Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:18, контрольная работа
На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из летописных источников, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в VI-VIII в. В Среднем Поднепровье обитали поляне, к северо-западу от них южнее Припяти – древляне, западнее древлян до Западного Буга – волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование север, в бассейне р. Сож – радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе о. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общеславянским самоназванием
1.Система управления (общественный строй) и религиозные верования восточных славян в догосударственный период.
2. Образование Киевского государства. Норманнская теория.
3. Политический строй Киевской Руси.
4. Принятие христианства и его последствия.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский
государственный
Кафедра
истории и педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Отечественная история»
Выполнил: Осипов М.М.
студент 1 курса
инженерного факультета,
Проверил: к.и.н., доцент
Трефилкина И.М.
Содержание.
1.Система управления (общественный
строй) и религиозные верования восточных
славян в догосударственный период.
2. Образование Киевского государства. Норманнская теория.
3. Политический строй Киевской Руси.
4. Принятие
христианства и его
1.Общественный
строй восточных славян
в 6-8 веке н. э.
Территория, на которой к концу I тысячелетия
н. э. сложились древнерусская народность
и государство – Киевская Русь, охватывала
лесостепную и лесную части Восточноевропейской
равнины. На западе ее границей было междуречье
Западного Буга и Вислы, на востоке – низовья
Оки, на севере – р. Нева и Ладожское озеро,
на юге – граница со степью (примерно в
районе 48-50-й параллелей). В первой половине
I тысячелетия н. э. этнический состав населения
этой территории был неоднородным. Славяне
занимали земли между средним течением
Днепра и Вислой. На территориях в северной
части бассейна Днепра и в верховьях Оки
обитали балтские племена. Междуречье
Оки и Волги и земли к югу и востоку от
Финского залива были заняты племенами
финно-угорского происхождения.
Во II веке н. э. в западную часть Северного
Причерноземья пришли из низовьев Волги
германские племена готов. Под их главенством
здесь сложился сильный военно-племенной
союз, в который вошла, вероятно, и часть
славянских племен [2].
С конца IV века племена Восточной Европы
оказались вовлечены в крупные миграционные
процессы – так называемое Великое переселение
народов. Вторгшиеся из Азии тюркские
кочевники – гунны разбили готов, и последние
ушли на Балканы, затем в Центральную и
Западную Европу. Передвижения славянских
племен стали крупномасштабными со второй
половины V столетия. В течение VI-VIII вв.
славяне заселили обширные пространства
в Восточной, Центральной и Юго-Восточной
Европе. На западе они достигли Эльбы,
на севере – Невы и Ладожского озера, на
востоке – Средней Оки и Верхнего Дона.
На юге славяне сыграли основную роль
в сломе дунайской границы Восточной Римской
(Византийской) империи, заселив в VI-VII
вв. весь Балканский полуостров.
В ходе передвижения и расселения у славян
происходило разложение племенного строя.
В результате дробления и смешивания племен
складывались новые общности, которые
носили уже чисто территориально-политический
характер. Структура этих общностей была
двухступенчатой: несколько относительно
небольших образований, которые можно
условно определить как «племенные княжества»,
составляли, как правило, более крупные
– «союзы племенных княжеств».
На территориях, вошедших в состав Киевской
Руси, как известно из летописных источников,
проживало двенадцать славянских союзов
племенных княжеств, сложившихся в VI-VIII
в. В Среднем Поднепровье обитали поляне,
к северо-западу от них южнее Припяти –
древляне, западнее древлян до Западного
Буга – волыняне, в верховьях Днестра
– хорваты, ниже по Днестру – тиверцы,
а в Поднепровье, южнее полян – уличи.
На днепровском Левобережье в бассейнах
р. Десны и Сейма располагался союз, носивший
наименование север, в бассейне р. Сож
– радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между
Припятью и Двиной к северу от древлян
обитали дреговичи, а в верховьях Двины,
Днепра и Волги – кривичи. Самая северная
славянская общность, располагавшаяся
в районе о. Ильмень и р. Волхов вплоть
до Финского залива, носила название словене,
совпадавшее с общеславянским самоназванием
[4].
Религиозные верования
славян.
Религией славянских
племен было языческое многобожие.
Главными богами были Дажьбог - бог
Солнца, Перун – бог грома и молнии,
Стрибог – бог ветра, Велес – бог скота,
Сварог – бог неба и Мать сыра земля. Имена
богов говорят нам о том, что славяне поклонялись
силам природы. Почитали они так же умерших
предков – покровителей рода (как мужчин,
так и женщин). Обожествленный предок –
родоначальник – чур – охранял весь род
(чур меня – храни меня дед). У славян не
было храмов, изображения богов ставились
на самом высоком месте поселения и здесь
им молились и приносили жертвы, иногда
и человеческие. Не было у славян и особого
сословия жрецов, хотя были отдельные
волхвы (кудесники, знахари), которые почитались
как служители богов и толкователи их
воли.
2. Образование Киевского государства. Норманнская теория
Вокруг этого летописного исторического предания издавна
ведутся споры. Известия летописца стали основанием для
возникновения в XVIII в. “норманской теории”, согласно которой
государство у славян создали норманны - скандинавские викинги,
которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории
подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы
создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного
монархически.
Норманская теория имела
для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье
немцев
в государственном аппарате
Зарубежные историки - норманисты также подчёркивали, что
славяне
до прихода варягов жили “
летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность,
неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные
отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда
полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их
участие
в создании древнерусской
считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу
Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне
племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена
находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши
варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих условиях
собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями:
“Земля наша наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да
поидите княжить и володеть нами”. Власть над Новгородом и
окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей,
старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало
княжеской династии.
Впервые норманская теория была сформулирована немецкими
учёными
Г.-Ф. Миллером и Г.-З.
Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В.
Ломоносов.
Попытаемся, как говорили древние историки, “без гнева и
пристрастия” разобраться в этом вопросе. Какова историческая
достоверность летописного сказания?
Учёные уже доказали
Трувора, родственников Рюрика. Однако сам Рюрик является, по мнению
большинства
историков, фигурой вполне
скандинавских источниках упомянут конунг (правитель) с таким
именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда,
по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов
как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит
как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей
- беспристрастной - силы по отношению к борющимся за власть
группировкам
местной племенной знати.
были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты
земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже
наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как
правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их
участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные
взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов
сколько - нибудь заметного влияния варягов на экономические и
социально - политические институты славян, а также на их язык и
культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а
служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество.
Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.
Не обнаружено и каких - либо данных о колонизации Руси варягами.
Версия
об иноземном происхождении
древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о
призвании
бриттами англосаксов и
об
основании Рима братьями
Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира - их летопись
именует “мужами”, приближёнными Рюрика. Некоторые исследователи
считают их потомками основателя Киева - князя Кия, представителями
местной
“полянской” княжеской
имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское
происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар).
Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские
имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка,
правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами -
племенными старейшинами, местными “светлыми и пресветлыми
князьями”. Одновременно происходила быстрая славянизация
скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами
скандинавской по происхождению династии русских князей является
чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика - Святослав. А имена
последующих великих князей киевские - почти все славянские.
Важные сведения по этому
так
называемые “дружинные курганы”
древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный
обряд (сожжение покойника в ладье, со строго определённым набором
украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских
обычаев.
Данные археологические
что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской
культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X - первой
половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном
завершился.
Учёные спорят о том, каково происхождение названия “Русь”.
Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось
(приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами -
земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово
“Русь” - не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано
от названия южного берега Швеции - “Руслаген”.
В истории достаточно примеров, когда основателями правящих
династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был
первый князь - вопрос важный, но не первостепенный.
Славяне и скандинавы
одном уровне социального развития. В этих условиях викинги,
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественной истории»