Конституция РСФСР 1937

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Значение конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа.
В данной работе будут рассмотрены и раскрыты:
- понятие конституции в целом;
- виды конституций, которые выделяются конституционным правом на современном этапе развития этой науки;
- этапы развития Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. История развития Конституции Российской Федерации
1.1 Определение понятия Конституции в Российском законодательстве.
1.2 История развития Конституции Российской Федерации.
1.3 Конституции СССР 1936 года и РСФСР 1937 года
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Конституция РСФСР1937 года.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     5. Применительно к положениям Конституции  РСФСР о ее федеративном устройстве  можно отметить следующие новые  моменты. В Конституции не было  предусмотрено утверждение органами РСФСР Конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

     6. Конституция 1978 года впервые в  прямой форме установила, что  РСФСР является суверенным государством. 

     Такова  основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия.

     Реформирование  Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

     Начавшийся  процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году.

     Этими законами существенно менялись система  органов РСФСР и порядок выборов  народных депутатов. В качестве высшего  органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом. 8

     В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т. е. наличие  в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

     Дальнейшее  реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.  

     В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные  изменения сущности Конституции  признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

     а) отказ от характеристики государства  как социалистического и советского, определение его как суверенного  федеративного; отказ и от таких  определений, как «социалистическая  собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность», и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

     б) устранение из Конституции положений  о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

     в) признание приоритета прав человека и гражданина;

     г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими  формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

     д) постепенное видоизменение структуры  советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую  систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

     Все названные и другие изменения  Конституции свидетельствовали  о качественном преобразовании ее сущности.

     С распадом Союза ССР Конституция  РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

     Объективно  и неотвратимо назревавшая потребность  перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной  Федерации. Это происходило в  остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.9

     В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой  Конституции РСФСР на основе провозглашенных  в ней принципов, включая принцип разделения властей.

     Была  образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая  начала эту работу.

     Однако  сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

     В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую  Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. 

     В этих условиях принятие новой Конституции  должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.  

     Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

     Новая Конституция была принята всенародным  голосованием (12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования  25 декабря того же года. 

     Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. 
 

     1.3  Конституции СССР 1936 года и РСФСР 1937 года

     С ликвидацией многоукладной экономики  в стране была ликвидирована эксплуатация человека человеком. Изменился классовый  состав населения. Значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным классом стало колхозное крестьянство. Возникла большая по численности интеллигенция, почти на 90 % состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. По объему промышленной продукции СССР вышел на 2-ое место в мире после США. По структуре промышленного производства СССР вышел на уровень развитых стран мира.10

     В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам.

     Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях — от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.

     25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение. Редкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статей. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом единогласно проект Конституции СССР был утвержден.

     Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов  в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

     Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности — государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, МТС и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно.

     Каждый  колхозный двор, кроме основного  дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании приусадебный участок земли и в личной собственности — подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда.

     Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной  на трудовые доходы и сбережения, жилой  дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народнохозяйственным планом. Конституция закрепила принцип труда и распределения: "от каждого по способности, каждому — по труду".

     В главе II Конституции "Государственное  устройство" закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения  равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Ведению СССР подлежали: международные сношения и внешняя торговля, вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев, областей и автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; госбезопасность; народнохозяйственное планирование СССР; утверждение единого госбюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование всех бюджетов; управление банками, денежной и кредитной системой, учреждениями и предприятиями общесоюзного значения, транспортом и связью; установление основных начал землепользования, просвещения и здравоохранения; законодательство о труде, судоустройстве и судопроизводстве, союзном гражданстве, браке и семье, уголовный и гражданский кодексы; издание общесоюзных актов об амнистии. То есть, усилена тенденция на расширение прав Союза.

     Каждая  союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

     В главах III–VIII рассмотрена система  органов власти и управления. Утвержден  принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления. Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть. Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).11

     Высшим  органом власти в период между  сессиями ВС СССР являлся подотчетный  ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он давал толкование законов СССР, издавал указы, производил референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал наркомов СССР с последующим утверждением Верховного Совета СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями ВС СССР объявлял состояние войны; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах.

Информация о работе Конституция РСФСР 1937