Контрольная работа по «История психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Платон (427 – 347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Наибольшее место психологическим проблемам Платон отводит в сочинениях – диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Содержание

1.Психологические воззрения Платона
2.Психологические знания в Средневековой Европе (А. Августин, Ф. Аквинский, У. Оккам)
3.Психологические воззрения Б. Паскаля
4.Психологические воззрения Д. Юма
5.Психологические взгляды Французского просвещения (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк)

Работа содержит 1 файл

КР История психологии Вариант 266.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

  5. Психологические взгляды Французского просвещения (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк) 

Жюльен Ламетри (1709-1751) – французский философ, врач,  представитель французского материализма и атеизма 18 в. Изучал богословские науки, физику и медицину.

В своей теории, изложенной в труде «Человек-машина», Ламетри соединил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел. Душа действительно существует, но ее невозможно отделить от тела. Поскольку тело – машина, то и человека в целом со всеми его душевными способностями представляет собой всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат.  
Существует единственная субстанция – материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения.  
Источником активности человека служат его потребности. Потребности Ламетри понимает натуралистически: основными для человека являются его потребности как природного существа (в пище, в наслаждениях и т.п.). Поэтому и счастье состоит в удовлетворении органических потребностей и в телесных удовольствиях. Высшие удовольствия производны от чувственных и доступны немногим людям.  
Человек и животное не есть «автоматы», только реагирующие на раздражители извне. Это активные организмы со своими потребностями, которые они должны удовлетворять, а это вызывает необходимость психической деятельности.

Он полагал, что  развитие общества определяется успехами просвещения, а так же деятельностью  выдающихся людей. 

Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780) – французский философ и священник.

Познакомившись  с Д. Дидро, Кондильяк активно  работал над созданием «Энциклопедии». В 1754 году Этьен Бонно Кондильяк опубликовал свою фундаментальную работу «Трактат об ощущениях», в котором сделал попытку объяснить все способности человека из ощущений.

При этом он использовал  следующий методический прием: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств. Кондильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Осознавая гипотетичность своих построений, Кондильяк был убежден в истинности получаемых выводов, которая подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нем. Оно становится вниманием либо потому, что оно одно имеется налицо, либо потому, что оно сильнее всех других ощущений. Следовательно, внимание есть ощущение.

С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое  и наличное. Постепенно внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения  является выяснение отношения между идеями — суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Так, Э. Кондильяк прослеживает образование познавательных деятельностей. Удовольствие и неудовольствие — это обязательные эмоциональные спутники ощущений. Если статуя получает обонятельные ощущения, связанные только с неудовольствием, она будет полна неприятным запахом, но у нее не будет стремления освободиться от него. Это стремление возникает лишь после того, как она будет знать другие — приятные — ощущения. Из их сравнения возникает потребность: это внутренняя неудовлетворенность статуи, стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. Природа потребностей вторична, они — результат познания.

На основе потребностей возникает воображение как стремление восстановить образ, отвечающий потребности. Потребность вместе с активным стремлением создают в статуе желание или волю.

Таким образом, все деятельности души суть измененные ощущения, их превращения. И все они  являются результатом только обоняния. Несмотря на полное одиночество статуи, в ней возникают человеческие чувства и мысли. Здесь Кондильяк полностью игнорирует социальную обусловленность сознания.

Обладание другими  ощущениями — вкусом, слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет душевной жизни статуи. Коренным образом ее изменяет чувство сопротивления от соприкосновения, т. е. осязание. С осязанием ощущения, которые прежде переживались как собственные внутренние состояния» начинают проецироваться на внешний предмет и превращаться в качества этого предмета. Таким образом, переход от своих ощущений к выводу о существовании других тел осуществляется не с помощью рассуждения» а посредством одного лишь ощущения.

Ощущение твердости  есть как бы мост, переброшенный между душой и внешними объектами. Представления об углах, расстоянии и других пространственных характеристиках мира человек получает в опыте осязания. Опыт же дает знания о временных отношениях. Так, опираясь на осязание, Кондильяк обосновывает существование объективной реальности. Этому же служит складывающийся в опыте вывод о зависимости существования статуи от внешних вещей. Развиваемая Кондильяком теория восприятия имеет сходство с теорией Беркли и разделялась всей эмпирической психологией.

В трактовке  мыслительных процессов — суждении, умозаключении — Кондильяк, как  и другие философы-материалисты, стоял  на позициях материалистического сенсуализма, по существу, не отличая ощущения от мышления. Мышление, по Кондильяку, не только основывается на ощущении, но «суждение, размышление, желание, страсть и т. п. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях».

Кондильяк замечает, что многое из того, что происходит в нас, ускользает от самонаблюдения. Вообще «мы представляем себе искаженно то, что происходит в нас». Поэтому необходимо известное искусство, чтобы «...распознать все то, что в нас имеется». В этих замечаниях указывается на трудности самонаблюдения.

Информация о работе Контрольная работа по «История психологии»