Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:45, контрольная работа
Контрольная работа содержит ответы на вопросы:
1.Показать в чем отличие десятичной и дворцово-вотчинной системы управления. Когда они возникли? До какого времени существовали?
2.Объяснить чем отличалось управление в Новгородской земле от остальных русских княжеств.
3.Когда появилась приказная система управления? Чем она отличалась от дворцово-вотчинной системы управления?
Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей. Сословное деление в России вырастало не столько из социально-экономического развития, сколько из потребностей государства, активно воздействовавшего на развитие общества, и было одновременно явлением духовно-нравственным, особой формой духовного служения. Выборные являлись на Земские соборы не только для того, чтобы информировать высшую власть о своих нуждах. Земский собор не отделим от власти царя и Боярской думы, в принципе не мог быть оппозиционным органом и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным, ни только совещательным органом (а иногда выполнял и отдельные функции исполнительной власти). В этом также проявляется цивилизационная особенность русской православной государственности — самодержавия как соборной сословной монархии, где представительные органы, обладая реальной властью, выступают не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя, играют видную роль лигитимации новой династии.
Вопрос 5. Показать, чем
коллегиальная система
В XVI-начале XVIII органами центрального управления оставались приказы. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа.
I этап-1699гг. –когда ряд приказов были объединены под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждения).
II этап- Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий, созданные по образцу тех, которые существовали в Дании, Швеции, Германии, Франции.
Приказы были преобразованы, потому что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода о феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администрации и т.д.). Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным, нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.
Коллегии в основном создавались на базе старых учреждений и являлись их правопреемниками, хотя акты об учреждении коллегии и их устройстве не касались порядка ликвидации старых ведомств. Старые приказы или заменялись коллегиями, или несколько старых ведомств преобразовывались в новую коллегию
Структура коллегии: присутствие, президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Имелась канцелярия, в которую входил секретарь, нотариус, регистратор, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату, а ей подчинялся местный аппарат. С 1720 года для коллегий был введен единый «Государственный регламент» 156 глав).
В отличии от приказов коллегии
строились по функциональному принципу
и наделялись компетенцией в соответствии
с возложенными на них функциями.
Каждая коллегия имела свой круг ведомств.
Другим коллегиям запрещалось
В приказной системе управления России не было приказов, осуществлявших единое руководство промышленностью и торговлей. Потребности государства в развитии этих отраслей обусловили появление Коммерц-колегии и Мануфактур-колегии.
С образованием коллегий было ликвидировано
двойное руководство
Таким образом, потребности
Задание 6. Как было организовано городское самоуправление на основе Жалованной грамоты городами 1785 года?
Для второй половины XVIII в. характерно развитие сословного управления в России в отличие от Запада, где разрушались феодальные устои, сословные перегородки в обществе и государственном управлении, формировались общедемократические властные и представительные органы.
До 1775 г. города, имея 4% населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые неоднократно реформировались. В городах действовали магистраты, городничие, ведущие функциональную родословную от городских приказчиков.
Манифестом о созыве уложенной комиссии от 14 декабря 1766г. введены новое понятие «город» как тяглая и юридическая единица, выборные городские головы. Обозначилось несоответствие качества управления городами интересам абсолютизма в связи с усилившимся формированием капиталистического социально-экономического уклада. По губернской реформе 1775 г. город получил статус самостоятельной административной единицы, управлял которой городничий. Он получил высокий должностной статус, назначался сенатом из отставных офицеров-дворян. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры.
«Грамота на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г, позже получившая название «Жалованной грамоты городам» стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления. При разработке ее использованы «Прусский ремесленный устав» 1733 года, Законодательство городов Лифляндии, Эстляндии, «Положение о маклере» 1699г, Цеховные уставы Швеции, России, «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775г., «Устав благочиния» 1782г. Закон сохранил государственное городское управление, предусмотрел подчиненное ему общественное управление, подчинил цеховое ремесленное организационное устройство. Он определил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших его бургомистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей. Общественное управление действовало на правовой государственной основе и было представлено: градским обществом, общей городской думой, шестигласной думой, городским головой.
Высшим органом являлось градское общество, на собрании которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, довольно большим состоянием и капиталом. Лишались права голоса в городском собрании жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.
По имущественному состоянию и роду занятий «городские обыватели» разделены на шесть сословных разрядов: 1) владельцы домов, земель; 2) купцы трех гильдий; 3) цеховые ремесленники; 4) иногородние и иностранные гости; 5) именитые граждане; 6) посадские –цеховые, имеющие капитал.
Градское общество имело право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.
Собрания общества проводились по каждому из шести разрядов «городских обывателей» с дозволения губернатора, по его приказанию раз в три года, выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.
Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы. Она работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует». Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами.