Контрольная работа по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Австрийский психолог и психиатр Зигмунд фрейд был тем ученым, который оставил неизгладимый след в истории психологии, он во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии. Фрейдизм – наиболее широкоизвестное направление психологии, которое приобрело широкую известность за пределами этой науки. Его влияние мы видим в искусстве, литературе, медицине, антропологии и других науках, связанных с личностью человека.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Адлер выделял  четыре основных вида компенсации:

    • неполная компенсация
    • полная компенсация
    • сверхкомпенсация
    • мнимая компенсация, или уход в болезнь

Соединив  виды компенсации со стилем жизни  и уровнем развития чувства общности, Адлер создал типологию личности детей.

     Если  у ребенка неразвито чувство общности, то у него формируются невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым и напряженным.

     Если  ребенок не может преодолеть свои физические дефекты, это приводит к мнимой компенсации, при которой ребенок спекулирует своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

     В случае сверхкомпенсации у детей  с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Таким  образом, одним из главных качеств  личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.

     Теория Адлера явилась противопоставлением фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.  
 

2.3  Социокультурная теория личности Карен Хорни

К.Хорни (1885-1952). В начале своей карьеры Хорни работала в Берлинском психоаналитическом университете, затем она переехала в США, где заняла пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института, потом переехала в Нью-Йорк, где преподавала в Психоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Постепенно она разочаровалась в ортодоксальном психоанализе и основала свою ассоциацию, ставшую позднее Американским институтом психоанализа.

     Первоначально Хорни расходилась с Фрейдом не по принципиальным вопросам. Она лишь стремилась исправить недостатки его теории. Исправления привели ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда.

     Хорни пришла к выводу, что на развитие личности человека доминирующее влияние  оказывает влияние общества. Хорни доказывала, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность меняться и развиваться противоречит утверждению Фрейда о фатальной обреченности на невроз. Хорни считала, что раз есть четкая грань между паталогией и нормой, то есть и надежда на полное выздоровление даже у людей подверженных неврозам.

     Доминирующим  в структуре личности Хорни считала бессознательное чувство беспокойства, которое она называет чувством базальной тревоги.

     Хорни выделила два вида тревоги: физиологическую и психологическую.

Для того чтобы  избавиться от тревоги, человек прибегает  к психологическим защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций:

  1. В любви и одобрении – ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
  2. В руководящем партнере – чрезмерная зависимость от других  и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
  3. В четких ограничениях – предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
  4. Во власти – доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
  5. В эксплуатировании других – боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
  6. В общественном признании – желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
  7. В восхищении собой – стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах  и лести со стороны окружающих
  8. В честолюбии – сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
  9. В самодостаточности и независимости – избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо  обязательств; дистанцирование от всех и вся
  10. В безупречности и неопровержимости – попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Далее Хорни выделяет из десяти потребнстей три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей:

    • уступчивый тип - человек находит защиту в стремлении к людям
    • агрессивный ип - человек находит защиту в стремлении против людей
    • устраненный тип - человек находит защиту в стремлении от людей
 

     Хорни считала, что психотерапия направленна  на то, чтобы помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

     Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу  о зависти женщины к пенису. Она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности  последних рожать и кормить детей. Она так же считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделаяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.

     Мы  увидели, что Хорни пришла к выводу, что на развитие личности человека доминирующее влияние оказывает  влияние общества. Хорни утверждала, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Доминирующим в структуре личности Хорни считала бессознательное чувство беспокойства, которое она называет чувством базальной тревоги. Хорни выделила два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологическим защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе были кратко рассмотрены история  и основные концепции З. Фрейда, К.Юнга, А.Адлера и К.Хорни. Нашей целью было увидеть, как развивались идеи Фрейда в работах его последователей. Исходя из совершенного анализа, мы можем сдеалать вывод, что наиболее талантливые и одаренные последователи идей психоанализа значительно разошлись с Фрейом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях.

   У Юнга и Адлера, еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи. Сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.

      Главное расхождение между Юнгом и  Фрейдом касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, а Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностнуму росту. Юнг ввел понячтие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок – экстраверсия и интроверсия. Так же он вывел четыре психологических функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Юнг рассматривал развитие личности, как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются события прошлого.  С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно.

           Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Согласно Адлеру, люди стараютсяч компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Адлер считает, что стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба, любовь. Для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противовес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди – не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

     Теория Адлера явилась противопоставлением фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

     Первоначально Хорни расходилась с Фрейдом  не по принципиальным вопросам. Она лишь стремилась исправить недостатки его теории. Исправления привели ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда.

     Хорни пришла к выводу, что на развитие личности человека доминирующее влияние  оказывает влияние общества. Хорни доказывала, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность меняться и развиваться противоречит утверждению Фрейда о фатальной обреченности на невроз. Хорни считала, что раз есть четкая грань между паталогией и нормой, то есть и надежда на полное выздоровление даже у людей подверженных неврозам.

     Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу  о зависти женщины к пенису. Она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности  последних рожать и кормить детей. Она так же считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделаяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.

     Хорни развила свою собственную теорию на основании понятия «базальная тревога». Хорни выделила два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Она описала десять психологических защитных стратегий, необходимых, чтобы избавиться от тревоги, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.

     Появление теорий Юнга, Адлера, Хорни, стало важнейшим  в истории психодинамического направления. Данные авторы стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо персмотреть его. Многие другие теоретики так же пытались отшлифовать теорию Фрейда, но ни один из них, за исключением Юнга и Адлера не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы соперничать с теорией Фрейда. В более поздний период Карен Хорни представила свою теорию.

     Идеи  Юнга, Адлера, Хорни до сих пор  пользуются популярностью и практически  применимы в психологии наших  дней.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     

    1. Теории  личности (Основные положения, исследования и применение). – Спб: Питер Ком, 1999.- 608 с. – (Серия «Мастера психологии»)
    2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
    3. Карен Хорни. Доступно с:

      http://ru.wikipedia.org/wiki

Информация о работе Контрольная работа по "История"