Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:38, контрольная работа
Платон (427 – 347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Наибольшее место психологическим проблемам Платон отводит в сочинениях – диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».
1.Психологические воззрения Платона
2.Психологические знания в Средневековой Европе (А. Августин, Ф. Аквинский, У. Оккам)
3.Психологические воззрения Б. Паскаля
4.Психологические воззрения Д. Юма
5.Психологические взгляды Французского просвещения (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк)
5. Психологические взгляды Французского
просвещения (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк)
Жюльен Ламетри (1709-1751) – французский философ, врач, представитель французского материализма и атеизма 18 в. Изучал богословские науки, физику и медицину.
В своей теории,
изложенной в труде «Человек-машина»,
Ламетри соединил сенсуализм с учением
Декарта о машинообразности поведения
живых тел. Душа действительно существует,
но ее невозможно отделить от тела. Поскольку
тело – машина, то и человека в целом со
всеми его душевными способностями представляет
собой всего лишь чувствующий, мыслящий
и стремящийся к наслаждению автомат.
Существует единственная субстанция –
материя, обладающая свойствами протяжения,
мышления и движения.
Источником активности человека служат
его потребности. Потребности Ламетри
понимает натуралистически: основными
для человека являются его потребности
как природного существа (в пище, в наслаждениях
и т.п.). Поэтому и счастье состоит в удовлетворении
органических потребностей и в телесных
удовольствиях. Высшие удовольствия производны
от чувственных и доступны немногим людям.
Человек и животное не есть «автоматы»,
только реагирующие на раздражители извне.
Это активные организмы со своими потребностями,
которые они должны удовлетворять, а это
вызывает необходимость психической деятельности.
Он полагал, что
развитие общества определяется успехами
просвещения, а так же деятельностью
выдающихся людей.
Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780) – французский философ и священник.
Познакомившись с Д. Дидро, Кондильяк активно работал над созданием «Энциклопедии». В 1754 году Этьен Бонно Кондильяк опубликовал свою фундаментальную работу «Трактат об ощущениях», в котором сделал попытку объяснить все способности человека из ощущений.
При этом он использовал следующий методический прием: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств. Кондильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Осознавая гипотетичность своих построений, Кондильяк был убежден в истинности получаемых выводов, которая подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нем. Оно становится вниманием либо потому, что оно одно имеется налицо, либо потому, что оно сильнее всех других ощущений. Следовательно, внимание есть ощущение.
С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое и наличное. Постепенно внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношения между идеями — суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Так, Э. Кондильяк прослеживает образование познавательных деятельностей. Удовольствие и неудовольствие — это обязательные эмоциональные спутники ощущений. Если статуя получает обонятельные ощущения, связанные только с неудовольствием, она будет полна неприятным запахом, но у нее не будет стремления освободиться от него. Это стремление возникает лишь после того, как она будет знать другие — приятные — ощущения. Из их сравнения возникает потребность: это внутренняя неудовлетворенность статуи, стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. Природа потребностей вторична, они — результат познания.
На основе потребностей возникает воображение как стремление восстановить образ, отвечающий потребности. Потребность вместе с активным стремлением создают в статуе желание или волю.
Таким образом, все деятельности души суть измененные ощущения, их превращения. И все они являются результатом только обоняния. Несмотря на полное одиночество статуи, в ней возникают человеческие чувства и мысли. Здесь Кондильяк полностью игнорирует социальную обусловленность сознания.
Обладание другими ощущениями — вкусом, слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет душевной жизни статуи. Коренным образом ее изменяет чувство сопротивления от соприкосновения, т. е. осязание. С осязанием ощущения, которые прежде переживались как собственные внутренние состояния» начинают проецироваться на внешний предмет и превращаться в качества этого предмета. Таким образом, переход от своих ощущений к выводу о существовании других тел осуществляется не с помощью рассуждения» а посредством одного лишь ощущения.
Ощущение твердости есть как бы мост, переброшенный между душой и внешними объектами. Представления об углах, расстоянии и других пространственных характеристиках мира человек получает в опыте осязания. Опыт же дает знания о временных отношениях. Так, опираясь на осязание, Кондильяк обосновывает существование объективной реальности. Этому же служит складывающийся в опыте вывод о зависимости существования статуи от внешних вещей. Развиваемая Кондильяком теория восприятия имеет сходство с теорией Беркли и разделялась всей эмпирической психологией.
В трактовке
мыслительных процессов — суждении,
умозаключении — Кондильяк, как
и другие философы-материалисты, стоял
на позициях материалистического
Кондильяк замечает, что многое из того, что происходит в нас, ускользает от самонаблюдения. Вообще «мы представляем себе искаженно то, что происходит в нас». Поэтому необходимо известное искусство, чтобы «...распознать все то, что в нас имеется». В этих замечаниях указывается на трудности самонаблюдения.
Информация о работе Контрольная работа по «История психологии»