Контрольная работа по дисциплине «История»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Отвечая на поставленный вопрос, нельзя не отметить, что изучение гуманитарных и социально-экономических наук (к которым, разумеется, относится история) составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. История – это наука о прошлом. Соответственно, сущность познания неё заключается в форме отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мыслительный, эмпирический, теоретический.

Работа содержит 1 файл

История_выполнение.docx

— 42.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра истории  экономики, политики и культуры

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
по дисциплине «История»

 

Вариант V

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель Федулов Ю. К.

Студент Дроздов А. Г., I курс (№ л/д 124664)

 

 

Москва 2012

 

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Отвечая на поставленный вопрос, нельзя не отметить, что изучение гуманитарных и социально-экономических наук (к которым, разумеется, относится история) составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. История – это наука о прошлом. Соответственно, сущность познания неё заключается в  форме отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мыслительный, эмпирический, теоретический. 
 На первом уровне (или можно сказать «этапе») познания человек изучает различные источники и выявляет в них определенные факты. Эмпирический этап познания являет собой методы общеисторического исследования: 
  - историко-сравнительный метод выявляет общие черты в развитии разных событий, явлений, структур; 
- историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков; 
- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений; 
- структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. 
 Теоретическое познание являет собой метод моделирования (стоит заметить, что он не является собственно историческим, применяется и в других науках). В результате исторического (да и любого другого) познания формируется историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 
 Историческое знание выполняет ряд социально-значимых функций:

1. Познавательная функция. Она заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция, которая способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция. Заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти. Её суть состоит в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная функция. Она заключается в том, что на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.

На мой взгляд, основной функцией исторического познания является познавательная функция. У двух главных слов в  предыдущем предложении отнюдь не случайно один и тот же корень. Знание –  высшее человеческая ценность. Чем  больше человек знает, тем он больше разбирается (если можно так сказать) в жизни. Знания позволяют принимать  верные решения в тех или иных ситуациях, учат объективной оценке. Функции исторического познания важны для каждого, поэтому истории  обучают как в младших классах, так и в высших учебных заведениях.

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.

Вклад народов древнего Востока  в мировую культуру огромный. И  пусть большинство государств, которые  упомянуты ниже, уже не существуют, их жители оставили богатое наследие потомкам. Народы, появившиеся на свет позже, унаследовали его,  переняли их культуру и развили её. Теперь она является основой современной  культуры человечества. 
           Народы древнего Востока смогли развить свою культуру до немыслимых масштабов, несмотря на разорительные войны и беспощадное угнетение трудящихся масс. На обозначенной территории было много искусных ремесленников, художников и ученых. Физические (и титаническим) трудом крестьян и рабов были созданы огромные по тому времени каналы и плотины, выстроены крупные города с замечательной архитектурой. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Нельзя не упомянуть росписи гробниц в Фивах, которые удивляют своей пластикой и художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс – развернутым. Только в VІІ в. до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.  
                Безграничное использование труда рабов позволило сделать то, что в наше время мыслимо только при помощи специализированной техники. За три тысячи лет до нашей эры, когда еще почти всю Европу покрывали леса и болота, а её жители занимались охотой и рыболовством, в странах Востока на сотни километров уже расстилались возделанные трудом земледельцев и рабов поля и сады, пересеченные каналами. Говоря о лесах и болотах, следует заметить, что народы древнего Востока освоили многие неизвестные ранее полезные растения: хлопок, лен, чай, виноград. Помимо этого именно они  приручили коз, овец, верблюдов, ослов, коров, а позже и лошадей, птиц, кошек и других животных.

Культура развивалась повсеместно, везде. Каждое государство оставили своё наследие. Так, в Урюке был построен комплекс священных сооружений – заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере особое внимание уделялось скульптуре, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с другими драгоценными металлами.  
           В то время как в Европе лишь кое-где ютились страшненькие поселки охотников, рыболовов и первых земледельцев, на древнем Востоке уже существовали крупные города с шумными рынками, с кварталами ремесленников, где выделывали тонкие ткани, лепили, обжигали и расписывали посуду, изготовляли изящные украшения. В городах возвышались башни, откуда жрецы вели наблюдения за небесными светилами, величественные храмы и дворцы. Между городами древнего Востока пролегали оживленные караванные дороги. 
             Такое стремительное развитие хозяйства не могло не спровоцировать развитие науки. Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Различные народы древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки. Благодаря работам, связанным с измерением полей и проведением каналов, с подсчетом рожая, запасов продовольствия и т. п., возникла математика — геометрия и арифметика. Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой (десятичной) системой отчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии.  
              Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке, люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движениями Солнца, Луны и других планет. 
          Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать такие явления, как затмения Солнца и Луны. 
           Отдельного абзаца при ответе на поставленный вопрос заслуживает Китай. Почему? Китай – страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІV в до н. э. был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо - прообраз современной иероглифической каллиграфии.  
            Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. 
             На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.  
             Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что народы Древнего Востока создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью и используются человечеством в наши дни.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.

               Практически по всем странам Западной Европы в XVIII веке уверенным шагом двигалось просвещение. Именно Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в. Что значило для общества просвещение в то время? Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия. Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности. 
                Далее пойдет речь о не менее важном явлении – просвещенном абсолютизме. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741-1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. 
          Еще одним важнейшим событием, произошедшим в указанный период? является Великая Французская Революция. Примерно 99 процентов населения Франции составляло так называемое третье сословие и лишь один процент привилегированные сословия – духовенство и дворянство. Третье сословие было в классовом отношении неоднородно. В его состав входили и буржуазия, и крестьянство, и городские рабочие, ремесленники, беднота. Всех представителей третьего сословия объединяло полное отсутствие политических прав и стремление изменить существующий порядок. Все они не хотели и не могли дальше мириться с феодально-абсолютистской монархией. 10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна. Все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. 11 августа 1792 г. во Франции была фактически ликвидирована монархия. 
              В начале XVIII в. мануфактурное производство в Европе вступило в последний этап своего развития, непосредственно предшествующий промышленной революции. Это положение относится прежде всего к Англии, Голландии и Франции. Наиболее развитой в промышленном отношении страной Европы была Англия. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии, использующая дешевую рабочую силу, оказалась более конкурентоспособной. Промышленный переворот – переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время. Его родиной стала Англия. В середине XVIII в. мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее технический базис вступил в противоречие с её самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства – добычу угля, производство железа и т.п. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель – паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства.  
              Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций.

 

          Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор

               Процесс образования единого Российского государства выразился в: 
а) объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское великое княжество;  
б) изменении самого характера государственности, преобразовании политической организации общества.

В 1325 году Московским князем стал Иван Данилович Калита. Это был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными землями, скупая их у мелких князей. За большое состояние его прозвали Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита . . Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать.«Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белоозерск, Галич, Углич…»Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии Среднее Приднепровье. При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской.

В годы правления Ивана III (1462-1505) формирование русского централизованного  государства сопровождается ликвидацией  удельной системы. Этому процессу с  самого начала сопутствовала жесткая  централизация. Бывшие уделы теряли не только свою политическую независимость, но и всякие другие автономные права. Удельным князьям было запрещено  держать собственные вооруженные  силы и администрацию. Вместо них  была создана единая система формирования вооруженных сил страны. Все феодалы  должны были в случае войны, по приказу  Великого князя, являться ко двору Великого князя. Иван III и его сын Василий III — великие князья Московские —  стали именовать себя с конца XV в. «государями всея Руси».

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «История»