Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:41, контрольная работа
С ликвидацией независимости отдельных княжений в ведение государства переходили функции, связанные с военной службой, сбором повинностей. Централизации способствовало развитие в XIV – XV вв. системы «кормлений».
Охарактеризуйте систему местного управления на Руси в XIV-XV вв. 2
2 Перечислите высшие государственные органы Российской империи в 1905-1917 гг. Охарактеризуйте их правовой статус. 3
3 В конце XII в. княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней. Во втором случае, смерд Доброг убил жителя соседней общины в драке, возникнувшей в результате спора из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам? (Казус решается на основании Пространной редакции Русской Правды) 14
4. В местности, объявленной в состоянии усиленной охраны, губернатор запретил проведение любых общественных собраний. Руководствуясь данным решением, полицмейстер одного из уездных городов разогнал собрание общества трезвости. Председатель и члены правления этого общества были оштрафованы на 50 рублей каждый, а лектор, прибывший из Москвы по приглашению общества, в принудительном порядке выслан за пределы губернии. Правомерны ли действия полицмейстера, если собрание общества трезвости проводилось с разрешения городского головы? (Казус решается на основании Положения от 14 августа 1881 г. о местностях находящихся в положении усиленной охраны) 15
Дайте определение понятиям 17
Список использованной литературы 19
Кадеты, выдвинув лозунг «бережения Думы», пытались создать большинство, присоединив к себе слева трудовиков, справа - октябристов, Польское коло, мусульманскую и казачью группы. Во имя «осторожности» кадеты отказались от лозунга «ответственного министерства» и пошли на дальнейшее урезывание своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии и др.; добились принципиального одобрения бюджета. Центральным оставался аграрный вопрос. Кадеты сильно урезали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп. Трудовики по аграрному вопросу занимали ту же революционную позицию, что и в 1-й Государственной думе; в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Линия
социал-демократической
Правительство приняло решение разогнать и вторую Думу. Пользуясь поддержкой Николая II, П.А. Столыпин надеялся изменением избирательного закона сформировать удобный для себя законодательный орган. Поводом послужило сфабрикованное охранкой провокационное обвинение социал-демократической фракции в антиправительственном заговоре. В ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду. 3 июня Государственная дума была распущена и опубликован новый избирательный закон.
Государственная дума третьего созыва отработала весь отведенный ей по закону срок. (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 гг.; пять сессий). Закон 3 июня радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков). Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию 3-я Государственная дума насчитывала: крайних правых депутатов - 50, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, прогрессистов - 28, кадетов - 54, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло - 11, трудовиков - 14, социал-демократов - 19. Председатель Думы - октябрист Н.А. Хомяков, с марта 1910 г. - А.И.Гучков, с 1911 г. - октябрист М.В. Родзянко. Отсутствие однофракционного большинства означало, что судьба голосования в Государственной думе зависела от октябристов, ставших (вместо кадетов) партией «центра». Если они голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (насчитывало примерно 300 чел.), если совместно с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское (более 250 чел.). Октябристы были готовы оказать поддержку обоим направлениям правительственной политики, определяемой тогда П.А. Столыпиным – и наведению порядка, и проведению реформ. В результате с первых же заседаний Думы в ней заработал нехитрый, но действенный механизм, получивший название октябристского маятника (блокируясь с правыми (черносотенцами), они проводили законопроекты реакционного характера, объединяясь с кадетами, обеспечивали принятие законов, связанных с либеральными преобразованиями). Однако со временем этот несложный механизм стал давать сбои, отчасти связанные с кризисом в самой октябристской партии.
Дума также вполне успешно играла роль отвлекающего фактора: в ней хватало и острых депутатских запросов, и шумных скандалов, в которых, наряду с социал-демократами и трудовиками, с большой охотой участвовали черносотенцы (особенно преуспели в этом В.М. Пуришкевич и Н. Е. Марков). [5; с. 179]
Деятельность Государственной думы четвертого созыва (15 ноября 1912 - 6 октября 1917 г; пять сессий) проходила в условиях предвоенного революционного подъёма, Первой мировой войны 1914—1918 гг. и революционного кризиса, завершившегося свержением монархии. Выборы в думу состоялись в сентябре - октябре 1912 г. Правительству удалось сохранить в 4-й Государственной думе два большинства: правооктябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Среди 442 депутатов 4-й Государственной думы националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы - 14 (большевиков - 6, меньшевиков – 8), трудовики - 10, беспартийные - 7. Председатель думы - октябрист М. В. Родзянко. Октябристы сохранили за собой роль «центра». Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции «прогрессистов».
С началом Первой мировой войны сессии созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы. 26 июля 1914 г. состоялась однодневная чрезвычайная сессия Государственная дума, на которой Дума проголосовала за военные кредиты, продемонстрировав «национальное единство» в вопросах империалистической внешней политики. Весенне-летние поражения царских войск в 1915 г. и бурный рост революционного движения нарушили «единение» царя с Думой 19 июля 1915 г. открылась 4-я думская сессия. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но другие фракции - от националистов до кадетов — выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Думы и часть фракций Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа формального соглашения о создании «Прогрессивного блока» (236 депутатов). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе «особых совещаний».
Лишь
крайнее обострение политического
положения в стране осенью 1916 г. заставило
буржуазию взять более
Можно ли считать российскую Государственную думу парламентом в общепринятом в мировой практике смысле этого слова? И в дореволюционной, и в советской литературе можно встретить самые различные точки зрения на этот вопрос. Большинство современных исследователей истории российского парламентаризма признают, хоть и с оговорками, что Государственная дума 1906-1917 гг. стала первым в России опытом существования парламента. Причем, хотя формально российский парламент состоял из двух палат, вполне правомерно применять этот термин только к нижней палате – Государственной думе, в статусе и деятельности которого наиболее полно воплощались основные начала парламентаризма. Существование Государственной думы изменило условия деятельности российской власти, ранее совершенно закрытой для общества. Она превратилась в школу гласности для исполнительной власти. Высшие сановники империи теперь должны были учитывать мнения представлявших общество в Думе политических партий, постоянно выступать в Таврическом дворце, отвечая на думские запросы. Сама Дума стала наиболее открытым для общества из всех высших государственных учреждений империи. Она также вела активную издательскую деятельность, и, таким образом, вносила свой вклад в процесс развития гражданского общества в России начала XX века, по воле истории оставшийся, к сожалению, не законченным.
Государственный Совет – один из высших государственных институтов Российской Империи.
Образован
в 1810 г. в рамках реализации плана
государственных
Две палаты российского парламента – Государственный Совет и Государственная Дума – наделялись равными правами в области законодательства, теоретически, в случае достижения единства, они могли противостоять монарху в вопросах контроля над бюджетом и введения новых законов. Государственный Совет в этой системе выступал в роли верхней палаты. В его компетенцию входили: рассмотрение законопроектов, принимаемых Государственной Думой, законодательных предположений, инициируемых членами Государственного Совета, а также вопросы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения, дополнения или развития прежних законов, вопросы внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах, сметы общих государственных приходов и расходов. Принятые Государственной Думой законы нуждались в одобрении Государственным Советом. Направления развития законодательства определяла именно Дума. За все время своей работы Государственный Совет отменил менее 1% всех проектов, представленных Думой, более 90% утвердил без изменений. Практически перестал функционировать после Февральской революции. Формально упразднен 24.12.1917 г.
Совет
министров – совещательный орган при
императоре Александре
II в 1857-1882 гг.,
возобновлен в 1905 г. как высший государственный
орган, объединяющий деятельность различных
ведомств (1905-1917 гг.). Председатель совета
(премьер-министр) назначался царем. Ведению
совета подлежали все значимые вопросы
государственного управления. Совет министров
отчитывался только перед императором, Государственная Дума могла лишь делать запросы
Совету.
3. В конце XII в. княжеский суд рассмотрел
два дела об убийстве. В первом случае
вор, забравшийся ночью в клеть с товарами,
был убит на месте хозяином товара – купцом
Отеней. Во втором случае, смерд Доброг
убил жителя соседней общины в драке, возникнувшей
в результате спора из-за покоса. Какое
решение должен принять суд по этим делам?
(Казус решается на основании Пространной
редакции Русской Правды)
По первому делу согласно ст. 40 о воровстве «Если убьют кого-либо у клети или во время какого иного воровства, то его можно убить как собаку; если продержат его до рассвета, то вести на княжеский двор; если же убьют его, а люди видели его уже связанным, то платить за него 12 гривен».
По
второму делу убийство в «сваде»
(драке) – карается вирой.
4.
В местности, объявленной в состоянии
усиленной охраны, губернатор запретил
проведение любых общественных собраний.
Руководствуясь данным решением, полицмейстер
одного из уездных городов разогнал собрание
общества трезвости. Председатель и члены
правления этого общества были оштрафованы
на 50 рублей каждый, а лектор, прибывший
из Москвы по приглашению общества, в принудительном
порядке выслан за пределы губернии. Правомерны
ли действия полицмейстера, если собрание
общества трезвости проводилось с разрешения
городского головы? (Казус решается на
основании Положения от 14 августа 1881 г.
о местностях находящихся в положении
усиленной охраны)
Действия полицмейстера в данной ситуации были правомерны, так как согласно Правил о положении усиленной охраны ст. 14 в местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по сохранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на Генерал -Губернаторов, ... а в губерниях, им не подведомственных, - на Губернаторов и Градоначальников.
Ст. 15 в пределах этих местностей упомянутые
начальствующие лица могут:
а) издавать обязательные
б) устанавливать за нарушение