Конституция японии 1889год

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Конституция разрабатывалась в течение 8 лет в условиях строжайшей секретности ближайшими советниками императора в рамках министерства двора, без какого-либо участия общественности. Уже самим этим способом разработки конституции предрешался вопрос о последующем ее октроировании императором. Дарование конституции трактовалось как “благожелательный и милосердный дар”, как акт сознательного и добровольного самоограничения со стороны императора в пользу своих подданных. П

Работа содержит 1 файл

конституция японии 1.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

   Характерной  чертой японской монархии являлось  засилие военщины. Все дела, связанные  со строительством вооруженных  сил, были выведены из-под контроля  парламента и кабинета. Главы  двух министерств (военного и  военно-морского), являвшиеся одновременно командующими армией и флотом, имели право непосредственного доклада императору даже в обход министра-президента. Принципы военной политики разрабатывались особым Советом маршалов и адмиралов (Генсун). Милитаризм стал идеологией господствующих классов страны, включая буржуазию, стремившуюся преодолеть узость внутреннего рынка страны за счет колониального грабежа и военного захвата внешних рынков.

   В специальном  разделе конституции, посвященном  правам, свободам и обязанностям  подданных (ст. 18—32), основной упор был сделан именно на обязанности. Важнейшими среди них являлись обязанности выплачивать налоги и нести военную службу (начиная с 20-летнего возраста). Среди свобод были названы свобода выбора местожительства, передвижения по стране, свобода от произвольных арестов. Общегражданского равенства не провозглашалось, поскольку фактически сохранялся сословный строй. Декларировалось лишь равенство граждан в отношении доступа к государственным должностям. Провозглашались также и другие демократические свободы: слова, печати, вероисповеданий, петиций, общественных объединений. Говорилось о неприкосновенности личности, жилища и собственности. Эти положения конституции имели демократический характер. Однако ни одно из прав и ни одна из свобод не предоставлялись безусловно — все они были снабжены многочисленными оговорками об “установленных законом пределах”, “сообразности с законами”, “определенных законом случаях”, “пределах, совместимых с общественным спокойствием” и т.п. Даже неприкосновенность собственности не являлась абсолютной, а потому могла быть подвергнута государственному регулированию. По этому поводу граф Ито, один из основных авторов Конституции, говорил: “Право собственности подвластно государству. Поэтому оно подчиняется ограничивающим законам. Оно ненарушимо действительно, но должно быть ограничено”. Кроме того, было установлено, что положения о правах и свободах могли быть ограничены при определенных условиях императором: так, в ст. 31 отмечалось, что положения о правах подданных “не могут препятствовать осуществлению тех полномочий, которыми располагает император во время войны или в случае национального бедствия”.

   Относительно  правосудия в конституцию были  внесены лишь самые общие положения,  имеющие, однако, принципиальное  значение. Как уже было сказано выше, судебное разбирательство осуществлялось от имени императора и согласно законам (ст. 57). Суды делились на местные, районные и окружные — они назначались министром юстиции. Существовали и высшие суды: 7 апелляционных и верховный; их председатели назначались императором, а члены — министром юстиции. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и опыт практической работы; им запрещалось участвовать в политической жизни, быть членами политических партий, занимать общественные должности, связанные с получением финансовых выгод. Устанавливалась несменяемость судей; они могли смещаться с должности лишь при наличии вынесенного в отношении их судебного приговора или дисциплинарного взыскания (ст. 58). Конституцией предусматривалась возможность создания специальных судов (впоследствии это широко использовалось на практике). Наконец устанавливалось, что обычные суды не вправе рассматривать иски, относящиеся к нарушению прав действиями исполнительной власти, — такие дела входили в компетенцию специального административного суда, созданного законом 1890 г. Этот суд состоял из председателя и нескольких советников, назначаемых императором пожизненно.

   Характеризуя  систему органов местного управления, созданную императорскими указами еще до принятия конституции, следует напомнить, что во главе 46 губерний (или префектур) находились назначенные императором губернаторы. Губернатор осуществлял всю полноту власти в пределах префектуры, следил за выполнением указов императора и распоряжений правительства. В случае возникновения общественных беспорядков губернатору было предоставлено право действовать в согласии с ближайшим командующим войсками. При губернаторе существовало выборное собрание префектуры, имевшее исполнительный орган в лице совета; председателем этого совета являлся сам губернатор. Собрание и совет играли роль совещательных органов при губернаторе; последний мог отменить любое их решение. Действуя через министра внутренних дел, губернатор мог добиться роспуска собрания и совета. Управление городами и селами осуществлялось местными собраниями, их советами и мэрами. Все эти органы обладали лишь номинальной властью, поскольку губернатор мог отменить любое их решение. Таким образом, системе органов местного управления были свойственны две основные черты — чрезвычайный бюрократизм и строжайшее подчинение центральным органам, в первую очередь Министерству внутренних дел (это министерство было одним из первых создано в 1874 г.).

   Таковы  основные черты государственного  строя Японии по конституции 1889 г., юридически закрепившей результаты буржуазной революции в форме “реставрации Мэйдзи”. Являясь конституцией весьма консервативной (наиболее негативная ее черта заключалась в том, что она не учреждала принципа разделения властей), она все же смогла обеспечить известную демократизацию японского общества, определила тенденцию для последующей эволюции абсолютной монархии в дуалистическую.

   Конституция  содействовала быстрому становлению  рыночной экономики Японии, развитию  самых современных отраслей ее промышленности, формированию и укреплению на этой основе мощного военно-промышленного комплекса. Опираясь на идеологию милитаризма, завуалированную концепциями “богоизбранности” японской нации, империя вступила на путь агрессивных войн и колониальных захватов. Первыми жертвами японского экспансионизма стали слабые в экономическом и военном отношении ближайшие соседи — Корея и Китай. Военная активность Японии в Корее началась еще с 1876 г. В результате войны с Китаем 1894—1895 гг. Япония, поддержанная Великобританией и США, приобрела свою первую крупную колонию — остров Тайвань (Формоза), получила большую контрибуцию и значительно усилила свое влияние на азиатском побережье. До конца XIX в. японское правительство добилось аннулирования всех неравноправных договоров, навязанных стране в течение предыдущих десятилетий. В 1900 г. Япония вместе с другими государствами (США, Великобританией, Германией, Францией, Россией и др.) участвовала в подавлении антиимпериалистического Ихэ-туаньского восстания в Китае. В 1902 г. был подписан англояпонский военно-политический договор, направленный против России. Опираясь на этот договор, а также на содействие США, Япония подготовила и развязала русско-японскую войну (1904— 1905 гг.). Благодаря достигнутой в этой войне победе Япония приобрела южную часть Сахалина, добилась от России признания своего протектората над Кореей, надежно укрепила свои позиции в Китае.

   Все эти  успехи, достигнутые в результате  бурного хозяйственного прогресса  и настойчивой внешнеполитической экспансии, знаменовали тот факт, что к началу XX в., т. е. в течение всего лишь 40 лет, прошедших с момента “реставрации Мэй-дзи”, Япония воспрянула из исторического небытия и превратилась в существенный, влиятельный и общепризнанный фактор международных отношений. Добившись от других стран признания своего статуса сильнейшего в экономическом и военном отношении азиатского государства, она навсегда вошла в число великих мировых держав современности.

Информация о работе Конституция японии 1889год