Контрольная работа по «Отечественной истории»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из летописных источников, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в VI-VIII в. В Среднем Поднепровье обитали поляне, к северо-западу от них южнее Припяти – древляне, западнее древлян до Западного Буга – волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование север, в бассейне р. Сож – радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе о. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общеславянским самоназванием

Содержание

1.Система управления (общественный строй) и религиозные верования восточных славян в догосударственный период.

2. Образование Киевского государства. Норманнская теория.

3. Политический строй Киевской Руси.

4. Принятие христианства и его последствия.

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    разумеется, не могли принести славянам  ни более  высокой  культуры,

    ни  государственности.

           Историки обладают убедительными  доказательствами,  что  есть

    все  основания утверждать: у восточных   славян  устойчивые  традиции

    государственности   сложились   задолго   до   призвания   варягов.

    Государственные  институты возникают в результате  развития общества.

     Государство  возникает как  сила,  способная  сохранить  порядок  и

    погасить  внутренние,  социальные  конфликты.  Действия   отдельных

    крупных  личностей, завоевания  или   другие  внешние  обстоятельства

    определяют     конкретные      проявления      этого      процесса.

    Следовательно, факт призвания варягов, если он  действительно  имел

    место,    говорит    не    столько    о    возникновении    русской

    государственности,  сколько о происхождении княжеской  династии.   Да

    и  сам летописец  отметил,  что   варягов  призвали  на  княжение,  -

    значит, эта форма власти уже была  известна.  Варяги,  по  летописи,

    осели   в  уже   существующих  городах.  Само  их  существование   -

    показатель   высокого   развития   восточнославянского    общества.

        Именно  города   выступают   основой   формирования    нового,

    государственного  деления  славян  взамен   древнего,   племенного.

    Толчком  для славянского объединения  и на севере,  и  на  юге   стала

    внешняя  опасность, экономической основой  - торговый путь “из  варяг

    в  греки”, зачинателями объединения  оказались Новгород и Киев -  два

    важнейших  восточно - славянских  центра,  а   выполнил  историческую

    миссию  объединения князь Олег (882 - 912 гг.), прозванный Вещим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Образование Киевского государства. Норманнская теория

Происхождение древнего Русского государства. Политический строй Киевской Руси 
На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается.  
В том же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX в. включала помимо земли полян значительную часть территории северского союза. Центром Руси стал Киев. 
Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII в.) дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это [2]. 
В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохраняется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюрика. 
Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул «каган» («хакан»), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного повелителя («хан ханов»). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом «каган» именовался правитель Хазарии – государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками – хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства – Руси – от хазар.  
Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с титулом кагана, и за киевским князем в IX – первой половине Х в.). 
IX-X века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он, несомненно, выдвигается на ведущие позиции в обществе [1].  
Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю «автономию», т. е. обязан лишь выплачивать подать – дань. Взималась дань в Х в. в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого «града» «племенного» центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати. 
С ликвидацией «автономии» восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военно-дружинной знатью. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в Х в. носило название «Русь» и «Русская земля» [2]. 
Такая структура государства сложилась к концу Х в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей. Помимо земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Принятие христианства  на Руси и его  последствия
В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства (988 г.). Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим строем, представленным военно-служилой знатью (включавшую дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов).  
В сфере политико-территориальной в этих условиях оказались непригодны для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств и создавались новые, в которых и располагались князья – родственники киевского правителя (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец – в Полоцке, Туров и т. д.). В сфере же идеологической оказались непригодными старые языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям. 
Сразу же после того как Владимир, бывший в момент смерти Святослава князем новгородским, овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла, по-видимому, желаемого результата, и через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией – о принятии монотеистической религии [4]. 
Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства (православие), западноевропейский вариант христианства (католицизм), мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Баварии, наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии (правда, уже фактически не существовавшей как государство). Выбор был сделан в пользу уже достаточно известного на Руси православия. 
Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазийской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. 
После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в рамках 988-990 гг. (точная их хронология – предмет спора). Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений, по всей Руси. Была утверждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии [3]. 
К концу X-XI вв. относится возникновение нескольких епископств, создававшихся в важнейших центрах государства – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появилось православное духовенство (главным образом греческое на первых порах), богослужебные и иные книги на славянском языке, поступившие в основном из Болгарии. Таким образом, акт принятия христианства приобщил Русь к сокровищам мировой культуры – древнегреческой, раннехристианской, византийской, славянской христианской.  
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских народов, складывался эпос. 
Не позднее конца IX – начала Х в. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г. 
Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры .Ее оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного – славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык, незнакомый большинству населения, и вследствие этого раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной) [2]. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы
1. Зуев М.Н. История России.- М.:ПРИОР,2000.-688с. 
2. Исаев И.А. История государства и права России. - М.:Юрист,2004.-448с. 
3. История России с древности до наших дней / Под ред. М.Н. Зуева. – М.: Высш. шк. – 2004.-431с. 
4. Любавский К.М. Лекции по Древней русской истории до конца XVI в. – СПб: Лань, 2000.-480с.

Информация о работе Контрольная работа по «Отечественной истории»