченно управление войсками. Страна была разделена на 15 военных округов. Военные суды и учебные заведения сближались по устройству с соответствующими гражданскими учреждениями. В 1874г рекрутчин была заменена всеобщей воинской повинностью. Ежегодно из всех мужчин достигших 20 лет правительство по жребию отбирало необходимое число новобранцев. В армии служили 6 и 9 лет состояли в запасе, на флоте 7 лет и 3 года в запасе. Выпускник начальной школы служил 4 года, средней - полтора, высшей - пол года. Неграмотных призывников обучали во время службы. Финансовая реформа: были введены точный учёт и публикация государственных доходов и расходов. Учреждались государственный банк и государственный контроль в качестве независимой ревизионной инстанции. Реформы с сфере образования: по уставу 1863г университетам возвращалась автономия. Вводилась выборность ректора, декана, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные учебные и административно-хозяйственные ы. Вместе с тем студенты корпоративных прав не получили. Гимназийский устав 1864г объявлял среднее учебные заведения открытыми для представителей всех сословий и вероисповеданий. Вводилось 2 типа гимназий: классические (в них глубже изучались гуманитарные науки) и реальные (естественные и точные науки) Согласно положению о начальных училищах школы для народа могли создаваться как государственными так и церковными. Расширялась свобода печати. В 1865г отменена предварительная цензура для книг и журналов.

 

   Русская культура во второй половине XIX - начале XX века.

 

Отмена крепостного права и  последовавшие за ней преобразования глубоко повлияли на развитие русской  культуры. Образование: грамотность  в этот период требовалась на каждом шагу. Она была необходима новобранцу в армии, крестьянину. Ушедшему на фабрику  или в торговлю. Поэтому просвещение  народа сделало после 1861г значительный шаг вперёд. Если в 1860-е читать умело  лишь 6% населения, то в 1887 - 21%. Количество начальных школ выросло за примерно в 17 раз. В России сложились 3 основных типа начальных школ: государственная, земская и церковно-приходная. В  церковных школах учили прежде всего  закону Божьему, церковному пению и  церковнославянскому языку. В школах земских и министерских шире преподавались  светские предметы. Там где не было никаких школ крестьяне вскладчину заводили свои школы грамоты. Просвещать взрослое население помогали воскресные школы. Развивалось и среднее  образование: его давали классические и реальные гимназии. Создавали и  женские гимназии. Число высших учебных  заведений выросло с 14 до 63, в них  обучалось около 30 тыс. студентов. Во второй половине 19 века был основан  ряд университетов - варшавский, новороссийский, томский и т.д. высшей школе была дана автономия. Средняя школа было объявлена открытой для всех сословий. Наряду с учебными заведениями важную просветительскую роль распространяли также библиотеки, музеи, курсы и  кружки. Книгоиздание и периодическая  печать: в 1890г Россия стала третьей  в мире страной по количеству названий выпускаемой литературы. Выросло  число типографий. Периодическая  печать несла особую нагрузку: ей приходилось  восполнять отсутствие политических партий и парламента. Наука: развитие просвещения  создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика Чебышёва, физиков Столетова, Лебедева. Великим открытием был периодический закон химических элементов Менделеева. Было проведено ряд технических открытий. Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские учёные были атеистами и материалистами. На значительную высоту поднялась русская историческая наука. Историк Соловьёв создал фундаментальную "Историю России с древнейших времён" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей. Литература: литература этой эпохи принесла мировую славу России. Общественно-политические конфликты. Колоссальные психологические нагрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие проблемы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Достоевского, Толстого. Их творчество неотделимо от творческих исканий. Чутко реагировал на изменение в духовной атмосфере России Тургенев. Яркой чертой пореформенной литературы был реализм - стремление изобразить правду жизни, обличие общественных пороков, демократизм, тяга к сближение с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Некрасова и сатирах Салтыкова-Щедрина. Искусство: Демократические настроения 1860х особой силой повлияли на искусство. В живописи они были подавленны движением передвижников, в музыку - кружком "могучая кучка", в театре - драматургией Островского. Зачинатели передвижничества - выпускники Академии художеств - отказались в 1863г участвовать в конкурсе на золотую медаль, не желая писать картины на религиозные и мифологические сюжеты. Многие передвижники обращались к русской истории, ища в ней подтверждение своей веры в духовную мощь народа. Широко известны стали картины Сурикова. В скульптуре эта направление было представлено работами Антокольского. Великой вершиной русской живописи были полотна Репина в творчестве которого совместились основные темы и сюжеты характерны для передвижничества народа. Большую роль в художественной жизни России сыграли предприниматели-меценаты, например Третьяковы, передавшие свою галерею в дар Москве. В группе могучая кучка выделялись композиторы Римский - Корсаков, Мусоргский, Бородин. Участники кучки созывали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы. Одним из высших достижений музыкальной культуры России стало творчество Чайковского. Важным событием в развитии русской культуры стало основание первых консерваторий в Москве и Петербурге. Корифей русской драматургии Островский поднимал в своих пьесах острые общественные проблемы. Развивался театр в провинции. Возникали частные и народные театры.

Информация о работе Контрольная работа по "Всемирной истории"