Контрольная работа по "Отечественной истории "

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:55, контрольная работа

Описание работы

Османская империя, потребовала вывода русских войск из Речи Посполитой, а также отказа от покровительства диссидентам. В 1768 г. она объявила войну России. Ко второй половине XVIII в. Османская империя утратила былое могущество. Ее экономические ресурсы оказались слабее, чем у России, обладавшей к тому же сильной сухопутной армией, мощным военно-морским флотом и талантливыми военачальниками. Это позволило России с одинаковым успехом вести войну на суше и на море, причем добиваться побед над превосходящим по численности противником.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве  Москвы

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 

Контрольная работа по Отечественной истории 

Вариант №________ 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка (курс, группа) __________ФИО________________ 
 
 

Проверил(а) ФИО преподавателя_____________________________________ 
 
 
 
 
 

Благовещенск, 201__

          1.Внешняя  политика Екатерины  II.

      Русско-турецкие войны.

      Османская империя, потребовала вывода русских войск из Речи Посполитой, а также отказа от покровительства диссидентам. В 1768 г. она объявила войну России. Ко второй половине XVIII в. Османская империя утратила былое могущество. Ее экономические ресурсы оказались слабее, чем у России, обладавшей к тому же сильной сухопутной армией, мощным военно-морским флотом и талантливыми военачальниками. Это позволило России с одинаковым успехом вести войну на суше и на море, причем добиваться побед над превосходящим по численности противником. В течение первых трех лет войны османским войскам не удалось одержать ни одной победы, они оставили Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий. Два из многочисленных поражений османов были особенно сокрушительными. Первое, 25-26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, появилась в Средиземном море и под Чесмой одержала блистательную победу. Запертые в бухте все неприятельские корабли, за исключением одного, были сожжены. Османская армия насчитывала 150 тыс. человек при 150 орудиях, в то время как у Румянцева было 27 тыс. человек и 118 орудий. Тем не менее, русские войска нанесли османам сокрушительное поражение - те потеряли весь обоз и всю артиллерию. Становилось очевидным, что цель, ради которой Порта начала войну, не будет достигнута. Более того, ей предстояло пойти на территориальные уступки. Россия предприняла мирную инициативу, которая, однако, не встретила поддержки у султанского правительства. 10 июля 1774 г. переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора. 

      Гарантированная Кючук-Кайнарджийским миром независимость  Крыма являлась самой чувствительной потерей Османской империи. Цель ее внешней политики в ближайшие десятилетия и состояла в том, чтобы вернуть Крым в сферу своего влияния. Уже в 1775 г. османы грубо нарушили условия договора, провозгласив ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата Шагин-Гирея. Однако османские агенты организовали против него восстание. Девлет-Гирей высадился на турецком корабле в Кафе, чтобы вернуть себе ханский трон, но потерпел поражение от войск Шагин-Гирея и убрался восвояси. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием 8 апреля 1783 г. указа Екатерины II о включении Крыма в состав России. Тем самым Османская империя лишалась своего плацдарма в военных столкновениях с Россией. В том же 1783 г. был заключен Георгиевский трактат с Восточной Грузией, укрепивший позиции народов Закавказья в борьбе против иранского и османского ига.

      Три обстоятельства определили успехи России в войнах с Османской империей и Швецией: России в этих войнах доводилось не нападать, а отражать агрессивные действия соседей; боеспособность русской регулярной армии была неизмеримо выше шведской и особенно османской - ополченцы последней, располагая двойным, тройным перевесом в численности, неизменно терпели поражение от хорошо обученных и вооруженных русских полков; немаловажной причиной победоносного окончания войн было наличие в русской армии и флоте талантливых полководцев (П. А. Румянцев, A. A. Суворов) и флотоводцев (Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков).

      Отношения с Речью Посполитой.

      В 1790 г. был заключен союз Австрии и  Пруссии с целью военного вмешательства во внутренние дела Франции. Тотчас реализовать эти намерения не удалось, так как Австрия, Россия и Пруссия были озабочены разделом Речи Посполитой, а Россия, кроме того, вела войну с Османской империей. На этом этапе абсолютистские режимы ограничились разработкой планов интервенции и оказанием материальной помощи французской эмиграции и контрреволюционному дворянству внутри страны. Екатерина на сколачивание наемной армии дала французским принцам взаймы 2 млн. руб. Она стала душой коалиции, создаваемой для борьбы с революционной Францией.

      Согласно  русско-шведскому союзу Густав III обязался высадить в австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться войска французских принцев, а также Австрии и Пруссии. Екатерина вместо войск, занятых в русско-турецкой войне, обязалась до окончания ее выдавать субсидию в размере 300 тыс. руб.

      Выступление коалиции не состоялось по двум причинам: смерть Леопольда II и убийство Густава III вынудили отложить поход; но главная причина состояла в том, что монархические режимы обнаружили продвижение идей революции к границам их собственных владений и сочли первостепенной задачей остановить это продвижение. Речь идет о событиях в Речи Посполитой В состав этого федеративного государства входили Польша, Литва, Украина и Белоруссия.

      В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань) , а Россия воссоединилась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой была образована Минская губерния.

      Второй  раздел Польши вызвал подъем в ней  национально-освободительного движения, возглавленного участником борьбы североамериканских колоний за независимость генералом Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. А. В. Суворов взял штурмом предместье Варшавы Прагу. В 1795 г. состоялся третий раздел Польши, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., но, не дожидаясь его заключения, инициатор раздела Австрия ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия - в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское.Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины и вхождение в состав России Литвы и Курляндии имели два последствия. Польско-литовские феодалы сохранили свои владения, и повинности с крестьян взимались в прежних размерах.

     Итоги внешней политики Екатерины II.

     Два главных вопроса внешней политики, стоявшие на очереди, были решены, хотя с колебаниями, лишними жертвами и отклонениями от прямого пути. Закреплен был северный берег Черного моря от Днестра до Кубани. Южнорусские степи, исконный приют хищных кочевников, вошли в русский народнохозяйственный оборот, открылись для оседлой колонизации и культуры. Возник ряд новых городов (Екатеринослав, Херсон, Николаев, Севастополь). До первой турецкой войны, по выражению Екатерины, ни одной русской лодки не было на Черном море, а договор 1774 года открыл русским купеческим кораблям свободное плавание по тому морю, и оборот русской черноморской торговли, в 1776 году не достигавший 400 рублей, к 1796 году возрос почти до 2 миллионов. К экономическим выгодам прибавилась новая политическая сила: возникший с присоединением Крыма военный флот в Севастополе обеспечивал приморские владения и служил опорой русского протектората над восточными христианами. В 1791 году вице-адмирал Ушаков успешно сражался с турецким флотом в виду Босфора, и в голове Екатерины опять засветилась мысль о возможности идти прямо на Константинополь. С другой стороны, была воссоединена почти вся Западная Русь, и титулярная формула всея Руси получила значение, соприкасавшееся с действительным. Приемы международной политики Екатерины значительно понижали цену успехов, достигнутых в разрешении обоих вопросов.

     2. «Политика нового  мышления» М.С.Горбачева. Основные направления и цели внешней политики СССР в 80-е гг. ХХ века.

     Внешняя политика начала меняться после смены  министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко это место занял  бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

     В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная «новым мышлением». Она  предполагала отказ от идеи раскола  мира на две системы, признавала целостность  и неделимость мира, отвергала использование силы для решения мировых проблем, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т. п. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало разрядке в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты. Уже в 1987 г. СССР и США подписали договор об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия, создававших особую опасность для европейских союзников США. Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Д. Буша на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что «доктрина Брежнева мертва». Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества. Вскоре СССР согласился в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружения. Летом 1991 г. СССР и США заключили договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия. Перемены в союзных СССР странах Восточной Европы начались уже в 1987 г., когда под давлением Горбачева началось обновление их руководства, а затем и демократизация. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Главной среди региональных проблем для СССР оставалась война в Афганистане. Нужно было любой ценой ее остановить. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из Афганистана почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено). Участие в этой войне осудил II Съезд народных депутатов СССР. Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.Политика «нового мышления» имела противоречивые результаты и последствия.

     С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой  ракетно-ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении «холодной войны». Участились контакты между людьми. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и целых видов ядерных вооружений. Вместе с тем «новое мышление» имело и другую сторону. Из «холодной войны» вышел лишь один победитель - западные страны во главе с США. Другой участник - СССР и «восточный блок» - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это вело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они не использовали его. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на «сферы влияния». 

      Взаимоотношения СССР и США.

      В развитии взаимоотношений СССР - США  в 80-е годы можно выделить три  периода. Первый из них охватывает в основном 1981-1984 гг. Он характеризовался военно-политической конфронтацией двух государств из-за размещения ракет средней дальности на Европейском континенте; безрезультатно проходивших в 1981-1983 гг. советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе и о сокращении стратегических наступательных вооружений; плохим политическим климатом и ростом недоверия и подозрительности сторон друг к другу; сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних советско-американских отношений.

      Второй  период (1985-1986) ознаменовался началом в марте 1985 года новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между двумя странами, в т.ч. и на высшем уровне. В ноябре 1985 года состоялась советско-американская встреча в верхах (М.С.Горбачев и Р.Рейган) в Женеве.В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган встретились в Рейкьявике. Значение этой встречи состоит прежде всего в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной.С марта 1987 года советско-американские отношения вступили в третий период. Заметно активизировались политические контакты на различных уровнях. В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и особенно осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности, договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне. 
 
 

      Взаимоотношения СССР со странами социалистического  содружества.

      К середине 1980-х в отношениях СССР с социалистическими странами Восточной  Европы накопилось немало проблем, обусловленных  в первую очередь нарастанием  в них социально-экономического кризиса. Для его преодоления было необходимо принципиальным образом реформировать сложившуюся хозяйственную и политическую систему. Требовала кардинальной перестройки и модель взаимоотношений в рамках «социалистического содружества». В частности, необходимо было пересмотреть основы функционирования СЭВ, который из инструмента интеграции и научно-технического прогресса постепенно превратился в тормоз их осуществления. Изменение всей системы экономических отношений между социалистическими странами и выход на новые рубежи взаимодействия, без чего было невозможно преодоление кризисных явлений, требовали в свою очередь глубоких системных преобразований в каждой из них. Двумя необходимыми политико-идеологическими предпосылками для преобразования отношений между СССР и его союзниками стало провозглашение Михаилом Горбачевым курса на обновление социализма и на проведение политики «нового политического мышления». В обоих случаях этим отношениям задавался вектор трансформации — хотя мера таковой могла, конечно же, стать предметом споров и разногласий.Отношения должны быть новыми. Максимальное внимание к этим нашим друзьям и их нуждам. А то был разрыв между декларациями о дружбе и подлинным духом отношений. Уважать суверенитет, достоинство союзников, в том числе малых, отказываться от иллюзий, будто мы можем всех учить».

     На  состоявшемся в ноябре 1986 г. в Москве «социалистическом саммите» по проблемам экономического сотрудничества участники дискуссии указывали на несовершенство самой экономической модели, действовавшей в странах социалистического содружества, на «пороки экономической политики, не обеспечивающей оптимальное соотношение эффективности и социальной справедливости, социальных программ и стимулов к труду». По существу, под сомнение ставились основополагающие принципы социализма, которые в предшествующие десятилетия определяли политику правящих коммунистических партий.

     В конце 1980-х гг. страны региона и  Советский Союз оказались в крайне тяжелом экономическом положении. Наличие экономического кризиса  вначале было официально признано в Венгрии, Польше, Югославии, а затем в Болгарии, Румынии, Чехословакии и ГДР. Все более явственными становились черты системного кризиса, охватившего «социалистическое содружество». Стало очевидным, что теория и практика «реального социализма» не универсальны и не адекватны основным тенденциям мирового развития. Реальный социализм исчерпал свои исторические возможности и должен был уступить место другим общественно-экономическим и социально-экономическим отношениям, способным гибко и эффективно реагировать на вызовы времени.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории "