Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:14, контрольная работа

Описание работы

1. “Норманнская теория происхождения Древнерусского государства”
2. «Значение принятия христианства на Руси»
“ВЛИЯНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ”.

Работа содержит 1 файл

происхождение древнерусского гос-во.docx

— 32.41 Кб (Скачать)
 

   

Практическая  работа №2

1. “Норманнская теория  происхождения Древнерусского  государства”

Основой для  выполнения практической работы по данной теме могут помимо учебной литературы послужить:

-   соответствующие материалы хрестоматии (выдержки из “Повести временных лет” о призвании варягов)

-   статьи А.П. Новосельцева “Образование Древнерусского государства и первый его правитель”. (Вопросы истории. 1991, №2,3); В. Паранина “Корела, она же Русь Начальная”. (“Родина”. 1995, №1); К. Иванова “Где расположена родина русов? Ещё раз о Несторе и забытой норманнской теории”. (“Родина”. 1995, №11).

Цель вашей  работы состоит в аргументированном  ответе на вопрос о роли варягов  в формировании древнерусской государственности. Повествование раннего русского историка монаха-летописца Нестора  в “Повести временных лет” о  призвании варягов на русскую  землю для наведения порядка (“Земля наша велика и обильна, но наряда  в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами”) нашло в дальнейшем противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать  немецких ученых-историков Готлиба  Байера, Герерда Миллера и Августа  Шлецера. Будучи приглашенными в  Россию в 18 веке в период правления  Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой теории и её сторонники преувеличивали роль скандинавских  воинов в становлении государственности  на Руси. Одним из первых противников  этой теории был М.В. Ломоносов, доказывающий абсолютную самобытность славянской государственности.

В практической работе следует выявить своё отношение  к двум полярным точкам зрения.

Часть историков  продолжает связывать с призванием варягов образование древнерусского государства и предлагает рассматривать  этов общем контексте европейской  истории. Основания для этого  есть: период с конца VIII по XI век - это  время викингов в Европе , походов  скандинавов в Западную Европу , когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХIв. скандинавы образовали норманнское Королевство  в Сицилии). Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем  у скандинавов формы общественной и политической жизни, военная демократия викингов становилась организующим элементом, катализатором для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе.

В этом же контексте - и временном, и общественно-политическом - предлагается рассматривать призвание варягов на Русь. Из предыдущего положения следует, что в восточнославянских землях процесс образования государства шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.

В этом случае название Русь производят от финского Ruotsi (Швеция, шведы), которое в свою очередь  происходит от шведского - гребцы, гребля. Заметьте , Швеция давно признала Рюрика "своим", недалеко от Стокгольма ему поставлен памятник.

У этой позиции  много противников. Поставлен вопрос, а действительно ли варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи давно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах, в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы - это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами, полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги - это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л.Н.Гумилев считает, что русы - это скорее, племя южных германцев. Однако точных оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы), практически нет.

В последние  два-три года появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревне жили в  районе Новгорода, и именно дружина  западных славян была приглашена новгородцами.

Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о гипотезах.

Безусловно, сам  факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Приглашенные предводители рюриковской наёмной  рати в дальнейшем, очевидно, приобрели  функции арбитров, возможно, гражданскую  власть.

Другая точка  зрения антинорманнистов - отрицание  роли скандинавов в политических процессах - противоречит известным  фактам. Смешение родов и племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с  ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и  южнорусских племён – всё это  характерные черты продвижения  славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла  к рубежу образования большого раннесредневекового  государства. И викинги, как и  в Западной Европе, стимулировали  этот процесс (см. тему №2).

Обратите внимание, практически споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик  и откуда изначально произошло слово  Русь. Расширять пределы спора  и переносить его на процесс возникновения  Древнерусского государства нет  оснований. Становление государственности - это длительный процесс , развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответствующей общественной структуры. Как уже отмечалось, этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод не мог определить ни его ход, ни исход.

Бoльшую сложность  для практической работы представляет доказательство того положения, что  государство как результат внутреннего  развития не может быть привнесено извне. Этот процесс длительный и  сложный. Для возникновения государственности  нужны соответствующие условия. Какие? На этот вопрос и должна ответить ваша практическая работа.

Подумайте и  о других причинах, по которым нельзя признать варягов создателями государственности  для славян. Имеются ли заметные следы влияния варягов на социально-экономические  и политические институты славян, на их язык и культуру? На Руси был  только русский язык. Договоры Х века с Византией, посольство киевского князя, включая варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии.

Литература, предлагаемая вам для ознакомления, поможет  дать объективный аргументированный  ответ о влиянии варягов на становление русской государственности.

 

2. «Значение принятия  христианства на  Руси»

Основой для  выполнения практической работы по данной теме- помимо учебной литературы- являются:

·      Соответствующие материалам хрестоматии:документ №1- Летописные предания о крещении князя Владимира (из «Сокращенного курса Русской истории» С. Ф. Платонова), решение князя Владимира о выборе веры (из «Чтений и рассказов по истории России» С. М. Соловьёва).

·      Статья Н. И. Цимбаева «До горизонта - земля! » (Вопросы философии. 1997., № 1).

·      Глава II «Киевская Русь. Падение Перуна. Становление христианства на Руси» из «Истории государства российского (IX - XVI века)». М. Изд. «Книжная палата». 1991 год.

В процессе самостоятельной  работы обратите внимание на следующее  положение: принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся  древнерусской государственности, которая нуждалась в новом  идейном обосновании, позволяющем  Руси стать вровень с сильными державами тогдашнего мира . Переход  к новой вере был осуществлен  князем Владимиром после его попытки  реформировать язычество: Владимир преобразовывал пестрый пантеон  многочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгую  иерархическую систему для обоснования  политической централизации и укрепления авторитета власти верховного князя.

Известно, что  эта реформа не оправдала возлагаемых  на неё надежд, и именно после  этого встал вопрос о новой  вере.

Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением к высшей форме тогдашней  европейской цивилизации - византийской. Не только Писание и богослужебные  книги, не только навыки церковного и  гражданского строительства, не только возможность полноправного участия  в европейских политических и  торговых делах получила Древняя  Русь из Константинополя. Не менее важна  была греко-римская государственно-правовая традиция, восходившая через Византию к античности. Выразилось это в переводе и во введении в древнерусское право византийских земледельческих, уголовных, брачных и судебных законов. Православие не препятствовало освоению основ римской гражданственности. Древняя Русь знала право частной собственности на землю и феодальную иерархию.

Аргументируйте  свою позицию в отношении изменения  международного положения Киевской Руси в связи с принятием христианства. Войдя в состав христианской цивилизации, Россия открыла для себя путь к  усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных  Византией и Европой. В этой связи  определите свое отношение к причастности либо непричастности России к европейской  цивилизации и связи с её византийским наследием - православием.

Одна точка  зрения состоит в том, что противоборство восточного и западного христианства определило и положение России в  христианском мире, и направление  культурных контактов. Россия приняла  христианство в форме православия  и на многие века отстранилась от Западной Европы . Религия в вероисповедании  была принципиально важна для  средневекового сознания . Европа для России - центр «латинства», которое считалось чуть ли не ересью. Интерес к плодам западной цивилизации обрёл устойчивый характер только к XVII веку и стал охватывать всё более широкие круги интеллектуалов.

Другая позиция  не столь однозначна и прямолинейна. «Имя Христа, - утверждает Георгий Флоровский, - соединяет Россию и Европу, как  бы не было оно искажено и даже поругано на Западе. Есть глубокая и неснятая религиозная грань между Россией  и Западом, но она не устанавливает  внутренней мистико-метафизической их сопряженности и круговой христианской поруки. Россия, как живая преемница  Византии, останется православным Востоком для неправославного, но христианского  Запада, внутри единого “культурно-исторического цикла” .

Объясните смысл  этих различных позиций. Какая из них представляется вам более  справедливой и почему?

Рассмотрите аспекты  влияния христианства на духовную жизнь  русского человека.

В «Повести временных  лет» даётся характерный рассказ  о том впечатлении, которое произвело  на русских, побывавших в Византии , богослужение в христианской церкви. «И пришли мы в Греческую землю, и  ввели нас туда, где они служат богу своему, и не знали - на небе или  на земле мы: ибо нет на земле  такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает  там Бог с людьми, и служба там  лучше, чем в других странах». Богослужение, которое давало возможность мгновенно  вырваться из рамок земного мира, на многие века займёт центральное  место в религиозной и духовной жизни Руси. 

Геополитическое положение Руси - государства, возникшего на стыке континентов и пересечения  множества культур, предопределило множество черт того, что впоследствии будет названо «загадочной русской  душой».

Подумайте, какую  роль в этом сыграло православие, спаянное воедино с исконно славянскими  языческими традициями. Бескрайние просторы страны, не имевшей ни естественных, ни юридических границ, полная зависимость  от природы и сурового климата  в сочетании с постоянной угрозой  различного рода кочевников сформировали задолго до принятия веры Христовой  стихийно-религиозный, природно-созрецательный характер сознания русского человека. Его стихийный космизм, покоящийся на культах Матери Земли и Отца Солнца в сочетании с сонмом чисто природных божеств Великой Русской равнины стал причиной того, что в «иерархической» системе христианства древние славяне выбрали не Создателя «в чистом виде», а идею Богоматери с младенцем. Не случайно «главной» православной русской святыней стала икона «Владимирской божьей матери». «Мать - земля для русского народа есть Россия... превращающаяся в Богородицу, - заметил В. Розанов - такая женственная религиозность должна полагаться на мужей, которые несут крест, духовно водительствуют. И русский народ возлагается на святых, на старцев, на мужей. Перед ними преклоняются, слепо верят и идут за ними». Вся культура «русского» средневековья пропитана этим женственно-богородичным началом, утверждающим не столько бессмертие душ, сколь непрерывность жизни в циклическом водовороте природы.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"