Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:44, контрольная работа
Документ: «Заявление глав государств республик Беларусь, РСФСР, Украины» (8 декабря 1991 года) Каковы политические, территориальные и другие последствия принятия данного документа.
Задание
№4
Документ: «Заявление глав государств республик Беларусь, РСФСР, Украины» (8 декабря 1991 года) Каковы политические, территориальные и другие последствия принятия данного документа.
«Заявление глав государств республик Беларусь, РСФСР, Украины» (8 декабря 1991 года) констатировало факт распада Союза Советских Социалистических республик, хотя строго говоря, распад СССР – это не факт, а процесс, который имел ряд причин и разрушительных последствий. Также в данном «Заявлении…» объявлялось о подписании Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Политические последствия.
«Заявление…»
- итог серьезных политических изменений
в СССР. К моменту опубликования
данного документа союзные
В сложившейся ситуации Б.Н. Ельцин в тот же день издал Указ № 61, в соответствии с п. 1 которого Президент Российской Федерации “до созыва внеочередного Съезда народных депутатов СССР переподчинил непосредственно себе все органы исполнительной власти Союза ССР, включая КГБ СССР, МВД СССР, Министерство обороны СССР”2. А в октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов РСФСР, заявил: “Настало время сказать четко и ясно – в России одна власть: российский Съезд и Верховный Совет, российское Правительство, российский Президент!”3.
В этих условиях, в тайне от других руководителей союзных республик главы государств и правительств Беларуси, РСФСР и Украины как государств – учредителей Союза ССР, подписавших Союзный договор 1922 г., заключили Соглашение “О создании Содружества Независимых Государств”, в котором констатировали, что “Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”4. Но для того, чтобы данное соглашение стало легитимным, необходимо было его ратифицировать высшими законодательными органами государственной власти РСФСР, Белоруссии и Украины, максимально расширить круг участников Содружества, а также преодолеть возможное сопротивление остатков союзной государственности в лице Президента и Верховного Совета СССР. Все три задачи были решены без осложнений. Соглашение о создании СНГ Верховные Советы РСФСР, Украины и Белоруссии ратифицировали большинством голосов в течение четырех дней. Реакция других республик оказалась хотя и неоднозначной, но в целом положительной. 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде по инициативе президентов Туркменистана и Казахстана состоялась встреча президентов пяти центрально-азиатских государств. Итогом стало Заявление, в котором стороны выразили солидарность с Беловежским соглашением. Для обсуждения вопросов, касавшихся формирования СНГ, было предложено провести встречу глав республик бывшего СССР. Армения, Киргизия и Азербайджан уже к 11 декабря 1991 г. заявили о присоединении к СНГ. 21 декабря 1991 г. главы одиннадцати государств на встрече в Алма-Ате подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, фиксировавший присоединение к Содружеству Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана (на правах учредителей). Грузия была представлена наблюдателем; позднее, в декабре 1993 г., она стала полноправным членом Содружества.
Третья проблема также была решена бесконфликтно. Верховный Совет СССР выразил “понимание” Беловежского соглашения “как реальной гарантии выхода из острейшего политического и экономического кризиса”5. Президент СССР М.С. Горбачев 25 декабря 1991 г. объявил о своей отставке. Условия его добровольной отставки были определены решением Совета глав государств СНГ 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Вслед за этим над Верховным Советом СССР был спущен Государственный флаг Союза ССР.
Таким образом, главным политическим последствием «Беловежских соглашений» стал фактический распад СССР, были ликвидированы союзные органы власти, а также был создан наднациональный союз бывших советских республик – СНГ.
Территориальные последствия.
После распада СССР, на политической карте мира образовались 15 самостоятельных государств. Однако, самоопределиться хотели не только бывшие республики СССР, а также национальные и административные территории, входившие в состав этих республик. Объявили о своей государственной независимости Татарстан и Чечня. На протяжении 1992—1993 гг. Вологодская область заявила о своей государственной независимости, в Малом Совете Московской области обсуждался вопрос об объявлении республики Московия, Екатеринбурге была провозглашена Уральская республика, сепаратистские тенденции ярко проявились в Сибири и на Дальнем Востоке. Такие настроения не раз приводили к решению вопроса силовыми методами, что расширяло географию «горячих точек».
В настоящее время, в соответствии с Федеративным Договором, заключенным 31марта 1992г. между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти 89 субъектов федерации. В их состав входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт–Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.
Что же касается Содружества независимых государств, то оно не имеет тех полномочий, какие имел СССР. СНГ объединяет под своей эгидой 12 государств, но все декларации и документы, принятые государствами, входящими в состав СНГ, имеют рекомендательный характер. СНГ не является союзом государств, каким был СССР, оно не имеет наднациональных органов власти и, соответственно не имеет юридической силы в качестве самостоятельного государственного образования.
Иные последствия «беловежских соглашений».
Мнения историков и публицистов в оценке последствий распада СССР сильно расходятся. То же самое можно сказать и о том, как оценивают данное событие представители власти. Если Ельцин оценивал распад СССР как освобождение национальных властей от засилья центра, то его приемник – Путин В.В. в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года говорит о том, что «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века»6. «Оценивая недавнее прошлое страны, В.В. Путин, по сути, в той или иной степени увязал все основные беды и несчастья, выпавшие на долю россиян в 90-е годы минувшего века, именно с фактом крушения СССР. И это не только большая геополитика, в «жерновах» которой, как известно, были безжалостно «перемолоты» судьбы миллионов «наших сограждан и соотечественников», а по-иному — обычных советских людей. Тут и «эпидемия распада», которая, «к тому же, перекинулась на саму Россию», тут — нарушившая целостность страны «террористическая интервенция» и последовавшая за ней позорная «хасавьюртовская капитуляция», к которой, добавим уже от себя, «приложил руку» не один яркий персонаж 91-го года, тут — засилье «олигархических группировок», массовая бедность «как норма», тяжелейший экономический спад и паралич социальной сферы... Но если это так, то все, что после 2000 года было предпринято новым государственным руководством России для кардинального улучшения ситуации в стране, можно считать, в то же время, работой по преодолению наиболее тяжких внутригосударственных последствий крушения Союза ССР»7 . (Интерпретация З. А. Станкевича)
«Минувшие после Беловежья годы не оставили сомнений, что распад СССР отбросил Россию и все суверенные государства ближнего зарубежья далеко назад, повлек за собой тяжелые, ничем не оправданные материальные, социальные и нравственные потери для всех наций и народностей, социальных слоев и групп, для большинства людей, разлученных со своими близкими. После развала Союза ССР за пределами Российской Федерации оказалось свыше 25миллионов соотечественников – русских – и около млн. лиц других национальностей – россиян. Усиление антирусских настроений, обострение социально–политической ситуации в республиках бывшего Союза, тяжелейший экономический кризис, дискриминация и нарушение общепринятых международным сообществом прав и свобод некоренных национальностей, расширение географии «горячих точек», межнациональных конфликтов ведут к дестабилизационным процессам в республиках и значительному росту миграционных потоков. Уже сегодня в Российскую Федерацию прибыло более 3млн. вынужденных переселенцев и экономических мигрантов. Эта цифра была бы намного больше, если бы миллионы других русских получили материальную помощь для переезда и обустройства на новых местах жительства»8. (Мнение Жукова В.И.)
Значение столь масштабных
Список литературы.
Список источников.
Вопрос: М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев, их влияние на политику Александра I.
Два политических деятеля Александровкой эпохи – М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев – это две разных направления внутренней политики Александра I. Если с именем Сперанского, связан либеральный период правления царя, связанный с проведением реформ, направленных на смягчение самодержавия, то с именем Аракчеева связан консервативный этап царствования Александра, отказ от прежнего курса реформ, реакционная политика.
К моменту, когда М.М. Сперанский был приближен к царю, уже был проведен ряд либеральных реформ. Открывались университеты, лицеи, гимназии. Принимались меры к облегчению положения крестьян. Александр прекратил раздачу государственных крестьян во владение помещикам. В 1803 г. был принят указ о «вольных хлебопашцах».
На первых порах Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г . вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Требовался принципиально новый подход к решению задачи. Именно этот подход и должен был найти М.М. Сперанский.
Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806 года Сперанский сближается с государем, во время болезни Кочубея, он был послан с докладом к Александру, царь «был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад»1. Затем Александр взял Сперанского на встречу с Наполеоном в Эрфурте для докладов по гражданским делам. Именно там, Александр решил привлечь Сперанского к разработке государственных реформ. По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.
В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой — всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
Все власти — законодательная, исполнительная и судебная — соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Информация о работе Контрольная работа по "История отечества"