Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:14, контрольная работа
1. “Норманнская теория происхождения Древнерусского государства”
2. «Значение принятия христианства на Руси»
“ВЛИЯНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ”.
Практическая работа №2
1. “Норманнская теория происхождения Древнерусского государства”
Основой для выполнения практической работы по данной теме могут помимо учебной литературы послужить:
- соответствующие материалы хрестоматии (выдержки из “Повести временных лет” о призвании варягов)
- статьи А.П. Новосельцева “Образование Древнерусского государства и первый его правитель”. (Вопросы истории. 1991, №2,3); В. Паранина “Корела, она же Русь Начальная”. (“Родина”. 1995, №1); К. Иванова “Где расположена родина русов? Ещё раз о Несторе и забытой норманнской теории”. (“Родина”. 1995, №11).
Цель вашей
работы состоит в аргументированном
ответе на вопрос о роли варягов
в формировании древнерусской
Основоположниками
норманнской теории принято считать
немецких ученых-историков Готлиба
Байера, Герерда Миллера и Августа
Шлецера. Будучи приглашенными в
Россию в 18 веке в период правления
Анны Иоанновны и расцвета бироновщины,
авторы этой теории и её сторонники
преувеличивали роль скандинавских
воинов в становлении
В практической работе следует выявить своё отношение к двум полярным точкам зрения.
Часть историков
продолжает связывать с призванием
варягов образование
В этом же контексте - и временном, и общественно-политическом - предлагается рассматривать призвание варягов на Русь. Из предыдущего положения следует, что в восточнославянских землях процесс образования государства шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.
В этом случае название Русь производят от финского Ruotsi (Швеция, шведы), которое в свою очередь происходит от шведского - гребцы, гребля. Заметьте , Швеция давно признала Рюрика "своим", недалеко от Стокгольма ему поставлен памятник.
У этой позиции много противников. Поставлен вопрос, а действительно ли варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи давно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах, в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы - это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами, полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги - это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л.Н.Гумилев считает, что русы - это скорее, племя южных германцев. Однако точных оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы), практически нет.
В последние два-три года появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревне жили в районе Новгорода, и именно дружина западных славян была приглашена новгородцами.
Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о гипотезах.
Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Приглашенные предводители рюриковской наёмной рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, возможно, гражданскую власть.
Другая точка зрения антинорманнистов - отрицание роли скандинавов в политических процессах - противоречит известным фактам. Смешение родов и племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и южнорусских племён – всё это характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс (см. тему №2).
Обратите внимание, практически споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик и откуда изначально произошло слово Русь. Расширять пределы спора и переносить его на процесс возникновения Древнерусского государства нет оснований. Становление государственности - это длительный процесс , развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответствующей общественной структуры. Как уже отмечалось, этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод не мог определить ни его ход, ни исход.
Бoльшую сложность
для практической работы представляет
доказательство того положения, что
государство как результат
Подумайте и
о других причинах, по которым нельзя
признать варягов создателями
Литература, предлагаемая
вам для ознакомления, поможет
дать объективный аргументированный
ответ о влиянии варягов на
становление русской
2. «Значение принятия христианства на Руси»
Основой для выполнения практической работы по данной теме- помимо учебной литературы- являются:
· Соответствующие материалам хрестоматии:документ №1- Летописные предания о крещении князя Владимира (из «Сокращенного курса Русской истории» С. Ф. Платонова), решение князя Владимира о выборе веры (из «Чтений и рассказов по истории России» С. М. Соловьёва).
· Статья Н. И. Цимбаева «До горизонта - земля! » (Вопросы философии. 1997., № 1).
· Глава II «Киевская Русь. Падение Перуна. Становление христианства на Руси» из «Истории государства российского (IX - XVI века)». М. Изд. «Книжная палата». 1991 год.
В процессе самостоятельной
работы обратите внимание на следующее
положение: принятие христианства было
связано с потребностями
Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, и именно после этого встал вопрос о новой вере.
Принятие христианства
стало для древнерусских земель
приобщением к высшей форме тогдашней
европейской цивилизации - византийской.
Не только Писание и богослужебные
книги, не только навыки церковного и
гражданского строительства, не только
возможность полноправного
Аргументируйте
свою позицию в отношении изменения
международного положения Киевской
Руси в связи с принятием
Одна точка зрения состоит в том, что противоборство восточного и западного христианства определило и положение России в христианском мире, и направление культурных контактов. Россия приняла христианство в форме православия и на многие века отстранилась от Западной Европы . Религия в вероисповедании была принципиально важна для средневекового сознания . Европа для России - центр «латинства», которое считалось чуть ли не ересью. Интерес к плодам западной цивилизации обрёл устойчивый характер только к XVII веку и стал охватывать всё более широкие круги интеллектуалов.
Другая позиция
не столь однозначна и прямолинейна.
«Имя Христа, - утверждает Георгий Флоровский,
- соединяет Россию и Европу, как
бы не было оно искажено и даже поругано
на Западе. Есть глубокая и неснятая
религиозная грань между
Объясните смысл этих различных позиций. Какая из них представляется вам более справедливой и почему?
Рассмотрите аспекты влияния христианства на духовную жизнь русского человека.
В «Повести временных лет» даётся характерный рассказ о том впечатлении, которое произвело на русских, побывавших в Византии , богослужение в христианской церкви. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба там лучше, чем в других странах». Богослужение, которое давало возможность мгновенно вырваться из рамок земного мира, на многие века займёт центральное место в религиозной и духовной жизни Руси.
Геополитическое
положение Руси - государства, возникшего
на стыке континентов и
Подумайте, какую роль в этом сыграло православие, спаянное воедино с исконно славянскими языческими традициями. Бескрайние просторы страны, не имевшей ни естественных, ни юридических границ, полная зависимость от природы и сурового климата в сочетании с постоянной угрозой различного рода кочевников сформировали задолго до принятия веры Христовой стихийно-религиозный, природно-созрецательный характер сознания русского человека. Его стихийный космизм, покоящийся на культах Матери Земли и Отца Солнца в сочетании с сонмом чисто природных божеств Великой Русской равнины стал причиной того, что в «иерархической» системе христианства древние славяне выбрали не Создателя «в чистом виде», а идею Богоматери с младенцем. Не случайно «главной» православной русской святыней стала икона «Владимирской божьей матери». «Мать - земля для русского народа есть Россия... превращающаяся в Богородицу, - заметил В. Розанов - такая женственная религиозность должна полагаться на мужей, которые несут крест, духовно водительствуют. И русский народ возлагается на святых, на старцев, на мужей. Перед ними преклоняются, слепо верят и идут за ними». Вся культура «русского» средневековья пропитана этим женственно-богородичным началом, утверждающим не столько бессмертие душ, сколь непрерывность жизни в циклическом водовороте природы.