Контрольная работа по "Истории МВД"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Условия современной российской действительности, порождаемые развитием рыночных отношений, вызывают необходимость создания государственного механизма, способного обеспечить нормальное функционирование обновляемых общественных институтов. Составной частью государственного механизма являются правоохранительные органы, деятельность которых направлена на борьбу с негативными явлениями в обществе, обеспечиваемую государственным принуждением.

Содержание

Введение
1. Министерская реформа и создание МВД………………………………
2. Развитие центрального аппарата МВД во второй половине XIX - начале
XX вв
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ МВД.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

 

Введение

Условия современной  российской действительности, порождаемые  развитием рыночных отношений, вызывают необходимость создания государственного механизма, способного обеспечить нормальное функционирование обновляемых общественных институтов. Составной частью государственного механизма являются правоохранительные органы, деятельность которых направлена на борьбу с негативными явлениями в обществе, обеспечиваемую государственным принуждением. Немаловажную роль в среде этих органов играет милиция, призванная охранять общественный порядок и безопасность в государстве, способствуя исполнению населением действующего законодательства. Ее укрепление и реформирование требует учета многих факторов и условий. Одним из них является обращение к историческому опыту. Большой интерес представляет опыт функционирования полицейских органов России в 1880 - 1917 годах, и прежде всего опыт деятельности Департамента полиции, возглавлявшего всю полицейскую систему страны. Министерская система управления в России возникла 200 лет назад. Несмотря на реформы 1860-х годов, приблизившие Россию к современному правовому государству, и введение конституционных учреждений в 1905 году, Российская империя вплоть до 1917 года во многом оставалась все тем же «регулярным государством».

Переход России в результате крестьянской реформы 1861 года от феодальных к буржуазным формам хозяйствования требовал демократизации общества, однако самодержавие препятствовало этому. В таких условиях усиливалась «противоправительственная» деятельность, приобретая крупные масштабы и организованный, сплоченный характер.

На современном этапе  опыт руководства полицией в сложных, постоянно изменяющихся условиях российской действительности конца XIX - начала XX века представляет не только познавательный, но и практический интерес.

 

1. Министерская  реформа и создание МВД

Впервые о реорганизации  центрального управления открыто заявил видный государственный деятель второй половины XVIII в. Н.И. Панин. В докладе Екатерине II он указал, что государственное управление должно быть разделено между несколькими лицами, обязанными заботиться «о тех государственных частях, кои по их натуре требуют всегдашнего поправления, частых перемен и полезных новостей».

С приходом к власти Александра I вопрос о реформе центральных органов управления обсуждался в Негласном комитете, состоявшем из приближенных к императору лиц.

После долгих размышлений  Александр I подписал 8 сентября 1802 г. манифест «Об учреждении министерств». Фактически речь шла об учреждении должностей 8-ми министров: военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

Суть министерской реформы  заключалась в том, что, во-первых, вместо запутанной системы многочисленных коллегий и канцелярий была образована стройная система министерств, в  которой функции управления четко распределялись между отдельными министерствами. Во-вторых, если в коллегиях дела решались коллегиально путем голосования, а президент был лишь председателем коллегии (хотя на практике фактическая роль президентов коллегий была значительно больше), то в министерствах формально вся власть принадлежала министрам. Создание министерств означало дальнейшую централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.

Создание МВД означало, что все функции внутреннего  управления сосредоточились полностью  в этом министерстве. Титул генерал-прокурора

был присвоен теперь министру юстиции, который ведал  судебными органами и должен был  наблюдать за соблюдением законов  всеми государственными учреждениями, в том числе и полицией. Министерство внутренних дел руководило деятельностью губернаторов, которым в свою очередь была подчинена на местах полиция. Через губернаторов министр внутренних дел руководил охраной общественного порядка и борьбой с преступностью.

На министра внутренних дел были возложены самые разнообразные задачи:

  1. управление казенным хозяйством (вся государственная промышленность, кроме горной, и строительное дело);
  2. попечение о благосостоянии народа, обеспечение его безопасности (министру была подчинена полиция);

3) попечение о дворянстве (губернские предводители дворянства 
отныне могли делать представления о своих нуждах не только губернатору, 
но и министру внутренних дел) и т.п.

МВД осуществляло также административный надзор за благоустройством и санитарным состоянием всей империи, путями сообщения, продовольственным делом, ведало почтой и т.д. Поэтому наряду с главным подразделением МВД — департаментом внутренних дел (который впоследствии был разделен на департаменты полиции исполнительной и хозяйственной) учреждались департаменты мануфактур и торговли, почтовый, а также медицинский комитет.

Учитывая многообразие функций  министерства, в 1811 г. из него выделяется специальное Министерство полиции, существовавшее наряду с Министерством внутренних дел, в ведении которого остались вопросы продовольствия, сельского хозяйства, промышленности (за исключением горной) и т.д.

Важное значение имели меры по укреплению общей полиции, проведенные в 1837 г. Эти меры заключались, прежде всего, в расширении низового аппарата полиции в уездах, где учреждены были должности становых приставов, подчиненных исправнику.

Дела по политическим обвинениям стали концентрироваться  в его канцелярии, из которой вскоре выделился специальный орган политического сыска — «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел (с 1811 по 1819 гг. — особенная канцелярия Министерства полиции). Однако уже в 1805 г. предпринята попытка создать особый орган политического сыска с широкими полномочиями — Особый секретный комитет, который в ряде документов того времени именуется также комитетом высшей полиции. В 1807 г. он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В его состав вошли министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела и решал их, а сыск вела общая полиция.1

Министерство полиции  получило право «наблюдать» за правильностью  несения службы воинскими частями  корпуса внутренней стражи, расквартированными в губерниях. МВД и губернаторы  получили право привлекать к мероприятиям по охране общественного порядка  войска и сверх тех частей корпуса внутренней стражи, которые уже находились в их оперативном подчинении.

1810-1811 годы принесли России  новые преобразования всего государственного аппарата. Отправной точкой реформ стала программа, разработанная М. М. Сперанским, в основном касающаяся вопросов государственной организации. Некоторые положения программы были достаточно радикальными и касались предложений по ограничению монархии, введению принципа разделения властей.

Вопрос совершенствования  полицейской системы увенчался  созданием Министерства полиции, материализовавшем в себе идеи М. М. Сперанского, который был убежден, что «полиция является одним из главных предметов всякого правительства, это сила, которая удерживает людей в том порядке, в каком законом они поставлены». Однако надо отметить, что создание центрального аппарата управления полицией позволило развивать систему полицейских органов с учетом усложнения социально-политических процессов, особенностей полицейской службы в городах, селениях различных регионов страны. Развитие местной полиции, имеющей единый для городской и сельской полиции центральный орган управления, сказалось на увеличении самостоятельности полиции в системе местных органов.

В 1819 году, вновь  назначенному министру внутренних дел  В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость ликвидации Министерства    полиции    с    возвращением    функций    Министерства полиции в Министерство внутренних дел. 2

Для решения собственно полицейских  вопросов, связанных с «утверждением спокойствия и благочиния», предназначался Департамент полиции исполнительной, который после ликвидации Министерства полиции 4 ноября 1819 года вошел в состав МВД и просуществовал до реформы 1880 года. Структура Департамента была довольно проста и включала 4 отделения, канцелярию и архив. Министерство полиции просуществовало до 4 ноября 1819 года, когда его функции были переданы в МВД.

Крупные реформы  полиции были проведены в 60—80-х  годах XIX в. Падение крепостного права и освобождение крестьян из-под вотчинной власти помещиков, революционная ситуация в стране, развитие капитализма и рост городов вынудили царское правительство реформировать весь полицейский аппарат.

Были проведены  следующие меры:

  1. объединена уездная полиция с полицией уездных городов и созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками;
  2. изменены принципы комплектования полиции: если раньше рядовой состав комплектовался солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодных к службе в полевых войсках, служивших в порядке отбывания повинности, то в связи с проведением военной реформы 1874 г. и отменой рекрутского набора был введен принцип вольного найма по контракту;
  3. соответственно, чтобы сделать службу по вольному найму привлекательной, увеличилось жалование, введены пенсии, награждения за выслугу и иные льготы;
  4. сужены функции полиции: проведение следствия передавалось судебным следователям, хозяйственные функции и благоустройство городов, продовольственное  дело,   контроль   за  состоянием  дорог  —  земским   и городским органам самоуправления;

5) расширен низовой аппарата полиции: учреждены должности участковых урядников, а также полицейский резерв в уездах; в городах увеличена численность околоточных надзирателей. Инструкция околоточным надзирателям, утвержденная министром внутренних дел, возлагала на дворников вспомогательные полицейские функции, которые они должны были осуществлять под руководством околоточных надзирателей. 3

Начавшийся в 80-е годы промышленный переворот в России и последовавший затем промышленный подъем 1893—1900 годов, охвативший все отрасли промышленности, в том числе тяжелую промышленность, привел к изменению социальной структуры общества: бурному росту городского населения и в особенности слоя индустриальных рабочих. Именно эта социальная группа превращается в главный объект политического сыска.

 

 

 

 

 

2. Развитие центрального  аппарата МВД во второй половине  XIX -

начале XX вв.

Реформы правоохранительных органов, начавшиеся в 60-е годы XIX в., проводимые в контексте других преобразований в государственном устройстве Российской Империи, в конечном счете, имели целью движение к правовому государству.

Реформы 60-х годов  XIX в. в России и, прежде всего, отмена крепостного права способствовали ускорению социально-экономического, промышленного развития страны. Этот процесс сопровождался распадом традиционных связей и отношений в деревне, углублением социального расслоения, увеличением миграционных потоков из сельской местности в города, люмпенизацией части населения, что становилось основой для роста преступности. Это было характерно для всех стран, проходящих стадию быстрого промышленного развития, становления новых буржуазных отношений. Полиция стала приспосабливать свою структуру, формы и методы работы к наиболее эффективному выполнению стоящих перед ней задач, в том числе и в рамках уголовного судопроизводства. Специальным законом в 1866 году в полиции Петербурга, а после и в других городах России было создано сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска.

80-е годы XIX века вошли в Российскую историю как период постреформ, когда проведенные в 60-е - 70-е годы преобразования, затронувшие все стороны общественной жизни, обнаружили недостатки, которые проявились, в частности, в организации центральных полицейских органов. Социально-экономические и общественно-политические условия того времени заставили правящие круги заострить внимание на полицейском аппарате государства — опоре власти в осуществлении необходимой внутренней политики.

Быстрый рост промышленности и развитие рыночных отношений сочетались с сохранением многих феодальных пережитков как в сельском хозяйстве, так и в государственном строе. Важнейшие из них — сохранение помещичьих латифундий и полуфеодальных кабальных методов эксплуатации крестьянства и абсолютной царской власти. Дальнейшему обострению социальных противоречий способствовал мировой экономический кризис 1900—1903 гг., больно затронувший Россию и перешедший затем в длительную депрессию, растянувшуюся до 1909 г., и поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг.

В соответствии с новой  расстановкой сил в стране изменялась и организация полиции. 15 ноября 1880 года царь издал указ о слиянии департамента государственной полиции (бывшего Третьего отделения) и департамента полиции исполнительной. В результате возник единый департамент государственной полиции (с 1883 года департамент полиции), соединявшей в себя функции, как политической, так и общей полиции. В 80-90 претерпела изменения структура департамента полиции, который был разделен на 2 крупных отдела: административно-полицейский,  включавший в себя первое (распорядительное) и второе (законодательное) делопроизводство, и государственной полиции, в который вошли третье (секретное), четвертое (судебное) и пятое (исполнительное) делопроизводство. В 1894 года было создано шестое делопроизводство, в ведение которого перешла переписка по еврейскому вопросу, по фабричным и питейным делам, по выделке, хранению и перевозке взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ. В первое время после создания департамента государственной полиции этот орган подчинялся Министру внутренних дел. По инструкции 1882 года - товарищу министра был подчинен непосредственно департамент государственной полиции. По отношению к губернаторам и градоначальникам ему было предоставлено «руководство их деятельностью по предупреждению и пресечению преступлений». В конце XIX века были продолжены меры по укреплению общей полиции. Значительно расширились штаты полицейских команд, были созданы новые органы.

Укреплялись административно - полицейские силы в деревне, где  был создан корпус сельской стражи, основная задача которых состояла в охране помещичьих владений. Она содержалась за счет государственного бюджета (на 50%) и за счет помещиков (50%).

Информация о работе Контрольная работа по "Истории МВД"