Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:29, контрольная работа
Австрийский психолог и психиатр Зигмунд фрейд был тем ученым, который оставил неизгладимый след в истории психологии, он во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии. Фрейдизм – наиболее широкоизвестное направление психологии, которое приобрело широкую известность за пределами этой науки. Его влияние мы видим в искусстве, литературе, медицине, антропологии и других науках, связанных с личностью человека.
ВВЕДЕНИЕ
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии
Австрийский психолог и психиатр Зигмунд фрейд был тем ученым, который оставил неизгладимый след в истории психологии, он во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии. Фрейдизм – наиболее широкоизвестное направление психологии, которое приобрело широкую известность за пределами этой науки. Его влияние мы видим в искусстве, литературе, медицине, антропологии и других науках, связанных с личностью человека.
Идеи психоанализа настолько проникли в западную культуру, что многим ее представителям игнорировать их теперь намного сложнее, чем мыслить ими. Однако во многих странах психоанализ подвергается критике. Даже среди учеников и последователей Фрейда, еще при его жизни, были те, кто не соглашался во всем с Фрейдом и благодаря им психоанализ развивался, выдвигались новые идеи, появилось такое направление, как «постфрейдизм» или «неофрейдизм».
Для
нас представляется интересным рассмотреть
некоторые идеи и концепции учеников и
последователей Фрейда: Альфреда Адлера,
Карла Густава Юнга, Карен Хорни. Актуальность
этой темы определяется колоссальным
воздействием идей Фрейда на мир современной
психологической науки. Адлер, Юнг, Хорни
критиковали и развивали эти идеи, помогают
нам взглянуть критически на психоанализ,
благодаря им мы можем быть более объективными
с исторической точки зрения.
РАЗДЕЛ 1: ПСИХОАНАЛИЗ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Свои психологические концепции Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а так же на психоанализе. Фрейд использует психодинамический подход к изучению поведения человека. Такой подход подразумевает что поведение человека ведомо неосознаваемыми психологическими конфликтами.
Структура сознания по Фрейду:
Данная класификация показывает уровни сознания по степени доступности психических процессов к осозознанию. Наибольший интерес вызывает область бессознательного, так как именно там происходят наизначительнейшие психические события, которые являются инстинктивными по своей природе, и отделены от реальности.
Личность человека в теории Фрейда включает в три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид – инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия, импульсивно и примитивно. Эго - рациональная часть личности, он и руководствуется принципом реальности. Его задачей является удовлетворение требований ид в рамках принятой социальной этики. Суперэго – моральная сторона личности.
Основным побудительным мотивом Фрейд считает инстинкт, определенный, как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. Психоанализ дает нам две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.
Три типа тревоги, представленые Фрейдом:
Фрейд
считал, что тревога – это сигнал,
предупреждающий Эго о
Мы
вкратце рассмотрели основные идеи и концепции
психоанализа. Фрейд говорил о тройной
структуре сознания: сознание, предсознательное,
бессознательное. Личность человека в
теории Фрейда включает в три структурных
компонента: ид, эго и суперэго. Защинтыне
механизмы, описанные Фрейдом: вытеснение,
проекция, замещение, рационализация,
регрессия, сублимация и отрицание. Защитные
механизмы искажают восприятие реальности
и действуют неосознанно.
РАЗДЕЛ 2:
ПОСТФРЕЙДИЗМ АДЛЕР,
ХОРНИ, ЮНГ
2.1 Аналитическая психология Карла Юнга
Карл Густив Юнг – швейцарский психолог (1875-1961). Открыл собственную психиатрическую лабораторию, после стажировки у психиатра П.Жане. Примерно в это же время Юнг знакомится с работами Фрейда, оказавшими на него колоссальное влияние.
Вскоре, однако, Юнг понял, что во многом не может согласитьсмя с Фрейдом. Разность пониманий во-перавых была с анализом бессознательного. Бессознательным, по мнению Юнга, может быть не только самое низкое, но и самое высокое в личности. Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Юнг считал, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.
Юнг был категорически несогласен с Фрейдом в том, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена. Он был уверен, что со временем, зависимость пациента от врача должна уменьшаться, эту фазу он назвал трансформацией.
Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу "Символы трансформации".
Одним
из важнейших открытий Юнга было открытие
коллективного
Структура личности по Юнгу:
Коллективное бессознательное – это "память поколений", это то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида.
Основные архетипы индивидуального бессознательного:
В сознательных пластах психики индивида находятся Эго и Персона. Другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном.
Юнг говорил, что его идеи и концепции открыты для нового, в отличие от ортодоксальной теории Фрейда.
Психоанализ Юнга подарил нам типологию личности, выделив два типа: экстраверты и интроверты. Интроверты обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, поведение свое строят исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они в отличие от интровертов прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил.
Развитие Самости связано так же и с развитием четырех основных психических процессов – мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и делает индивидуальным путь развития личности.
Юнг считал, что бессознательное возможно осознатьт и называл процесс его осознания одним из важнейших в личностном росте человека.
В
данном разделе мы рассмотрели кратко
основные идеи Карла Юнга. Итак, Юнг – швейцарский психиатр,
основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической
психологии. Задачей
аналитической психологии Юнг считал
толкование архетипических образов, возникающих у
пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого
видел источник общечеловеческой символики,
в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии,
по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических
типов Юнга, разделяемых
по установкам – интровертность и экстравертность,
и по сочетанию функций – мышления, чувствования,
интуиции и ощущения.
2.2 Индивидуальная психология Альфреда Адлера
А.Адлер (1870-1937). После окончания медицинского факультета начал работу как врач-офтальмолог. Скоро, однако, заинтересовался психиатрией и неврологией. В 190-1910 года Адлер становится членом, а затем и первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии.
После первой мировой войны Адлер занялся вопросами образования, создав воспитательную клинику, а затем и экспериментальную школу. Адлер работал как с учителями, так и с родителями. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.
В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.
Адлер был не согласен с положениями Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Адлер считал, что чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.
Адлер подчеркивал, что общественные интересы оказывают влияние на формирование личности человека. В то же время Адлер считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.
Наиважнейшим вкладом Адлера в психологию является его мысль о целостности и уникальности личности. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". «Я» Адлера представляет собой личностную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл.
Адлер структурировал Теорию личности. Вот ее основные положения:
1) фиктивный финализм;
2) стремление к превосходству;
3) чувство неполно ценности и компенсации;
4) общественный интерес (чувство общности);
5) стиль жизни;
6) творческое Я.
Для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противовес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди – не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются определенными стимуляторами, необходимыми для развития личности. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.