Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:18, контрольная работа
На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из летописных источников, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в VI-VIII в. В Среднем Поднепровье обитали поляне, к северо-западу от них южнее Припяти – древляне, западнее древлян до Западного Буга – волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование север, в бассейне р. Сож – радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе о. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общеславянским самоназванием
1.Система управления (общественный строй) и религиозные верования восточных славян в догосударственный период.
2. Образование Киевского государства. Норманнская теория.
3. Политический строй Киевской Руси.
4. Принятие христианства и его последствия.
разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры,
ни государственности.
Историки обладают
все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции
государственности сложились задолго до призвания варягов.
Государственные
институты возникают в
Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и
погасить внутренние, социальные конфликты. Действия отдельных
крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства
определяют конкретные проявления этого процесса.
Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел
место, говорит не столько о возникновении русской
государственности,
сколько о происхождении
и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, -
значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи,
осели в уже существующих городах. Само их существование -
показатель высокого развития восточнославянского общества.
Именно города выступают основой формирования нового,
государственного деления славян взамен древнего, племенного.
Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала
внешняя
опасность, экономической
в греки”, зачинателями объединения оказались Новгород и Киев - два
важнейших восточно - славянских центра, а выполнил историческую
миссию
объединения князь Олег (882 - 912 гг.),
прозванный Вещим.
3. Образование Киевского государства. Норманнская теория
Происхождение
древнего Русского государства. Политический
строй Киевской Руси
На основе полянского союза племенных
княжеств к началу IX в. сложилось политическое
образование, носившее название Русь.
Распространено мнение о привнесении
этого термина в Восточную Европу скандинавскими
дружинниками (именовавшимися на Руси
варягами). Но его первое достоверное упоминание
на юге Восточной Европы относится ко
времени, когда присутствие норманнов
в этом регионе еще не прослеживается.
В том же столетии оно выступает как обозначение
этнополитического образования, не совпадающего
территориально ни с одним славянским
союзом племенных княжеств: «Русь» в IX
в. включала помимо земли полян значительную
часть территории северского союза. Центром
Руси стал Киев.
Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских
дружинников-варягов и летописный рассказ
о варяжском происхождении древнерусской
правящей династии (Рюриковичей) породили
длительную (с XVIII в.) дискуссию между норманистами
и антинорманистами. Первые отстаивали
точку зрения о создании Древнерусского
государства скандинавами, а вторые отрицали
это [2].
В настоящее время у отечественных и зарубежных
исследователей не вызывают сомнения
как местные корни восточнославянской
государственности, так и активное участие
в процессе складывания Киевской Руси
(главным образом, в формировании господствующего
слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе
с тем сохраняется и ряд разногласий по
частным вопросам этой проблемы, в том
числе о призвании Рюрика.
Правитель Руси в первой половине IX в.
принял в дополнение к общеславянскому
титулу князь восточный титул «каган»
(«хакан»), у тюркских и монгольских народов
обозначавший верховного повелителя («хан
ханов»). Это событие имело большое значение.
Во-первых, титулом «каган» именовался
правитель Хазарии – государства, созданного
в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими
кочевниками – хазарами. Часть восточных
славян (поляне, север, радимичи и вятичи)
были вынуждены выплачивать хазарскому
кагану дань. Принятие киевским князем
титула кагана символизировало, таким
образом, независимость нового государства
– Руси – от хазар.
Во-вторых, оно подчеркивало верховенство
русского князя над князьями других крупных
славянских общностей, которые в то время
носили титулы светлый князь и великий
князь (эти титулы сохранялись, наряду
с титулом кагана, и за киевским князем
в IX – первой половине Х в.).
IX-X века были временем постепенного вовлечения
в зависимость от Киева восточнославянских
союзов племенных княжеств. Ведущую роль
в этом процессе играла военно-служилая
знать – дружина киевских князей. Дружинный
слой у славян фиксируется по византийским
источникам и данным археологии уже в
эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он, несомненно,
выдвигается на ведущие позиции в обществе
[1].
Для некоторых из союзов племенных княжеств
подчинение киевским князьям проходило
в два этапа. На первом этапе союз сохранял
внутреннюю «автономию», т. е. обязан лишь
выплачивать подать – дань. Взималась
дань в Х в. в фиксированных размерах, в
натуральной или денежной форме. Вторым
этапом было непосредственное подчинение
союза племенных княжеств, ликвидация
местного княжения и посажение в качестве
князя-наместника представителя киевской
династии. При этом, как правило, строился
новый град, становившийся центром территории
вместо старого «града» «племенного»
центра. Целью такой смены центра была
нейтрализация сепаратистских тенденций
местной знати.
С ликвидацией «автономии» восточнославянских
союзов племенных княжеств изменялась
форма эксплуатации их населения киевской
военно-дружинной знатью. Территории в
рамках единого раннефеодального государства,
управляемые князьями – вассалами киевского
правителя, получили наименование волость.
Государство же в целом в Х в. носило название
«Русь» и «Русская земля» [2].
Такая структура государства сложилась
к концу Х в., в эпоху киевского княжения
Владимира Святославича, который посадил
на княжение в девяти крупнейших центрах
Руси своих сыновей. Помимо земель восточнославянских
и частично финноязычных народов, составлявших
территорию Древнерусского государства,
в IX-X вв. сложилась широкая неславянская
периферия из финноязычных и балтоязычных
племен, которые не входили в состав Киевской
Руси, но были обязаны русским князьям
данью.
4.
Принятие христианства
на Руси и его
последствия.
В княжение Владимира Святославича произошло
крупнейшее событие в политической и культурной
жизни Руси – принятие христианства (988
г.). Необходимость новой религии определялась
социально-политическим развитием страны.
С ликвидацией автономии славянских союзов
племенных княжеств складывалась структура
единого государства с единой династией
во главе, с единым господствующим строем,
представленным военно-служилой знатью
(включавшую дружину киевского князя и
дружины его родственников-вассалов).
В сфере политико-территориальной в этих
условиях оказались непригодны для центральной
власти старые центры союзов племенных
княжеств и создавались новые, в которых
и располагались князья – родственники
киевского правителя (Владимир-Волынский,
Смоленск на новом месте, Ростов, новая
крепость-детинец – в Полоцке, Туров и
т. д.). В сфере же идеологической оказались
непригодными старые языческие культы,
носившие местный характер и могущие служить
сепаратистским тенденциям.
Сразу же после того как Владимир, бывший
в момент смерти Святослава князем новгородским,
овладел в 980 г. киевским престолом, устранив
старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал
попытку создать общерусский языческий
пантеон во главе с Перуном – богом грозы,
которому поклонялись княжеские дружинники.
Но эта акция не принесла, по-видимому,
желаемого результата, и через несколько
лет киевский князь ставит вопрос о решительном
разрыве со старой традицией – о принятии
монотеистической религии [4].
Существовало несколько возможных вариантов
выбора такой религии: восточный, византийский
вариант христианства (православие), западноевропейский
вариант христианства (католицизм), мусульманство,
господствующее в территориально близкой
к Руси Волжской Баварии, наконец, иудаизм,
бывший религией господствующей верхушки
Хазарии (правда, уже фактически не существовавшей
как государство). Выбор был сделан в пользу
уже достаточно известного на Руси православия.
Непосредственно акт принятия христианства
Владимиром Святославичем был связан
с событиями в отношениях Руси и Византии.
В 988 г. императоры Василий и Константин
обратились к Владимиру за помощью против
мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего
в малоазийской части империи. Владимир
поставил условием предоставления помощи
свой брак с сестрой императоров Анной.
Шеститысячный русский отряд принял участие
в разгроме войск мятежников. Но Василий
и Константин нарушили соглашение, отказавшись
отправить сестру на Русь. Тогда Владимир
выступил походом на центр крымских владений
Византии – Херсонес (Корсунь), взял его
и тем самым принудил императоров выполнить
договор. Анна была прислана к нему в Херсонес,
Владимир принял крещение и женился на
византийской принцессе.
После возвращения на Русь им было осуществлено
массовое обращение в христианство жителей
Киева. Все перечисленные события произошли
в рамках 988-990 гг. (точная их хронология
– предмет спора). Затем новая религия
стала распространяться, частью мирно,
а кое-где (например, в Новгороде) и в результате
кровавых столкновений, по всей Руси. Была
утверждена русская митрополия, подчинявшаяся
константинопольской патриархии [3].
К концу X-XI вв. относится возникновение
нескольких епископств, создававшихся
в важнейших центрах государства – Новгороде,
Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде,
Ростове. На Руси появилось православное
духовенство (главным образом греческое
на первых порах), богослужебные и иные
книги на славянском языке, поступившие
в основном из Болгарии. Таким образом,
акт принятия христианства приобщил Русь
к сокровищам мировой культуры – древнегреческой,
раннехристианской, византийской, славянской
христианской.
Ко времени принятия христианства Русь
уже была страной с самобытной культурой.
Высокого уровня достигли ремесла, техника
деревянного строительства. В эпоху перехода
от доклассового общества к феодальному,
как и у других европейских народов, складывался
эпос.
Не позднее конца IX – начала Х в. на Руси
распространяются славянские азбуки –
кириллица и глаголица. Созданные во второй
половине IX столетия братьями Кириллом
(Константином) и Мефодием и первоначальное
распространение имевшие в западнославянском
государстве – Великой Моравии, они вскоре
проникают в Болгарию и на Русь. Первым
русским памятником славянской письменности
является русско-византийский договор
911 г.
Синтез славянской дохристианской культуры
с тем культурным пластом, который поступил
на Русь с принятием христианства из Византии
и Болгарии и приобщал страну к византийской
и славянской культурам, а через них –
к культурам античной и ближневосточной,
создал феномен русской средневековой
культуры .Ее оригинальность и высокий
уровень были во многом обусловлены бытованием
в качестве языка церковной службы и вследствие
этого становлением в качестве литературного
– славянского языка, понятного всему
населению (в отличие от Западной Европы
и славянских стран, принявших католицизм,
где языком церковной службы была латынь,
язык, незнакомый большинству населения,
и вследствие этого раннесредневековая
литература являлась преимущественно
латиноязычной) [2].
Список
литературы.
1. Зуев М.Н. История России.- М.:ПРИОР,2000.-688с.
2. Исаев И.А. История государства и права
России. - М.:Юрист,2004.-448с.
3. История России с древности до наших
дней / Под ред. М.Н. Зуева. – М.: Высш. шк.
– 2004.-431с.
4. Любавский К.М. Лекции по Древней русской
истории до конца XVI в. – СПб: Лань, 2000.-480с.
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественной истории»