Контрольная работа по «Истории политических и правовых учений»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию пришли арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. До н.э.) получила название ведийской по имени древнейших письменных памятников (веды).

Содержание

1.Зачатки идеологии брахманизма. Веды, Закон Ману, Упанишады. 3
2.Даосизм как одно из наиболее влиятельных течений
общественно-политической мысли Древнего Китая. Конфуцианство.
Моизм и древнекитайский легизм. Шан Ян – теоретик легизма и
один из основателей школы «заочников».
Политические и правовые учения в Древней Греции раннего
периода (IX-VI вв. до н.э.). Поэмы Гомера и Гесиода. Творчество
семи мудрецов. 10
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 46.14 Кб (Скачать)

   Брак  в Древней Индии представлял  собой имущественную сделку, в  результате которой муж покупал  себе жену, и она становилась его  собственностью. Древнеиндийское право  не знало наследования по завещанию  – только наследование по закону: имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у  старшего сына, который становился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев.

   Уголовное право, представленное в Законах  Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени  уровнем развития, что проявляется  в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствуют сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник не известен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.Даосизм  как одно из наиболее влиятельных  течений общественно-политической  мысли Древнего Китая. Конфуцианство.  Моизм и древнекитайский легизм. Шан Ян – теоретик легизма и один из основателей школы «заочников». Политические и правовые учения в Древней Греции раннего периода (IX-VI вв. до н.э.) Поэмы Гомера и Гесиода. Творчество семи мудрецов. 

   В бассейне реки Хуанхе сложилось крупное объединение племен. Правила династия Инь, или Шан. Правители иньцев – ваны – были скорее вождями союза племен, чем царями в полном смысле слова. В конце XII в. до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторглись в иньские земли и установили свою власть. Воцарилась династия Чжоу, правившая до середины III в. до н.э. Чжоу взяли на вооружение все то идеологическое обоснование власти, которое сложилось при их предшественниках. В древности законы династий состояли из трех видов, при помощи которых наказывались удельные владения и держалась в повиновении вся территория страны. В IX в. до н.э. государство ослабло от «хронической болезни» всех восточных деспотий – стремления местных правителей «отколоться» от центра. Параллельно шло становление классового общества, вековые устои рушились, обычаи расшатывались, воцарялись беззаконие и произвол. Царство распадалось на уделы.

   Кризис  побуждал к размышлению, к поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI-V вв. до н.э. Величайшими и общепризнанными  пророками в Китае считались, прежде всего, те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая, политическая и правовая закономерность.

   Особенно  ярко эта идея заметна у Конфуция. Конфуций – самый знаменитый китайский  философ, чьи взгляды спустя несколько  веков были возведены в ранг официальной идеологии. Конфуций (точнее Кун-цю или Кун-фуцзы) родился в 551г. до н.э. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Одновременно он делился своими взглядами с учениками. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н.э.

   Основу  политического учения Конфуция составляет принцип добродетели – дэ. Принцип  этот распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие (верхи) должны быть совершенными людьми. Государство он уподоблял гигантской семье: царь – отец, старший в роде. Цель государства и царской власти – общее благо этой семьи. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его. Впрочем, одной нравственности чиновников было мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости. Основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности, в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались «ли», своего рода естественное право. Также он скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Стремление Конфуция восстановить нравственные принципы, побудить государя и чиновников служить общему интересу было благородным, но нереалистичным. Восточная деспотия никогда не располагала к высокой общественной нравственности. Конфуций мечтал преобразовать государство, однако после периода критики, непонимания, отрицания постепенное видоизменение конфуцианства привело к тому, что его принципы, а скорее лозунги, стали использоваться как идеологическое оправдание восточной деспотии в ее китайском варианте.

   Древнекитайская политическая мысль знала и более  радикальные, чем у Конфуция, призывы  вернуться к прошлому. Речь идет о даосизме, или школе даосов, основанной Лао-цзы. Достоверных сведений о его жизни нет. Вероятно, он жил в VI в. до н.э., как и Конфуций. Ему приписывается книга «Даодэ цзин», хотя известно, что она составлена значительно позже, возможно, в III в. до н.э.

   Лао-цзы понимал дао как первопричину и закон развития Вселенной, которому подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек – часть природы. Подчинение вечному закону обеспечивало ему счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяло их от дао и вело к несчастьям. Идеал даосизма – уход от людей и общества, отшельничество. Только оно обеспечивает нравственную жизнь. Что же касается мирян, им рекомендовалось опроститься, сократить свои потребности, максимально ограничить использование всяких усовершенствований и вести естественную жизнь в общении с природой, в узком кругу близких.

   Лао-цзы – один из первых представителей анархизма. Государство – искусственная структура, оно осуждается так же, как богатство, знатность. Даосисты сознавали, что полное уничтожение всякой системы нереально. Идея заключалась в создании мини-государств на уровне деревень, общин. Главный принцип мудрого управления – недеяние.

   Даосизм, как новая религия, охватил широкие  массы населения. Конец династии Хань был ознаменован в Китае кризисом и политическим упадком. К тому же страну постигло стихийное бедствие – эпидемия, во время которой даосский маг прославился тем, что чарами и заклинаниями излечивал больных. К нему повалили огромные толпы людей, и вскоре маг оказался во главе могущественной секты почти по-военному организованных последователей даосизма. Движение ознаменовалось мощным революционным взрывом – восстанием «Желтых повязок». Восстание было подавлено, Чжан Цзюэ погиб, а его сторонники бежали в горные районы Китая, где действовала другая секта даосов «Удоумилао».

   Основатель  моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) вышел из школы Конфуция, но во многом отошел от нее. Он развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. В этих целях он по новому трактовал традиционное понятие «воля неба» и подчеркивал, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Всеобщность, присущая небу, которое играет в моизме роль образца и модели человеческих взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей. Следование небесному образцу Мо-цзы называл также «почитанием мудрости как основы управления». Важным моментом такого мудрого управления является умелое сочетание «наставления народа с наказаниями». Ссылаясь на примеры прошлого, Мо-цзы подчеркивал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.

   В поисках «единого образца справедливости»  Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Эта идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, устанавливающих порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что по смыслу договорной концепции Мо-цзы противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный «образец справедливости».

   Важное  место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. Мо-цзы энергично выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма характерно его проницательное суждение о том, что «бедность – это корень беспорядка в управлении».[4, с.31]

   Государство выступало у Мо-цзы как активный субъект преобразования. Осуществление преобразований  предполагало не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, чего также не одобрял Конфуций. Считается, что именно с Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом (ли), но и с наказанием – син и даже с законом – фа. В этом смысле Мо-цзы явился предшественником легизма – основного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.

   Основателем легизма считают Шан Яна (390 – 338 гг. до н.э.), правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан». Легизм, как и конфуциансво и даосизм, - ответ на кризис, который усиливался в Китае при поздних правителях династии Чжоу. Шан Ян считал, что нужно укреплять чиновничий и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием, иначе государство и дальше будет клониться к упадку. Эти новые нормы называются законом –фа, в отличие от обычных норм ритуала – ли. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос.

   С IV века до н.э. легизм торжествовал в  китайской государственной практике. Принуждение и наказание стали  обычным явлением. Политическая система  основывалась на строго централизованном аппарате управления. Экономической основой всесилия бюрократии, восточной деспотии был так называемый «азиатсткий способ производства». В нем власть и собственность принадлежали государству. Легизм содействовал насаждению деспотии. Однако легизм сильно скомпрометировал себя в эпоху Ши-хуанди (была объявлена война исторической традиции), в связи с чем ханьские императоры вновь обратились к авторитету конфуцианства, выдвинув его на первый план и превратив в официальную идеологию, хотя на самом деле это был синтез легизма и конфуцианства, характерный для поздних представителей конфуцианской мысли. .[3, с. 27]

   Выдающуюся  роль в истории политических и  правовых учений сыграли мыслители  Древней Греции. Усилиями древнегреческих  исследователей был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

   - ранний период (IX-VI вв. до н.э.) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;

   - период расцвета (V- первая половина IV века до н.э.) – это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

   - период эллинизма (вторая половина IV-II век до н.э.) – время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

   На  ранней стадии своего развития воззрения  древних народов на мир носят  мифологический характер. В эти времена  политические и правовые взгляды  еще не выделились в самостоятельную  область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам – правителям.

   Политические  и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования  раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран – Крон – Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в отношении к людям, во всем порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

   Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки  рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в  человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К  ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Мудрецы настойчиво подчеркивали основополагающее значение государства справедливых законов в полисной жизни. Многие из них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий доля практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.[5, с. 25]

Информация о работе Контрольная работа по «Истории политических и правовых учений»