Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Образование Древнерусского государства: предпосылки, ход, значение. Партия эсеров в начале XX века: цели, программа, социальная база, методы борьбы.

Работа содержит 1 файл

истор.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПО РЫБОЛОВСТВУ 
 

КАМЧАТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ИСТОРИЯ» 

ВАРИАНТ №3

 
 
 

Выполнил(а)                                                                       Проверил(а)

студент(ка) гр.(указать шифр группы)                      Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О.______________

указать шифр зачётной книжки_____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск-Камчатский

2011 г. 
 
 
 
 

   
  1. Образование Древнерусского государства: предпосылки, ход, значение.
 

     В истории евразийских народов  толчок к образованию государств дало Великое переселение народов IV—VI вв. Восточные славяне, вовлеченные  в миграции кочевых народов, расселились по Восточно-Европейской равнине. Нарушение родовых связей и необходимость противостоять враждебному окружению привели к образованию не этнических, а военно-территориальных союзов племен. Это была предгосударственная форма власти, которая получила у наших предков максимальное развитие в VII — первой половине IX в.

     Киевская  Русь на начальном этапе политического  распада не выработала строго определенного  порядка распределения волостей между князьями. Принцип родового старшинства хотя и декларировался, но фактически редко когда соблюдался. Наиболее яркий случай произошел в 1093 г. После смерти Всеволода Ярославовича киевляне звали к себе его сына Владимира Мономаха. Но тот, не желая столкновений с двоюродным братом Святополком, сказал: «Если я займу стол отца, то мне придется вести войну со Святополком, потому что его отец занимал еще раньше этот стол». Почетное название великого киевского князя «в отца место» не обладало к началу ХII в. реальным политическим содержанием, тем более что киевские князья не всегда были действительно старшими в роду.

     Проблема  начал истории Киевской Руси является одной из самых сложных и запутанных в отечественной и мировой  истории. Впервые к вопросу о  происхождении Руси обратился летописец  Нестор в "Повести временных лет" (1107 г.). В середине XVIII в. немецкие историки, члены Петербургской академии наук Г. Байер и Г. Миллер, ссылаясь на летописное легенду о призвании варягов на Русь, обосновали концепцию "нормаленинизма", т.е. варяжское происхождение Древнерусского государства. Тем самым "норманисты" отрицают возможность самостоятельного созидания Русского государства и главное - возникновение государства рассматривается как единовременный акт и непосредственный результат деятельности конкретной личности.

     Опираясь  на результаты современных исследований можно определить, общие причины, приведшие к образованию Русского государства:

     1. Становление государственности  у восточных славян происходило  в течение длительного времени, и было закономерным итогом внутренней эволюции и предшествующего развития их общества.

     2. Исторические факты убедительно  свидетельствуют, что первые прототипы государственные образования, княжеская власть и другие элементы процесса государственного появились задолго до образования централизованного Древнерусского государства.

     3. Образование и утверждение политического,  географического, экономического  и духовного центра земель - города  Киева на Днепре, еще в первой  пол. 1 тыс. н. э 

     4. Процесс христианизации Руси, восприятия  и распространения христианской  веры объединяло племена и народы.

     5. Возрастание роли военной дружины  как фактора защиты территории  от врага и признаки концентрации  власти в привилегированного  сословия.

     6. Влияние внешнего фактора - варяжского, византийского, хазарского.

     Таким образом, появление Древнерусского государства в IX в. в Восточной Европе - результат взаимодействия различных факторов и факторов во всех сферах не только тогдашнего общества, но и предшествующих веков.

     Какие социально-экономические и политические события происходят во второй половине I-го тысячелетия на украинских землях?

     1. Следует подчеркнуть, что совершенствование  земледельческих орудий, повышения  производительности труда, рост  производства прибавочного продукта  вызвали кардинальные изменения  в социально-экономической сфере. В результате постепенно распадаются патриархальные связи, происходит переход к соседской, территориальной общины, а дальше - расписание родообщинного строя и формирования элементов феодальной системы. Землевладельцы превращаются в феодалов, а свободные общинники трансформируются в феодальнозависимое население, что создает условия для активного процесса.

     Интенсивное развитие ремесла, отделение его  от сельского хозяйства, зарождение товарного производства в VIII-X вв. обусловили заметную активизацию внутреннего обмена и расширения внешней торговли, которая объединяла в целое клочки земель славянских соседских территориальных общин.

     2. В V-VIII вв. происходит процесс расселения ("Стрелка") крупных союзов славянских  племен (поляне, дулебы, волыняне и другие) в определенные этнокультурные общности. Именно на этой почве возникают государственные образования - племенные княжества и их федерации.

     По  свидетельству арабских авторов, уже  в VIII-IX вв. существовало три ячейки славянской государственности: Куявия (земля полян с Киевом), Славия (новгородская земля), Артания (Ростово-Суздальская, а возможно, Причерноморская и Приазовская Русь).

     Наибольшим  было государственное объединение, которое летописец называет Русской  землей (Куявия) с центром в Киеве. Уже в 839 г. французская правительственная придворная хроника "Бертинские анналы" сообщает о приеме послов "народа Рос", которые прибыли к императору франков Людовика Благочестивого в Ингельчейм.

     Славянские союзы племен, Русская земля и стали тем территориальным и политическим ядром, вокруг которого и выросла единственная централизованное государство - Киевская Русь в конце 1Х века

     Политической  стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств. Оно шло в двух основных формах: в Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов; в Сербии, Хорватии, Словении – в пределах одного союза племенных княжеств. За исключением территорий к югу от Дуная, отнятых славянами у Восточной Римской империи, славянские государства возникли в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем. Государство восточных славян возникло в IX – X веках. Столицей его стал город Киев. Отсюда повелось название государства – Киевская Русь. Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя, который уже содержал признаки общественного неравенства, будущих классовых отношений. Вожди племени теперь превращались в князей, в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен. Они отмечались богатством, наличием сподвижников и военной поддержки. Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска. Более важную роль играла дружина, лично преданная князю. Она отделялась от племенного ополчения, основной работой которого была война, особенностью - привилегированность в обществе. Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды, которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече. Затем среди людей свободных стали выделять тех, кто должен был им подчиняться – слуг. На низших ступенях общества стояли «холопы » - бедняки общины, неимевшие своих семей и хозяйства. А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » - пленники, занимающиеся принудительным трудом. Таким образом, строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную, разветвленную систему, в которой четко различались социальные различия.

     Государство на Руси сложилось в результате политического  объединения двух центров восточных  славян, Новгорода и Киева. С уверенностью о таком слиянии можно говорить лишь после 862 г. Но еще задолго до прихода в Киев дружинников Рюрика здесь существовало полусамостоятельное государственное образование, номинально подчиненное хазарам. По днепровским славянам были присущи элементы государственности: они платили дань-налог в обмен на безопасность и торговые привилегии, подчинялись племенным нормам права и структурам власти. Историки допускают, что государство в Киеве и держава Рюрика возникли независимо друг от друга и почти одновременно. При их слиянии экономическое и политическое преимущество оказалось на стороне Киева. Он был центром самого развитого племени восточных славян — полян, к тому же добровольно подчинившихся пришельцам с севера. Киев являлся старым узловым пунктом торгово-экономических связей восточных и западных стран. Наконец, от Киева открывалась дорога на Царьград.

     Русь  не была исключением в обширном мире славянства, который в VIII—X вв. затронул процесс образования государств. В 70-е годы VII в. произошло политическое объединение славян на Дунае, положившее начало Болгарскому государству. В VIII столетии возникла Сербия. В первой половине IX в. на левом притоке Дуная, реке Мораве, образовался Великоморавский союз чешских, словацких и моравских племен, просуществовавший всего полвека до вторжения венгров. На части его территории в верховьях реки Эльбы (славянской Лабы) сложилось Чешское государство. В середине Х в. в бассейнах рек Вислы и Варты возник союз племен, ставший ядром Польского государства. В том же столетии появилась и Хорватия.

     Процесс образования государств у славян шел двояким путем: либо путем подчинения одному племенному союзу (Великая Моравия, Русь, Чехия, Польша), либо в пределах одного союза княжеств (Сербия, Хорватия, Словения). И лишь Болгарское государство оформилось путем объединения славянского союза племенных княжеств с иной этнической общностью —болгарами, народом тюркского происхождения. Общей чертой для всех славянских государств, за исключением областей к югу от Дуная, отвоеванных славянами у Византии, было то, что они складывались в зоне, не входившей в ареал распространения античной цивилизации. Поэтому весь строй жизни и отношений формировался у славян неспешно, с большой долей своеобразия, как принято говорить «бессинтезным путем».

     Для Руси в первую очередь имела значение специфика ее геополитической ситуации: давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних развитых европейских государств, относительно слабые культурные контакты с ними, ограниченность выхода к морским торговым путям. Постепенно Русь превращалась в «оборонное общество». Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, нашествиями кочевников, колонизацией далеких окраин, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных политических связей. Если в средневековой Европе государственная власть была слабой и обществу самому приходилось решать свои проблемы, то на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни. Здесь слабее, чем в Западной Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам, медленнее развивались товарно-денежные отношения. Горизонтальные общественно-политические связи не могли укорениться здесь и по другой важной причине. Военные расходы государства при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким бременем ложились на население. Именно на Руси оформилось понятие «половник», ибо норма эксплуатации трудового люда часто доходила до 50%. Сказывался также характер местности, не позволявший иметь разветвленную систему коммуникаций. Освоение территории в зоне рискованного земледелия приучало русского человека довольствоваться элементарными технологиями и выработала у него «непосредственно-природный умственный взгляд». В этих условиях замедленно формировалось и правосознание, изначально отторгавшее идею о том, что приложение труда к земле может выступать основой собственности на нее и продукты ее обработки.

     Итак, государственная власть на Руси выступала  с самого начала как мощная организующая сила, не привыкшая встречать серьезного сопротивления своим начинаниям со стороны общества. Этo предопределило ее пристрастие к спрямленным действиям произвола и насилия. Сказался здесь и фактор иноземного происхождения правящей прослойки. И хотя варяги этнически смешивались со славянами, однако изначально существовавшее разделение на управляющих и управляемых не только закрепилось, но даже углубилось в ходе династических столкновений. Выходцы из Скандинавии сыграли активную роль в формировании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны, хотя и не составляли его большинства. Государь на Руси не привык нуждаться в правовом обеспечении своей деятельности, поэтому идея законности и правопорядка не превратилась в общезначимую ценность. Взгляд на страну как на великокняжескую вотчину не позволял укорениться и понятию собственности даже в среде узкого круга приближенных к князю лиц.

     Для раннефеодального государства все же были характерны такие черты, как неразвитость государственного аппарата и наличие остатков родоплеменной организации общества (вече, ополчение из крестьян и ремесленников, суд на основе обычаев). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Партия  эсеров в начале XX века: цели, программа, социальная база, методы борьбы.
 

     Создание  партии социалистов-революционеров произошло в 1901-02 годах. В 1901 г в Берлине состоялась встреча представителей региональных организаций революционно - народнического направления, на которой решено было создать единую “Партию социалистов - революционеров”. Программа, разрабатывавшаяся такими теоретиками эсеровской партии, как Чернов, Гоц, Натансон и др. имела много общего с установками революционных народников. Прежде всего, это касалось идеи об особом, некапиталистическом пути России к социализму - через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Эсеры предполагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые, следуя вековым традициям, будут осуществлять уравнительное распределение земли. Что касается политической части программы, то здесь эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер государственного строя послереволюционной России. У эсеров была твердая уверенность, что большинство населения выскажется при этом за демократическую республику. Вслед за народовольцами эсеры считали индивидуальный террор одним из главных средств революционной борьбы. В 1902 г в эсеровской партии создается террористическая Боевая организация во главе с Гершуни, формально подчинявшаяся ЦК, а по сути пользовавшаяся полной самостоятельностью. В 1903 г боевики совершили ряд терактов.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"