Контрольная работа по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Австрийский психолог и психиатр Зигмунд фрейд был тем ученым, который оставил неизгладимый след в истории психологии, он во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии. Фрейдизм – наиболее широкоизвестное направление психологии, которое приобрело широкую известность за пределами этой науки. Его влияние мы видим в искусстве, литературе, медицине, антропологии и других науках, связанных с личностью человека.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 106.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

            Применительно к психологии веками рождались и сменяли  друг друга представления  о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину  этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история  психологии

Австрийский психолог и психиатр Зигмунд фрейд был тем ученым, который оставил неизгладимый след в истории психологии, он во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии.  Фрейдизм – наиболее широкоизвестное направление психологии, которое приобрело широкую известность за пределами этой науки. Его влияние мы видим в искусстве, литературе, медицине, антропологии и других науках, связанных с личностью человека.

     Идеи  психоанализа настолько проникли в  западную культуру, что многим ее представителям игнорировать их теперь намного сложнее, чем мыслить ими. Однако во многих странах психоанализ подвергается критике. Даже среди учеников и последователей Фрейда, еще при его жизни, были те, кто не соглашался во всем с Фрейдом и благодаря им психоанализ развивался, выдвигались новые идеи, появилось такое направление, как «постфрейдизм» или «неофрейдизм».

     Для нас представляется интересным рассмотреть некоторые идеи и концепции учеников и последователей Фрейда: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Карен Хорни. Актуальность этой темы определяется колоссальным воздействием идей Фрейда на мир современной психологической науки. Адлер, Юнг, Хорни критиковали и развивали эти идеи, помогают нам взглянуть критически на психоанализ, благодаря им мы можем быть более объективными с исторической точки зрения.  

                РАЗДЕЛ 1: ПСИХОАНАЛИЗ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА      

                                                                                   

Свои психологические  концепции Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а так же на психоанализе. Фрейд использует психодинамический подход к изучению поведения человека. Такой подход подразумевает что поведение человека ведомо неосознаваемыми психологическими конфликтами.

           Структура сознания по Фрейду:

    • сознание
    • предсознательное
    • бессознательное

     Данная  класификация показывает уровни сознания по степени доступности психических процессов к осозознанию. Наибольший интерес вызывает область бессознательного, так как именно там происходят наизначительнейшие психические события, которые являются инстинктивными по своей природе, и отделены от реальности.

           Личность человека в  теории Фрейда включает в три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид – инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия, импульсивно и примитивно. Эго - рациональная часть личности, он и руководствуется принципом реальности. Его задачей является удовлетворение требований ид в рамках принятой социальной этики.  Суперэго – моральная сторона личности.

     Основным  побудительным мотивом Фрейд считает инстинкт, определенный, как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. Психоанализ дает нам две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.

           Три типа тревоги, представленые  Фрейдом:

    • реалистическая
    • невротическая
    • моральная

     Фрейд считал, что тревога – это сигнал, предупреждающий Эго о надвигающейся  опасности, которая исходит от инстинктивных импульсов. Эго, получив такой сигнал, использует ряд защитных механизмов: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы искажают восприятие реальности и действуют неосознанно.

     Мы вкратце рассмотрели основные идеи и концепции психоанализа. Фрейд говорил о тройной структуре сознания: сознание, предсознательное, бессознательное. Личность человека в теории Фрейда включает в три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Защинтыне механизмы, описанные Фрейдом: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, регрессия, сублимация и отрицание. Защитные механизмы искажают восприятие реальности и действуют неосознанно.   
 
 
 

                РАЗДЕЛ 2: ПОСТФРЕЙДИЗМ АДЛЕР, ХОРНИ,  ЮНГ                         

2.1  Аналитическая психология Карла Юнга  

Карл Густив Юнг – швейцарский психолог (1875-1961). Открыл собственную психиатрическую лабораторию, после стажировки у психиатра П.Жане. Примерно в это же время Юнг знакомится с работами Фрейда, оказавшими на него колоссальное влияние.

     Вскоре, однако, Юнг понял, что во многом не может согласитьсмя с Фрейдом. Разность пониманий во-перавых была с анализом бессознательного. Бессознательным, по мнению Юнга, может быть не только самое низкое, но и самое высокое в личности. Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.  Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Юнг считал, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

     Юнг был категорически несогласен с  Фрейдом в том, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена. Он был уверен, что со временем, зависимость пациента от врача должна уменьшаться, эту фазу он назвал трансформацией.

     Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после  того как Юнг опубликовал книгу "Символы трансформации".

     Одним из важнейших открытий Юнга было открытие коллективного бессознательного. Исследование сновидений, мифов, сказок, культуры и используя разработанную им теорию интерпретацию символа, Юнг пришле к отктытию коллективного бессознательного.

     Структура личности по Юнгу:

    • коллективное бессознательное
    • индивидуальное бессознательное
    • сознание

     Коллективное бессознательное – это "память поколений", это то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида.

     Основные  архетипы индивидуального бессознательного:

    • Эго
    • Персона
    • Тень
    • Анима (или Анимус)
    • Самость

       В сознательных пластах психики индивида находятся Эго и Персона. Другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном.

     Юнг говорил, что его идеи и концепции  открыты для нового, в отличие  от ортодоксальной теории Фрейда.

     Психоанализ Юнга подарил нам типологию личности, выделив два типа: экстраверты и интроверты. Интроверты обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, поведение свое строят исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они в отличие от интровертов прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил.

     Развитие  Самости связано  так же и с развитием четырех основных психических процессов – мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и делает индивидуальным путь развития личности.

     Юнг считал, что бессознательное возможно осознатьт и называл процесс его осознания одним из важнейших в личностном росте человека.

     В данном разделе мы рассмотрели кратко основные идеи Карла Юнга. Итак, Юнг – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установкам – интровертность и экстравертность, и по сочетанию функций – мышления, чувствования, интуиции и ощущения.  
 
 

2.2  Индивидуальная психология Альфреда Адлера  

А.Адлер (1870-1937). После окончания медицинского факультета начал работу как врач-офтальмолог. Скоро, однако, заинтересовался психиатрией и неврологией. В 190-1910 года Адлер становится членом, а затем и первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии.

     После первой мировой войны Адлер занялся  вопросами образования, создав воспитательную клинику, а затем и экспериментальную школу. Адлер работал как с учителями, так и с родителями. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

     В 1935 году Адлер переезжает в США, где  продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии.

     Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

     Адлер был не согласен с положениями Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Адлер считал, что чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

     Адлер подчеркивал, что общественные интересы оказывают влияние на формирование личности человека. В то же время Адлер считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

     Наиважнейшим  вкладом Адлера в психологию является его мысль о целостности и уникальности личности. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". «Я» Адлера представляет собой личностную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл.

     Адлер структурировал Теорию личности. Вот  ее основные положения:

     1) фиктивный финализм;

     2) стремление к превосходству; 

     3) чувство неполно ценности и  компенсации; 

     4) общественный интерес (чувство  общности);

     5) стиль жизни; 

     6) творческое Я.

     Для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противовес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди – не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

     Если  чувство общности определяет направление  жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства –  неполноценности и стремления к  превосходству – являются определенными стимуляторами, необходимыми для развития личности. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Информация о работе Контрольная работа по "История"