Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

1. Религия восточных славян. (Пантеон языческих богов. Обряды и праздники. Влияние язычества на культуру и быт древних славян.)

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

      День Рода и Рожаницы

ОСЕНИНЫ - праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени. В этот день приносят требы Роду Все-Богу и Роду Небесному (Предкам), а также прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): "Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам".

     Именины Лешкго

Чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб. По поверьям, в ночь Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины.

      Спожинки

В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу.

      Ветрогон

Ветрогон (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) - буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. По приметам, в этот день дуют сильные ветры.

      Трисветлый Даждь Бог

      ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) - Праздник конца весны и начала лета, отмечаемый, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над    Чёрным Змеем.

      Змеиный Праздник

Отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие.

      Зеленые святки (вторые Русалии)

 Чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - Русалок-Берегинь.

      Ярилин день

В начале кресеня природа радует глаз буйством красок. Ярило открывает небо, и зеленые травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето.

       Первые Русалии

О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин - Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин - Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост - Вода Живая.

     Воронец

(ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) - Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Божскую кару.

Мудрым же - Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти...

       Русальное одевание

По повериям Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили женщины на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство..

      Водопол (день Водяного)

Пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.  В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой".

       Кащеев день 1раз в 4 года

Отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но  Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к

Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде. "

      Водокрес

Последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами.

      Благовестник

В этот день особенно грешно что-либо делать. "Красна девка косы не плетет, птица гнезда не вьет". По этому дню определяют, какая будет весна, какой урожай. "Рано утром, пока все спят, окуривают скот ладаном.

      Кудыкина гора

Многим из вас с детских лет известно, что иногда на вопрос: «Куда путь держите?» можно получить шутливый ответ: «На кудыкину гору!». После этого вам становится понятно, что вам ничего не понятно, так как человек не желает сказать о своих намерениях.

       Стрибогов день

В этот день приносят требу ветру — разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается “бросать слова на ветер”, хотя и в остальные дни это тоже не приветствуется.

        Русальная неделя

Русалии - Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем». Русальная неделя шла после семика. В древности разрыв мог быть больше, так как «Стоглав» говорит о русалиях на Иванов день, 24 июня. Глиняный календарь IV в.

       Зеленые святки

Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы.

       Русалий день

В этот день в Нави забытые души узнают о начале весны в мире живых. Бурлят перекаты на лесных речках, клокочат ручьи. Реки оживают. Это уже не мутные талые воды, несущие накопившийся за зиму на берегах мусор.

        Живин день

Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра.

       Ярило Вешний

В этот день проводится важный обряд — Отмыкание Земли. Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Ярило (как и Хорс) ещё и покровитель коней. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

Ты спасиско тинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,

       Перунова неделя

(точная дата вариативна)Перунова неделя. Празднование этой недели уходит корнями в языческие, древние времена, когда поосле весеннего равноденствия (22 марта) начинались обряды, посвященные приходу весны.

Непосредственно примыкавшая к этим празднованиям неделя называлась перуновой и посвящалась этому богу.

       Навий день

Праздник воскрешения мёртвых (вообще, с наступлением березня, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесёт в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.

       Заклички

1 березня (2.03) проводят обряд закличек Весны (богини Живы). Девицы, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:

Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чём пришла,

       Велесовы дни

12 лютня (11.02). Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину “коровью смерть”, но одолеть не может.

       День Индры

Интра (Змиулан, Индрик-зверь), брат-противник Змея Ящера, бог источников, колодцев, отец зверей, змей, бог-тучеводитель. Ночью колдуны заговаривали от него трубы (то же самое потом проделывали от злых ведьм), по которым Змиулан проникал в дом. В “Коло Свароже” (годовом

       Cтретинье

. 15 февраля празднуют Сретение. К Сретению относится много примет, по которым предсказывали, какова будет весна. Какая погода в этот день, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно, весна поздняя; если снег, весна дождливая.

Дни Живы

Богиня Весны (Жива) была не только представительницею земных урожаев, но и вообще покровительницею брака и любовных наслаждений. Посвященный Весне праздник был лучшим в году. В это время все оживало, все дышало любовью. Естественно, раз любовь, значит, и гадания о будущем семейном счастье.

      Громник

По древним обычаям до начала празднования селяне толпами отправляются в поля и рощи. Там они собирают разные травы, главным образом благовонные: чабрец, мяту, зорю и калуфер. Одновременно они рубят молодые березы и другие лиственные деревья. Это нужно для того, чтобы стены внутри домов выстлать древесными ветками.

радуницы

 Девицы и молодые парни обливают друг друга ключевою водою. Этот обычай символизирует собой пролитие небесных источников, "осеменение матери Земли, оплодотворяющей влагою дождя".

      Сороки

В этот день с вырия прилетают сорок видов птиц, а сорока ложит сорок веточек в свое гнездо.

      Масленица

Перед Масленицей был ещё один из больших праздников - "Сретенье" или "Устретенье".Масленица начиналась днем сретения, когда зима встречается с весной, постепенно уступая ей. Масленице предшествовали "Сплошная" и "Пестрая" недели.

       Кудесы - день домового

Кудесы - день угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа.

 

      Ладоденье

Лада являлась богиней любви, красоты и очарования. Праздник Лады весной, когда сама природа вступает в союз с Ярилой. Гореть - значит любить. Поэтому в эти дни играли в горелки. Любовь сравнивали с красивым цветом, огнем, даром и даже пожаром. Красный цвет - это родство, род, кровь, любовь. Слово "лад" многозначное.

       Коляда

Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Несколько раз в году, славяне производят заклинание злых духов.

Обряд состоит в том, что по домам ходят группы славельщиков, состоящие в основном из подростков.

       Громница

Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свjетло».

Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления детей.

       КУПАЛА

ПРАЗДНИК КУПАЛЫ принадлежит к числу самых почитаемых, важных и «разгульных» праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требует активного включения каждого во все обряды и действа, как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром.

      Потехе - время, делу - час

Для того чтобы понять, что для наших предков славян значили праздники надо вспомнить себя. Когда для нас появляется повод, что-то отпраздновать, что мы делаем?

               Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:                                                                                                                                                                                                                                      1. Праздник первых ростков — 2 мая.                                                                                 2. Моления о дожде — с 20 по 30 мая                                                                                     3. Ярилин день — 4 июня.                                                                                                 4. Моления о дожде — с 11 по 20 июня.                                                                            5. Праздник Купала — 24 июня.                                                                                        6. Моления о дожде — с 4 по 6 июля.                                                                              7. Отбор жертв для праздника Перуна — 12 июля.                                                        8. Моления о дожде — с 15 по 18 июля.                                                                             9. Праздник Перуна — 20 июля.                                                                                     10. Начало жатвы — 24 июля. Моления о прекращении дождей.                              11. «Зажинки», окончание жатвы — 7 августа.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"