Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:38, контрольная работа
Платон (427 – 347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Наибольшее место психологическим проблемам Платон отводит в сочинениях – диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».
1.Психологические воззрения Платона
2.Психологические знания в Средневековой Европе (А. Августин, Ф. Аквинский, У. Оккам)
3.Психологические воззрения Б. Паскаля
4.Психологические воззрения Д. Юма
5.Психологические взгляды Французского просвещения (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк)
Федеральное агентство образования -------------- области
------------
Педагогический Университет имени ----------
Факультет
психологии
Контрольная
работа по дисциплине:
«История психологии»
Вариант 2
Выполнила
студентка ---- (--- лет)
группа ----------
-------------------------
Проверил
_______________________
_______________________
-------, 2011
г.
Содержание:
1.Психологические
воззрения Платона.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.), древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Наибольшее место психологическим проблемам Платон отводит в сочинениях – диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».
Его идея заключалась в том, что подлинное бытие есть мир идей, а не материальный мир. Материальный мир, это не что иное, как смертное и проходящее. Материальный мир сотворён Богом из четырёх стихий: огня, воздуха, земли и воды. Также существует мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Душа является бессмертной, в отличие от тела, и прибывает в нём временно. Платон, для доказательства бессмертия души, пользовался несколькими аргументами. Во-первых, трансформация живого в неживое и наоборот возможна только при наличии души, которая вселяется в рождающееся тело, то есть душа существует вечно, еще до рождения и после смерти. Во-вторых, знания человека, есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти. В-третьих, вне тела душа пребывает в божественно мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна. В-четвёртых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти.
По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее обще человеку вместе с животными и растениями. Это вожделеющее, неразумное начало, находящееся в брюшной полости. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: она чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание — в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека. Другое — разумное начало, находящееся в голове, противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало — яростный дух, локализующийся в груди. Этой частью человек «раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку».
Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является «попечение обо всей душе в целом... начало же яростное должно ей подчиняться и быть союзником».
Реальное соотношение
частей души далеко от идеала. В душе происходит
настоящая распря между вожделеющим и
разумным началами.
2. Психологические
знания в средневековой Европе
(А. Августин, Ф. Аквинский, У. Оккам)
Аврелий Августин (354-430) - был епископом и христианским мыслителем, сделавшим попытку интегрировать идеи Платона в христианскую доктрину. Он считал, что душа – это самостоятельная, бессмертная субстанция, не являющаяся материальным душевным свойством. Душа бессмертна, так как бессмертны идеи, рожденные ей. Она содержит такие функции как мышление, память, воля, имея определенное превосходство над телесной сущностью. Тело должно подавлять плотские устремления, не способствующие познанию, которое в свою очередь осуществляется душой.
Аврелий Августин
выдвинул идею превосходства воли над
разумом, так как действие человека обусловлено
его волей, являющейся основой духовной
жизни человека. Душа человека содержит
идеи с рождения, а извлечь их можно с помощью
воли. Причиной познания является Бог,
а познать божественную истину можно только
с помощью воли, а не разума.
Фома Аквинский (1225-1274)
В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. «схоластикос» - ученый, школьный). Этот особый тип философствования сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснования христианскому вероучению.
В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. Появившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский, учение которого позже было канонизировано в папской энциклике как истинно католическая философия и получило название томизма.
Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины. У ее истоков стоял Ибн-Рошд, опиравшийся на Аристотеля. Его последователи в европейских университетах (аверроисты) полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности мира, а не его сотворении, об уничтожаемости, а не бессмертии индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.
Фома же отстаивал одну истину – религиозную, нисходящую свыше. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция двойственной истины восторжествовала, став идеологической предпосылкой успехов философии и естественных наук.
Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
Понятие об интроспекции
выступило как опора модернизированной
теологической психологии у Фомы Аквинского.
Работу души он представил в виде следующей
схемы: сначала она совершает акт познания
– ей является образ; затем осознает, что
ею произведен этот акт; наконец, проделав
обе операции, душа возвращается к себе,
познавая уже не образ и не акт, а самое
себя как уникальную сущность. Перед нами
– замкнутое сознание, из которого нет
выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
Уильям Оккам (1285-1349)
Энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам. Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.
Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием "бритвы Оккама"), согласно которому не следует умно жать сущности без надобности. Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом:
"Бесполезно
делать посредством многого то, что можно
сделать посредством меньшего". Это
правило стало основой своего рода закона
экономии в психологии.
3.
Психологические воззрения Б. Паскаля
Паскаль Блез (1623 - 1662) - французский религиозный философ, ученый, писатель-моралист и полемист, создатель своеобразной «философии сердца» и философской антропологии.
Огромный вклад в развитие человечества Паскаль внес, создав первую счетную машинку «Паскалево колесо», шприц и гидравлический пресс, усовершенствовал конструкцию барометра. Он был сторонником индуктивного метода и считал, что наука должна быть автономной по отношению к философии, а разум должен полностью подчиняться фактам.
Так же он стал создателем оригинальной системы представлений о человеке. Сущность человека двойственно проявляется в его величии и ничтожестве. Величие заключается в способности человека к мыслительным процессам, познаванию и обретению способности к добру. Ничтожество же заключается в осознании своей бытийной сущности. Наряду с осознанием бытийной сущности человек, рано или поздно, осознает свое познавательное ничтожество, проявляющееся в невозможности понять всё. Так существует еще одно ничтожество, ничтожество нравственное, связанное с человеческой суетностью и самолюбием. Он считал, что суетность выражается в постоянном тщеславном стремлении человека приукрасить себя в погоне за славой; что самолюбие мешает человеку избавиться от своих недостатков. Таким образом, человек всего лишь обличие лжи, притворства и лицемерия по отношению, как к самому себе, так и к другим. И поэтому вся жизнь человеческая – есть постоянная иллюзия.
Так же Блез Паскаль выдвинул тезис о том, что человеческое существование есть форма парадоксального единства. Акцентируя внимание на гедонистической сущности человека, видел причину стремления человека к развлечениям в том, что это есть способ бегства от самого себя. Без развлечений человек углубляется в самого себя, осознавая своё ничтожество. Именно поэтому он считал, что человеку нужна суета, которая отвлекает его от мыслей о все различных болезнях и неизбежной смерти. В суете у человека появляется иллюзия счастья. Другой степенью обретения счастья является стремление к покою. Вся жизнь протекает в борьбе между суетой и покоем. Но победа одного над другим не предвещает ничего хорошего, так как если суета победит, то человек потеряет самого себя, в то время как победа покоя означает уход в пессимистические мысли и овладение человеком тоски, отчаяния и страха перед бездной Небытия.
В 1654 году, вступив
в мистический акт с Богом, Блез Паскаль
принял решение удалиться от мирских дел,
посвятив себя Господу. С этого времени
Паскаль проводил модернизацию своего
учения о человеке, добавив в него некоторые
положения, например: Господь даровал
человеку совершенную природу, которую
человек разрушил первородным грехом.
Именно этот первородный грех ввел человека
в осознание своего ничтожества. Человеческий
разум не способен постигнуть тайну первородного
греха. Крайне важной способностью человека
является его надежда на будущее, то есть
на жизнь в потустороннем мире и способность
эта строится исключительно на вере.
4. Психологические
воззрения Д. Юма
Дэвид Юм (1711-1776)
– английский философ, историк и экономист.
Получил юридическое образование в университете
Эдинбурга.
В работе "Трактат о человеческой природе"
(1739-1740) Юм говорит о необходимости применить
экспериментальный метод к изучению человеческой
природы. Только познав и объяснив "величие
и силу человеческого разума", можно
добиться прогресса во всех остальных
областях знания. Содержание человеческого
разума, по Юму, включает в себя перцепции,
"восприятия", которые разделяются
на 2 класса: "впечатления" и "идеи".
В основу их различения положены 2 критерия:
1) сила и яркость, с которыми впечатления
и идеи выступают в разуме человека; 2)
порядок и временная последовательность
их появления. Восприятия, "которые
входят в сознание с наибольшей силой"
относятся Юмом к впечатлениям (ощущения,
аффекты и эмоции). Идеи - "слабые образы
этих впечатлений в мышлении и рассуждении".
То есть Юм не видит фактически различия
между чувствованием и мышлением, сводит
его лишь к степени их интенсивности.
Первичным элементом психического опыта
является впечатление, а идея вторична
и зависит от него. В этом проявляется сенсуализм Юма, отрицание концепции
врожденных идей.
Юм выделяет простые впечатления и сложные,
являющиеся различными комбинациями первых.
В основе комбинирования простых представлений
лежат принципы ассоциации, согласно которым
одна идея естественно вызывает другую.
Юм описывает 3 вида оснований, по которым
осуществляется соединение идей: сходство,
смежность во времени или пространстве,
причина и действие. Тем самым он продолжает
развитие ассоциативной теории и вводит
новый вид ассоциаций - причина - следствие,
или необходимая связь.
Учение о причинности, по мнению Юма, -
не более чем продукт веры в то, что за
одним впечатлением, появится другое.
Причинные связи - вид ассоциации представлений,
возникающих в опыте субъекта. В причинно-следственной
связи имеют место 2 важных элемента: 1)
смежность и последовательность и 2) необходимая
связь. Смежность и последовательность
известны человеку из опыта; необходимая
же связь не проверяется опытом, а выводится
как заключение. Юм указывает, что заключение
опирается, во-первых, на опытную проверку
постоянной связи, и, во-вторых, на склонности
людей делать заключение на основании
наблюдавшихся в прошлом действий объектов
и экстраполировать выводы на подобные
же действия этих объектов в будущем. Юм
считает, что именно привычка позволяет
нам исходить из опыта, ибо в ней - основание
всех наших заключений, касающихся будущего.
Источник же уверенности в правильности
суждения - не теоретическое знание, а
"вера" (чувство), которая отличает
суждения от вымыслов и воображения. Она
устанавливает "необходимую связь"
и вселяет убеждение в том, что за явлением,
называемым причиной, должно идти его
следствие и, наоборот - у каждого следствия
есть своя причина.
Аффекты изначально присущи человеческой
природе; они независимы от рассудка и
не управляются им. Прямые аффекты непосредственно
зависят от удовольствия и боли (желание,
неприязнь, печаль, радость, надежда, страх,
отчаяние, спокойствие). Косвенные - производны
от них (гордость, покорность, честолюбие,
тщеславие, любовь, ненависть, щедрость
и т.д.). Эмоции относятся Юмом к сфере личности,
"Я". Воля тоже рассматривается им
как вид впечатления, "которое мы пережимаем
и сознаем, когда сознательно даем начало
какому-нибудь новому движению нашего
тела или новой перцепции нашего духа".
Учение Юма представляло собой эмпиризм,
доведенный до логической крайности и
породивший ряд противоречивых тенденций
(иррационализм, скептицизм).
Информация о работе Контрольная работа по «История психологии»