Контрольная работа по "Всемирной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Перечислите наиболее важные процессы и явления первобытной истории. Обоснуйте свой выбор.
Задание №2 Охарактеризуйте основные культурные достижения эпохи Средневековья.
Задание № 3 Охарактеризуйте влияние научно-технического прогресса на эволюцию социально-экономических и политических отношений в Новейшее время. Приведите конкретные примеры.
Задание № 4 Перечислите наиболее важные экономические и политические реформы в российской истории. Охарактеризуйте их задачи и результаты. Обоснуйте свой выбор.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа история.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

ФГОУБУ ВПО

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                                          Владимирский филиал

 

 

 

 

 

Кафедра теории и истории  экономики

 

                                    Факультет МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

 

                                  Специальность БАКАЛАВРИАТ МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

                                           

                                               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

                                            по дисциплине всемирная история

 

 

 

 

 

 

                                     Студент: Эсауленко Полина Алексеевна

 

                                     Курс: № 1     Группа вечер 

 

                                    Личное дело: № 12050ММ10152

                                             

                                    Преподаватель: Кутепова Нелли Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                                Владимир  2012г.

 

 

                                                   Вариант № 10

 

Задание 1. Перечислите наиболее важные процессы и явления первобытной истории. Обоснуйте свой выбор.

 

 

 Исторические источники  для эпохи первобытности. Первобытное  общество представляло собою, как уже было упомянуто во введении, исключительно сложное явление не только потому, что в его недрах возникали истоки всех последующих материальных и духовных достижений человечества, но и потому, что оно было теснейшим образом связано с природной средой, зависело от нее значительно больше, чем человечество зависело от нее во все последующие эпохи своей истории; во многих отношениях исторический процесс в первобытную эпоху был если и не частью природных процессов, то контрастировал с ними значительно слабее, чем потом, после развития достаточно высокого технического потенциала цивилизации. Поэтому и история первобытного общества с самого начала складывалась как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в то же время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же и исторические источники, на базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией разных наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов. Повторяем, в исследовании историко-первобытных проблем все они столь тесно пересекаются, что какая-либо группировка их, удовлетворительная с точки зрения теории познания и логики, выглядит пока невозможной. Науки эти следующие: археология, изучающая остатки материальной культуры людей разных эпох и пытающаяся на основании их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовную жизнь внутри тех или иных конкретных обществ; этнография (ранее она оправданно называлась этнологией, но в последние десятилетия это обозначение не пользуется распространением в советской литературе), занимающаяся изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и проецирующая свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности; антропология — наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей прошлых эпох, а также их ископаемых обезьяноподобных предков, выделившая внутри себя специальный раздел исторической антропологии; четвертичная геология, восстанавливающая события геологической четвертичной истории нашей планеты, в хронологических рамках которой развивалось человечество, и палеогеография, использующая данные четвертичной геологии и ретроспекцию результатов физической географии для реконструкции четвертичных палеоландшафтов и динамики географической среды; археозоология, опирающаяся на зоологические методы исследования происходящих из археологических раскопок костных остатков и ставящая своей целью получение информации о доместикации * животных, составе стад домашних животных в разных человеческих коллективах, характере использования домашних животных, характере охоты и использовании диких животных человеком; археоботаника, имеющая своей целью реконструкцию культурной и использовавшейся человеком дикой флоры; физика и химия, которые дают возможность разрабатывать методы реставрации и консервации используемых в культуре материалов и специальные микрометоды исследования их физической структуры и химического состава, а также позволяют получать абсолютные даты для отдельных памятников; лингвистика, исследующая современные и древние языки, их родственные взаимоотношения и распространение в древности; разные методы исследования и интерпретации письменных источников, с помощью которых в некоторых случаях удается прочитать и истолковать этнонимы * и восстановить этническую ситуацию для поздних эпох истории первобытного общества; наконец, информатика — наука о формализованных способах представления и использования информации, с помощью которых, а конкретнее, с помощью машинного моделирования, можно разрабатывать и исследовать модели систем с информационным содержанием. К числу этих моделей относится и первобытное общество, хотя моделирование, к сожалению, пока мало используется при его изучении.

Невозможность свести перечисление этих дисциплин к какой-то метаклассификации  в настоящее время можно проиллюстрировать  и примерами их взаимных переходов  одна в другую. Из этих примеров видно, как теряются четкие границы дисциплин  и насколько условно их подразделение, как постепенно перетекает предмет  научного познания из одной сферы  науки в другую. Значительная часть  этнографии занимается описанием и классификацией всех явлений материальной культуры, т. е., по существу, практически представляет собой археологию современных обществ. Разница состоит, пожалуй, лишь в том, что современная материальная культура может быть описана практически в полном виде, тогда как при археологических раскопках в наше распоряжение поступает лишь деформированный условиями захоронения и временем материал. Более или менее адекватно и объективно описываемый этнографией духовный потенциал современных отсталых обществ остается динамически мертвым, пока к его интерпретации не привлечены неполные, но все же во многих случаях достаточно информативные археологические реконструкции, придающие всему хронологическую ретроспективу. Интерпретация палеоантропологического, археозоологического и археоботанического материала вообще невозможна сколько-нибудь удовлетворительным образом без археологии, так как только она дает хронологическую и культурно-историческую основу этой интерпретации. Физические и химические методы, скажем, созданы, конечно, независимо от какой-либо помощи археологов, но на археологических материалах проверяется их разрешающая сила, а само археологическое исследование уже нельзя сейчас представить без абсолютных дат, позволяющих твердо ограничить весь исторический процесс определенными хронологическими рамками. Лингвистика неотрывна от изучения памятников письменности, успехи в их интерпретации, в свою очередь, во многом зависят от уровня развития лингвистической теории и лингвистических методов. Сообщаемые в письменных памятниках сведения интерпретируются с помощью археологических и этнографических данных, которые также корректируются во многих случаях письменными сообщениями. В какой-то мере в стороне стоит информатика, но она, как уже говорилось, лишь сейчас входит в число наук, разрабатывающих проблемы истории первобытного общества. Весь этот достаточно монолитный комплекс разнообразных дисциплин и их методов и обеспечивает многостороннее изучение такого сложного механизма, которым являлось первобытное общество, и его динамики во времени и пространстве. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Задание №2 Охарактеризуйте основные культурные достижения эпохи Средневековья.

В основе периодизации средневековой  культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв. 

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это  период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского  бытия. Варвары раннего Средневековья  несли своеобразное видение и  ощущение мира, основанное на родовых  связях человека и общности, к которой  он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой  культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического  варварского сознания, уничтожение  древних корней языческого культа силы.

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный  процесс синтеза христианских и  варварских традиций. Драматизм этого  процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом  мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся  культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного  безмолвия", продолжавшегося почти  до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели  к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост, как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян. 

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость  крестьян в результате развития денежного  хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской  и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой  культуры. Постепенно стала расшатываться  социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.  

Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической  основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся, прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно  иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной  с формированием нового, буржуазного  типа общества. 

 

 

 ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Средневековое образование было в  основном образованием религиозным. Начиная  с раннего средневековья, вся  система образования контролировалась церковью. Хотя основа, на которой строилось  средневековое образование, была унаследована от античности - в монастырях и церковных  школах раннего средневековья изучались "семь свободных искусств" (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия - учебные дисциплины, сложившиеся еще в поздней  античности) - главным было изучение богословских наук. Вплоть до конца IX в. все школы находились в руках  церкви (в них обучались как  будущие священники, так и не предназначенные  для церковной карьеры юноши).  

Во второй половине XI в. появляются светские школы в городах, возникают  университеты, ставшие центрами развития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.). В XIII - XV вв. уже  почти во всех европейских странах  существовали университеты. Университетское  образование велось на латинском  языке, что позволяло обучаться  в любом университете студентам  со всей Европы. Как правило, в средневековом  университете имелось четыре факультета: подготовительный, где обучались  семи "свободным искусствам", богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города. Университет представлял  собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания и образования - выдающееся достижение средневековой культуры. В европейских университетах  были разработаны и стали применяться  основные формы обучения, научные  принципы, которые характерны и для  современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная  защита диссертации, научный диспут и многое другое). 

Средневековая наука подчинялась  строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой  усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и  т.д.) подчинялись и служили философии. 

В XIII в. в науке зарождается интерес  к опытному знанию, начинают переводиться и комментироваться естественнонаучные трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки  эксперимент как новый метод  исследования природы (ученый плодотворно  работал в области физики, химии, оптики, пытаясь понять природу света  и цвета). Хотя рационализм и экспериментальный  подход сочетался с христианским видением мира, самозарождение интереса к опытному знанию подрывало традиционные устои средневекового миросозерцания, ставя эксперимент на место авторитета.  

Все свободные искусства делились на две части, образуя "тривиум" и "квадривиум". В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий  шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575) - придворный короля Теодориха. В своём трактате "Руководство  к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах" он предлагает соединить все науки  с христианством. Они должны превратиться в часть образования клириков. Точное понимание Писания возможно только при обладании начальным  знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и  образования. Происходит подчинение науки  религией, идеологизация науки. 

 

ИСКУССТВО 

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную  идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство  воспринималось как своего рода библейский текст, легко "читаемый" верующими  посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. Поскольку  языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели  дидактический смысл - передать верующим основы христианской догматики. В храме  перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Идею греховности мира отражал ведущий  сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов - сцены Страшного суда и Апокалипсиса. Взирая на собор, средневековый  человек мог, как бы читать святое Писание в изображенных там образах. То же изображение Страшного суда наглядно представляло богословскую схему  иерархического строения мира. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Верхнюю часть занимало небо, нижнюю - земля, по правую руку Христа находился  рай и праведники (добро), по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).

Искусство подчинялось богословию. Красота должна была быть морально оправдано. Красивыми считались  изображения людей, немощных телом, но обладающих религиозной верой  и нравственной чистотой. Средневековые  мастера стремились утвердить лучшие стороны человеческой  натуры.

Информация о работе Контрольная работа по "Всемирной истории"