Контрольная работа по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

В Древнем Вавилоне кредитор, пришедший взять у должника данный тому в долг хлеб, не застал последнего дома и вывез из житницы должника без его ведома причитающийся ему хлеб. Правомерно ли поступил кредитор? Что его ожидает согласно законов Хаммурапи?

Работа содержит 1 файл

+Законы 12 таблиц (конт).doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский Юридический институт МВД  РФ

 

 

Кафедра истории государства и  права России, зарубежных стран и  международного права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

 

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

слушателем ______ группы, _____курса

____________________________________

Зачётная книжка № _________________

Домашний адрес_____________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные  Челны 2010


Содержание:

 

 

1. Задача

 

В Древнем Вавилоне кредитор, пришедший взять у должника данный тому в долг хлеб, не застал последнего дома и вывез из житницы должника без его ведома причитающийся ему хлеб. Правомерно ли поступил кредитор? Что его ожидает согласно законов Хаммурапи?

 

Решение

Законы Хаммурапи – это свод законов рабовладельческого государства, который назван по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н.э. Хаммурапи придавал немалое значение законодательной деятельности, и поэтому приступил к формированию законодательства в самом начале своего правления.

Первая попытка кодификации была предпринята на 2-м году правления, когда царь «установил право стране». Однако она не сохранилась. Известные ныне Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Они были выбиты на большом черном базальтовом столбе.

Текст указанных законов состоит из 3 частей. Первой является обширное введение, в котором Хаммурапи провозглашает, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». После введения следуют статьи законов, которые заканчиваются обстоятельным заключением. Всего свод законов насчитывает 282 статьи. В его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, а также новое законодательство1.

Историки, однако, отмечают, что Законы неполны и чрезмерно категоричны. Тексты составлены в казуистической форме. Законы Хаммурапи не содержат общих принципов, не имеют никакой систематизации в своем изложении, хотя логика в них присутствует.

Кроме того, отмечается, что Законы, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элемента. Своим законодательством царь пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Так, в истории это первый известный сборник законов, который освещал рабовладельческий строй, частную собственность.

Во времена правления  Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные.

Особый правовой режим  существовал в отношении имущества воинов (так называемое «имущество илку»).

В Законах имеется ряд статей, которые регулируют аренду земли. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 года), на более длительный срок в аренду сдавалась лишь не освоенная земля.

Упоминаются в Законах Хаммурапи всевозможные виды имущественного найма: помещения, повозок, домашних животных, судов, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но также и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Обширно использовался договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. В Законах был определен порядок оплаты труда наемных рабочих, а также их ответственность за результаты труда (например, ответственность врача в случае смерти больного).

Достаточно подробно Законы регулировали договор займа. Специфической чертой здесь является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения, ограничивающие срок отработки долга (3 года), проценты, взимаемые ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним2.

Договор купли-продажи стал наиболее развиваться в условиях формирования частной собственности. Продажа таких ценных предметов, как земли, постройки, рабы, скот, осуществлялась при свидетелях в письменной форме (на глиняных табличках). Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку), считалась недействительной.

Кроме рассмотренных выше, в Законах также регулировались и иные виды договоров, например, договор хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда.

Регулировали данные нормы и брачные отношения. Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права»3.  В этом понятии отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (в равной степени публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера.

Для совершения брака  с соответствующими правовыми последствиями  надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли  определенным условиям. Одни из этих условий  были абсолютными, должны были быть в  наличии для заключения всякого римского брака. Другие же играли роль относительных условий, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Законы Хаммурапи, как и многие другие древние кодификации, не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.

Договор займа отличался  в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал  кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы «заложника», принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

Типичной чертой законов Хаммурапи в этом вопросе является склонность к ограничению должника от кредитора, дабы предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа (33% с хлеба и 20% с серебра - ст. 89), ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Например, ст. 89: «Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять 100 ка зерна как процент - если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как процент «Кредитор, взыскавший более высокий процент, «теряет то, что дал» (ст. 91)4. Определена также ответственность кредитора за махинации при расчетах (ст. 92 - 94), причем в некоторых случаях спорная сумма могла быть взыскана с недобросовестного кредитора в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором любыми материальными ценностями, а не только теми, которые взял в долг.

Самоуправное изъятие имущества в счет долга карается утерей прав на получение долга с возвращением должнику всего изъятого (ст. 113):

«Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг»5.

Таким образом, исходя из условия задачи и основываясь на положениях ст. 113 следует, что кредитор взял хлеб не правомерно. Исходя из Законов Хаммурапи, кредитор должен вернуть взятый им хлеб, а кроме того, он теряет право требовать возврата долга от должника (то есть теряет все, данное им в долг).

 

2. Характерные черты  раннего римского права (на примере Законов ХII таблиц)

 

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую  ступень в развитии права в  античном обществе и Древнем мире в целом. Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами6.

Традиционная версия происхождения  Законов XII таблиц в настоящее время  нередко ставится под сомнение. В  самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно  об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень  развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

В древнейшем римском праве отсутствовало  представление о частной собственности  как об абсолютном праве лица распоряжаться  своей вещью. Законы XII таблиц сохранили представления об общности имущества. Частная собственность была во многом обусловлена собственностью общественной, от которой вела свое происхождение. Поэтому большинство правовых предписаний посвящались запретам.

Однако уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного времени (usucapio). Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права приобретатель не получал права цивильного собственника на вещь и квиритский собственник сохранял право требовать возвращения последней через суд.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация - воображаемая  продажа, происходившая в присутствии  5 свидетелей и весовщика. Нарушение  обряда манципации влекло за  собой признание сделки недействительной;

2) традицио - простая передача  неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;

3) спецификация - создание  новой вещи из чужого материала  или соединение нескольких вещей  в одной - главной;

4) уступка права - фиктивный судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял о своем праве собственности на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;

5) наследование;

6) давность владения7.

Особым видом вещного  права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное  в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью.

Обязательственное право  Древнего Рима была весьма неразвито. Так,  в древнейший период при  неразвитости товарно-денежных отношений  договоры (контракты) были еще немногочисленными  и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание, определяла природу того или иного контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения. Другая черта древнейших договоров - их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

Информация о работе Контрольная работа по "История"