Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса реформ Петра I.
Петр Великий – одна из самых ярких личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир.
Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет картину деятельности и умственной и физической, которую ни один правитель в современной истории не был способен превзойти.
Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Великий реформатор претворял в жизнь многочисленные идеи, например: церковную реформу, церковную, областную, о положении сословий, денежную и налоговую реформу, преобразования в образовании. В данной работе мы затронем вопросы реформирования Петром I в системе права. Изучению рассматриваемого вопроса уделяется достаточно много внимания в юридической литературе. Так, например, из общего списка хочется выделить таких авторов как: Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права», Исаев И.А. «История государства и права России» и многотомное российское законодательство X-XX веков.

Содержание

Введение
Причины реформ
Основные реформы
Итоги реформ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 45.50 Кб (Скачать)

     Эта реформа окончательно превратила церковь  в опору российского абсолютизма.

     Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

     Задачи  создания современной боеспособной армии и флота занимали юного  царя еще до того, как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

     "Игра  в солдатики", которой отдавал  все свое время юный Петр, с  конца 1680-х гг. становится все  более и более серьезной. В  1689 г. Петр строит на Плещеевом  озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей  под руководством голландских  мастеров. Весной 1690 г. создаются  знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр  начинает вести настоящие военные  маневры, на Яузе строится "стольный  град Прешбург".

     Семеновский и Преображенский полки стали  ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время  Азовских походов 1695 - 1696 гг. Большое  внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых  средств, и строительство флота  поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и  духовных землевладельцев. С началом  Северной войны основное внимание переключается  на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется  почти исключительно там. К концу  царствования Петра, Россия стала одной  из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

     Начало  Северной войны стало толчком  к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки  иноземного строя). Кардинальным изменением было то, что Петр ввел новый принцип  комплектования армии - периодические  созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевоо­ружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

     Областная реформа. В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роль в деле управления страна была разделена на 8 губерний )позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже – Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее – на провинции.

     В 1719 году в стране было 50 провинций  во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках  губернаторов остались лишь военные  и судебные функции.

     Особый  режим местного управления существовал  на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.

     Однако  для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скороподского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

     Реформа о положении сословий. В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

     В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской  службе – от коллежского регистратора до канцлера; в армии – от прапорщика до генерала - фельдмаршала; на флоте  – от прапорщика до генерала - адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права  передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

     Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

     Денежная  и налоговая реформы. В условиях начавшейся Северной войны Петр столкнулся с острой нехваткой денежных средств. Для выхода из крайне тяжелого положения он, с одной стороны, разрешил разработку Нерчинских серебряно-свинцовых рудников (1700), а с другой – ввел новые виды монет, включая медные. В 1711 году царь провел новую денежную реформу, в ходе которой в монетах было снижено содержание серебра (примерно на 20%).

     Одновременно  в 1710 году по указу царя была проведена  подворно - подушная перепись населения, ставшая первым шагом в проведении налоговой реформы. В 1718 – 1724 годах вместо налога со двора была введена подушная подать. Ею должна были облагаться лишь мужчины («мужская душа»). Государственный крестьянин платил 1 рубль 14 копеек, а крепостной – 74 копейки в год. Это реформа значительна повысила сумму собираемых налогов. Она дала 55 % всех налогов, поступивших в казну. Было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр.

     Денежная  и налоговая реформы Петра  I увеличили бюджет государства в три раза. Однако достигалось это за счет ограбления населения.

     Образование. Интерес к знаниям сохранился у Петра на протяжении всей жизни. Именно при нем начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.

     Поначалу  в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей  дворян. Дети же крепостных крестьян в  государственных школах обучаться  не могли.

     Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним  из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.

     Создание  системы образования потребовало  издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть 18 века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

     Большое значение для повышения уровня грамотности  населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

     С 1703 года начала издаваться первая печатная газета – «Ведомости», в которой  публиковалась в основном иностранная  хроника.

     Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллегия, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

     Венцом  петровских преобразований в области  науки и просвещения стол указ 1724 года об учреждении Академии наук и  художеств (открылась она уже  после смерти царя).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Итоги реформ

     Заслуга Петра в том, что он не ограничился  созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически  развиваться. Он властно вторгался  во все сферы жизни страны и  отдал свой незаурядный талант ускорению  развития всех начал, возникших до него. Петр как бы подстегивал события. Трудно и, пожалуй, невозможно обнаружить такие области истории России первой четверти 18 века, в которые  не вторгался Петр и не оказывал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство.

       Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны, помогло решению назревших внешнеполитических задач.

     Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих  европейских держав. Они изменили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани и в экономическом, и служебном положении боярства и дворянства. Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории единого Российского государства введя выборные начала в управлении городами.

     Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов.

       В то же время новая система управления огромной страной по-прежнему лишала участия в решении своей судьбы миллионы простых подданных российского императора.

     Итоги экономического развития. Главным итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства страны в первой четверти 18 века. В семь раз выросло число мануфактур. Значительно расширился объем выпускаемой промышленной продукции. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать (продавать за границей).

     В сельском хозяйстве внедрялись новые  орудия труда, росла его производительность. С включением в состав России Прибалтики значительно выросли торгово-экономические  связи с Европой, год от года росли  обороты внешней торговли. Крупнейшим ее центром был Петербург. Увеличился товарооборот и внутри России. Значительно  выросло купеческое сословие, ставшее  основой отечественной экономики.

     Однако  все эти достижения были получены высокой ценой: тяжелые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств; свободное предпринимательство  тормозилось господством крепостнической  системы. Государство играло ведущую роль в экономике. Все это вызывало неизбежные конфликты и потрясения в обществе.

     Значение  культурного наследия Петровской эпохи. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.

     На  основе грандиозных перемен Петровского  времени зародилась и развилась  отечественная наука, оформилась система  образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий 18 века, но и века 19.

     Однако  культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла  в себе новации Петра и традиции прежней Руси.

     Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев  населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

           Главные итоги военных реформ  Петра сводятся к следующему:

     -         создание сильной регулярной  армии, способной воевать с  основными противниками России  и побеждать их;

     -         появление целой плеяды талантливых  полководцев Меншиков, Шереметьев, Апраскин, Брюс и др.);

     -         создание мощного военно-морского  флота – почти что из ничего;

     -         небывалый рост военных расходов  и как следствие – покрытие  их за счет жесточайшего выжимания  средств из простого народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"