Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Купец Данила дал деньги под проценты, которые своевременно не были возвращены. Купец предьявил должнику иск о долге. Решите спор по Русской правде пространной редакции., если: а)должник купец; б) должник простолюдин; в) если долг не возвращался в течение многих лет.

Работа содержит 1 файл

история госуд и прав отеч.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Правоспособность  гражданина начинается с его рождения, но для обладания отдельными правами  одной из предпосылок является достижение определенного возраста. Например, чтобы быть членом кооператива, гражданин должен достичь 16 лет, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 12 Закона о кооперации СССР). Следовательно, возникновение субъективного права членства в определенном кооперативе наступает при наличии такого юридического состава: а) достижения возраста, установленного для данного кооператива, б) волеизъявления гражданина, в) волеизъявления кооператива.

     Дееспособность  граждан начинается по мере  их взросления и появления  у них психологической возможности  совершения действий, необходимых  для приобретения гражданских прав и возложения на себя гражданских обязанностей. Закон устанавливает минимальный возраст начала дееспособности с 6 лет(п.2ст.218 ГК). Граждане, не достигшие 14 лет, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, иные сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем либо с согласия последнего третьим лицом (ст.28 ГК). Поэтому их нельзя назвать полностью недееспособными, неспособными совершать никаких сделок. Под мелкими бытовыми сделками понимаются такие действия, которые соответствуют возрасту гражданина, связаны с удовлетворением его повседневных потребностей на небольшие суммы и практически постоянно совершаются малолетними по их инициативе либо по поручению родителей: приобретение продуктов питания, билетов в зрелищные предприятия и на городской или пригородный транспорт, заказы на мелкий ремонт и т.п. Понятно, что разграничить мелкие и «не мелкие» сделки не всегда просто, однако большой беды в этом нет, потому что, хотя выход за пределы дееспособности встречается повседневно, данный вопрос практически приходится решать суду в редких случаях оспаривания подобных сделок". Поэтому спор о том, носят ли действия малолетнего, выходящие за пределы его дееспособности, только фактический или и юридический характер, представляется несколько схоластическим. Фактическое совершение действий налицо, и они приобретают юридическое значение, если не будут оспорены и признаны недействительными самими заинтересованными лицами с обеих сторон либо судом. По достижении 14 лет дееспособность гражданина расширяется.

    Помимо  того, что гражданин мог делать в возрасте до 14 лет, он вправе самостоятельно распоряжаться также своим заработком или стипендией, внесенным кем-либо на его имя вкладом, осуществлять права автора на свои произведения науки, литературы и искусства, изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы. Остальные сделки он может совершать с согласия своих родителей,

 усыновителей  и попечителей (ст.26 ГК). Не представляется  возможным согласиться с трактовкой  ст.26 ГК, по которой осуществлять  свои изобретательские права  несовершеннолетний вправе самостоятельно, но приобрести их - только с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Если несовершеннолетний признается способным распоряжаться своим заработком, то он вправе  поступить  на работу либо учебу; то же, очевидно, относится и к изобретению. Ни трудовое, ни законодательство об образовании, ни изобретательское право согласия родителей не требуют. 

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может  быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской

деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст.27 ГК).В полном объеме гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет. При вступлении в брак до достижения 18 лет, когда это допускается законом, гражданин приобретает полную дееспособность с момента вступления в брак(ст.21 ГК).

Совершеннолетний  гражданин может быть признан  недееспособным, если вследствие психической  болезни или слабоумия он не может  понимать значения своих действий или  руководить ими. Признание недееспособным осуществляется в судебном порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (ст.29 ГК,). В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья такого гражданина он признается судом дееспособным.  

Юридические лица

Вторую  половину субъектов гражданского права  составляют юридические лица. К ним  традиционно относятся государственные  и не государственные объединения, предприятия, учреждения, организации, колхозы, другие кооперативные и  иные общественные организации, которые в процессе осуществления своей деятельности вступают в гражданские правоотношения между собой, а также с государством и гражданами. Все эти организации выступают в таких случаях в качестве самостоятельных субъектов гражданских прав -юридических лиц.

Юридическими  лицами признаются объединения лиц, учреждения или организации, которые  могут, как таковые, приобретать  права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде.

 Юридическое  лицо должно иметь утвержденный, а в подлежащих случаях зарегистрированный уполномоченным на то органом устав или положение. Определенные в законе виды товариществ, преследующих хозяйственные цели, могут вместо устава иметь товарищеский договор, зарегистрированный в установленном порядке. Правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения устава (положения), а в тех случаях, когда закон требует регистрации юридического лица, — с момента таковой регистрации.

Частные учреждения с правами юридических  лиц, как-то: больницы, музеи, ученые учреждения, публичные библиотеки и т. д. — могут быть учреждаемы только с разрешения соответственных органов власти.

 Юридические  лица участвуют в гражданском  обороте и вступают в сделки  через посредство своих органов  или через своих представителей.

 Во  внешнем торговом обороте все  пребывающие в пределах РСФСР  лица, юридические и физические, участвуют лишь через посредство  государства в лице Народного  комиссариата внешней торговли. Самостоятельные выступления на  внешнем рынке допускаются не  иначе как в случаях, особо указанных в законе, и не иначе как под контролем Народного комиссариата внешней торговли.

      
     

    Существование юридического лица может быть прекращено соответственным органом государственной  власти, если оно уклоняется от предусмотренной уставом или договором цели или если его органы (общее собрание, правление) в своей деятельности уклоняются в сторону, противную интересам государства.

     Государственные  предприятия и их объединения,  переведенные на хозяйственный  расчет и не финансируемые в сметном порядке, выступают в обороте как самостоятельные и не связанные с казной юридические лица. За их долги отвечает лишь имущество, состоящее в их свободном распоряжении, т. е. не изъятое из оборота согласно ст. ст. 21 и 22. Исключения из этого правила особо указываются законом.  
     

Вопрос  №8

Дайте характеристику системы  союзных органов  государственной  власти по конституции 1924г.

    Ответ: По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили:

    1)   внешние сношения и торговля;

    2)   решения по вопросам войны и мира;

    3)   организация и руководство вооруженными силами;

    4)   общее руководство и планирование экономики и бюджета;

    5)   разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

    Утверждение и изменение основных начал Конституции  находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

    Высшим  органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12500 избирателей).

    В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (5 депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

    В промежутках  между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным  и исполнительным органом был  Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостановить действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменить постановления СНК СССР, наркоматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик.

    ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными, пять – объединенными. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими 

    Вопрос№9

          Расскажите  об изменениях в системе  органов государственной  власти в СССР в  период Великой Отечественной  войны.

    Ответ: Война 1941-1945 гг. Оказалась серьёзной проверкой не только для всего советского народа, но и для самого государства, которое вынужденно было перестраиваться на военный лад.

22 июня 1941 года Президиум Верховного  Совета СССР принял Указ «О  военном положении», и 29 июня ЦК  ВКП(б) и СНК СССР обратились  к партийным и советским органам  с директивой, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками.

Была  проведена серьёзная перестановка государственного аппарата. Усилилась  роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем  была проведена определённая децентрализация. Сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые и республиканские органы управления.

Но война  внесла коррективы в организацию  и порядок работы государственного аппарата. Она помешала проведению в срок выборов в Советы всех ступеней. В результате призыва в армию были нарушены сроки созыва сессий Советов, возросла роль женщин-депутатов.

Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений. 
 

В деятельности Советов на первый план выдвинулась  функция организации военной  защиты страны. Органы власти проводили  военные мобилизации, создавали  резервы, занимались материальным снабжением войск, оборонным строительством, противовоздушной обороной, поддерживали порядок и организованность.

В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал  принимать важнейшие правовые акты. К ним относились указы о мобилизации, введение военного положения, создание новых, в том числе чрезвычайных органов, о структуре Вооружённых Сил, ратификации международных договоров и т.п.

Значительно усилилась деятельность Совета народных комиссаров СССР, особенно в области  руководства военной экономикой, перемещение промышленных предприятий  в восточные районы страны. Большая роль в этом также принадлежала Госплану СССР (председатель—Н.А. Вознесенский). Квартальные, месячные и даже декадные планы хозяйствования стали нормой. Осуществлялись меры по более эффективному использованию наличных кадров и ресурсов, изысканию резервов.

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов, в том числе Совет по эвакуации, Главснабнефть, Главснабуголь, Главснабгаз, Комитет по учёту и распределению  рабочей силы, Управление по эвакуации  населения, Управление по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро. Образовался также ряд новых наркоматов, расширялись их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, строительства.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"