Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

1. Религия восточных славян. (Пантеон языческих богов. Обряды и праздники. Влияние язычества на культуру и быт древних славян.)

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.doc

— 171.50 Кб (Скачать)


НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Отечественной истории

 

Вариант № 1

 

Выполнил студент (курс, группа)  М-131    ФИО Галяутдинов Зуфар Анифович

 

Проверил(а) ФИО преподавателя_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Благовещенск, 2011

                                    

                                               1 вариант:

 

 

1. Религия восточных славян. (Пантеон языческих богов. Обряды и праздники. Влияние язычества на культуру и быт древних славян.)

 

               Религия восточных славян

      Пантеон языческих богов:

      Славяни-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с разными животными, приносили жертвы божествам, насилявщих все вокруг .

Каждое словянское племя молилось сваим богам. Единых для всего словянского мира предстовлений о богах никогда не существовало: поскольку словянские племена в дохрестьянского время не имели единого государства, они не были единые в вераваниях.

      Главный бог был Род-бог небес, грозы, плодородия.О нем говарили, что он едит на облоке мечет на землью дождь, и от этого рождается дети. Род-повелитель земли и всего живого, он-языческий бог творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со зночением божества и света. А в словянских языках корень "род" означает родство и рождение: воду (родник), прибыл (урожай), такое понятие как народ и родина, кроми того, красный цвет –(рояной) и молнию, особенаширокую,называемою родия.Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно доказывает величие язуческого бога.

      Много общего с Родом имеет Стрибог и Сварог. "Стрибог" означает бог-отец. Бог зимя и ветров. Такжеизвестен как рассеиватель богатства. Стрибог-олицитворения зимы и мороза, он известен своими внуками ветрами, Стрибог-плохой бог, который находит радость в несчастие другого. Он изображается в виде старухи задирающих своих внуков, как добро, как и зло, на подченении его сумошедoщим идеям. Сварог-обозначает Единый Бог Вселенной, также известен как –яркий синвол-олоко, росколываемыемолнией. Сварог-оличетварения неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол стрелами молнии и зажог факел солнца. Своим мощным мечем он поражает демонов тьмы. В древности Сварог имел горячее желание обеспечить саоим сыновям будущее, поэтому Даждьбогу дал божественный дарогня, а Сварожичу-молнии.

      Спутницами Рода были Рожаницы-безимяные богини плодородия, изобилия, блогополучия. По наиболие древнему предстовлениюРоженицы мыслились в виде двух небесных богинь, подательницы дождя, но дольше всего держалось вера в них, как защитнучи молодых матерей и молодых детей. С принытиемхристьянства культ Рожениц постепенно сменился с культом богородицы, надолго пережив культ Рода.

     Сложной системой языческих верований словянсоответствала не менее сложной системой культов. "Малые" божества не имели ни жрецов, ни свитилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо полелком, либо племенем. Для почитания высоких боков собиралосьнесколько племен, для этого создовались храмовые комплексы, формировалось жеческое сословие.

     Языческие жрецы-волхвы-совершали обряды в святилищах, изготовливали идолов и свещеные  предметы, использывали могически заклинания, они просили богов об обильном урожае. Словяне долго хронили веру в волков-облокогонителей , которые преврашались в волков, в током облеке  поднимались на небо и призывали дождь или розгоняли тучи. Другим могическим воздействием на погоду было "чародейство"-заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окрапляли посевы чтобы увеличить урожай. Волхвы также изготавливали амулеты-женские и мужские украшения, покрытые заклинанием симвалами. Женскими божествами плодородия, блогополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Роженицам-спутницам Рода, сопостовление с мифологией  других  народов позваляет утверждать, что богини были матерью и дочерью.

     Лада-богиня брака, изобилия, времени созревания уражая. Ее культ прослеживается у поляков вплодб до ΧV века, в древности он был распростронен у восточных словян, а также балтов. К багине обращались с мольбами поздней весной и в течении лета, принасили в жертву белого петуха (цвет симвализировал благо). Ее имя повторилось в припевах песни "Ой,Ладо!"

     Среди общественных богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы-Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древностью, а следовательно широкую известность этих богов, они были мало почетаемы большинством словянских племен из-за своего воинственного олика.

     Ярило-весны и веселья. Символ-гирлянда или корона из диких цветов. Священные животные и растения –пшеница, зерно. Веселый Ярило-покровитель весенних растений. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы  и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолам.Мати-Сыра-Земля его жена. Бог зерна, умерающего в земле, чтобы возродится колосом, он был одновременно прекрасным и жестоким. Язычником он предстовлялся юнешей на беломконе, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой в другой. Яриле, как богу смерти и воскрешения приносилось в жедтву молодая овца , кровью которой окроплялось пашня, дабы сделоть урожай более обильным.Словынским громовержцем был Перун. Символ-скрешеный топор и молот. Его культ Является одним из древнихи восходит еще к III тысичелетию до нашей эры, когда воинственные пастухи на боевых колисничах, обладающие бронзавым оружием, подченяли себе соседнии племена. Перун был в большей степени богом-вояном, чем воплощением оплодотводяющих землю весенних гроз, поэтому не удевительно места,а в некотарых облостях словянского мира был вообще не известен. Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий говарит о том, что русский народ, будучи крещеным, долго сохронял черты исконной религии, которые касались обыденной жизничеловека. Постепенно мифы и значение символов стали забывается, однако осколки язычества дошли и донаших дней в народных повериях обычных и тродичионых.

    

       Влияния религии на быт и культуру древних словян (обряды, праздники и тродичии востокных словян)

       Щедрец

     Последний день святок - Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие (от санкритского 81} - рождать). Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.

Корочун

       Карачун (Корочун)-в древнерусской языческой мифологии этот день берет в свою власть - Чернобог - божество смерти,подземный бог повелевающий морозами, злой дух.

      Схождение Майи Златогорки в Навь:

В эти дни Майя Златогорка сходит в Навь. Она воюет с силами тьмы и зимы. И потому в эти дни становится холодней.

25-го опасно спать днем: «кто спит под вечер в феврале, тот наспит кумаху (лихорадку)».

26 февраля: Майя студеная. Майя несет морозы, становится Мареной. И в это же время Дажьбог (Бус Кресень) несет свет в Навь.

       Велесова среча

Велесова среча считается началом плодородного года и отмечается в первую декаду февраля. На это время обычно приходится начало Нового года по восточному календарю.

       День Снопа Велеса

Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено. Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса.

       День Скипера Змея

После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унес в Навь его сестер:Живу, Марену и Лелю — богинь жизни, смерти и любви.То не пыль в поле распыляется,
Не туманы с моря поднимаются,То с восточной земли, со высоких гор
выбегало стадо звериное,

        Кукушечки, Кумление

В последнее воскресенье мая, Славяне отмечают праздник Кукушечки. Основная черта этого праздника - установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки

день земли

      Святодень

      Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как "именинница". Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники.

     Троян зимний

     Троян зимний - важная дата для Древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (скорее всего оборонительная насыпь, но возможно на это месте был воздвигнут небольшой форпост, этимология названия не высянено до сих пор). Починки

 Осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говорится: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки". "Лихой домовой, ночью заезжает лошадей".                                                                                  

      Коляда

      Рождается солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от “хоро” — круг, отсюда русское хорошо — “солнечно”, хоровод).

      Мороз

Праздник Мороза, Бога зимы, снега и холода. Мороз покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Кроме того, проводят торги. Вечером того же дня устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная страва: брага, пиво, пироги.

      День Чура

Праздник Чура, бога оберегания, охраны собственности, покровителя границ, домашнего очага. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находиться у себя во дворе, тем самым почитая Чура.

      Перунов день

Перунов день - великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей.

открытие Сварги

Открывается Сварга и на Землю спускается Весна - богиня Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью.

       Комоедцы

, когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (20 березня), славяне празднуют Комоедицы. Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрестке дорог рассыпают зерно.

       Велесовы дни

Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти».

       Новый год

Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки.

      Постриги

Когда мальчику исполняется 3 года, ему постригают волосы в знак перехода на новую ступень жизни. Пострижённому дают взрослое славянское имя и впервые сажают на коня. Выстриженные волосы собираются в наузы и передают матери. После обряда все шли пировать.

      Хорояр

Праздник “Хорояр” - день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней. Они же Таусень и Усень, а у литовцев Тенис и Усиньш, у индусов Pratyusa и Usa. В Велесовой Книге (II 4г) есть упоминание “его жь рещемо Перун, Дажбо, Хор а Яр, и ины имены”, то есть “его (свет) же мы называем Перун, Дажьбог, Хор и Яр, и иными именами”.

      Хлебный спас

В земледельческом календаре третий Спас называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Чтобы обеспечить успешную торговлю, на ярмарках служили особый молебен.

       Спожинки

Большей части Славяни заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп (“пожинальник”) жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

      Яблочный спас

Называют яблочным, поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось.

       Медовый спас

В народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. Определение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен.

       Сварожки

Праздники Деда Богов Сварога, покровителя брака и кузнечного дела, отковавшего людям первый плуг. В эти дни Небесный Кузнец пробует сковать землю льдом. В жертву приносится петух. В требу приносится пиво. Хозяева угощают гостей пивом.

       Праздник Макоши

Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода "засыпают" до будущей весны. О сию пору Им приносят требы и просят у Них прощения за "всё, чем досадили" Им в завершающемся Году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши - Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей  всего сущего.

      Покров

Земля засыпает на зиму, одеваясь в белое покрывало. Начинается зазимье. Срок начала осенне-зимних работ. С этого дня заканчиваются осенние игрища, но начинаются свадьбы. По наступлению зазимья леший начинает подыскивать себе зимовье.

      Благодарение Матери Земли

Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли "осенинами" или "оспожинками" и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"