Своеобразие конституционно-правовых
норм также выражается в нескольких
признаках, характеризующих их
особую юридическую природу:
1) круг общественных отношений
- предмет регулирования конституционно-правовых
норм; 2) источники, в которых содержатся
конституционно-правовые нормы, из
которых особо необходимо выделить Конституцию
- основной закон государства; 3) учредительный
характер предписаний. Это специфический
признак конституционно-правовых норм,
выражающийся в том, что они закрепляют
и оформляют основные общественно-политические
институты и, прежде всего, регулируют
собственно процесс создания правовых
норм. Этот признак наиболее характерен
для норм содержащихся в Конституции;
4) разнообразие норм конституционного
права. Конституционно-правовые нормы
отличаются многообразием своих видов,
среди которых большое место занимают
так называемые «специализированные»
нормы - общие дефинитивные и декларативные
нормы.
2
Предмет и система науки
конституционного права
Исследование
любого общественного явления должно
начинаться с выяснения его понятия и
его специфики. Не составляет исключение
в этом плане и государственное право
Российской Федерации. Однако, прежде
всего, следует обратиться к выяснению
содержания самого термина – “конституционное
право”. Этот термин имеет многогранное
значение и употребляется для обозначения
отрасли права, отрасли науки права, учебной
дисциплины.
Конституционное право как отрасль
права представляет собой совокупность
правовых норм, которые регулируют
определенную область общественных отношений.
Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются
внутренним единством, определенными
общими признаками и, вместе с тем, отличаются
от норм других отраслей права. Конституционное
право как наука – это совокупность научных
знаний, теорий, обобщающих данную область
общественных отношений и представляющих
собой самостоятельную отрасль правовой
науки Российской Федерации. Это значит,
что предметом науки государственного
права является не только нормативный
материал, но и реальное претворение в
жизнь государственно-правовых норм.
Что касается конституционного права
как учебной дисциплины, то ее можно охарактеризовать
как систему знаний о государственном
праве как отрасли права и как науки права.
Объектом конституционного права как
учебной дисциплины являются раскрытые
наукой и регулируемые отраслью права
общественные отношения, а также систематизация
имеющихся данных. И отрасль
права, и отрасль науки, и учебная дисциплина
государственного права Российской Федерации
в качестве своего общего объекта имеют
один и тот же круг общественных отношений,
благодаря чему носят одно и то же наименование.
Вместе с тем, в каждой из указанных трех
разновидностей, государственное право
имеет свой объект, свою функцию. Поэтому
предмет отрасли государственного права
составляет регулирование определенного
круга общественных отношений, которые
отличаются существенными особенностями,
что и предопределяет особое место государственного
права в правовой системе российского
государства. Общественные
отношения, регулируемые нормами государственного
права, весьма сложны, многочисленны и
многообразны по своему конкретному содержанию.
Поэтому и в современной науке государственного
(конституционного) права общественные
отношения, составляющие предмет данной
отрасли права, рассматриваются по-разному,
что свидетельствует об отсутствии единства
в понимании предмета государственного
(конституционного) права. В то же время
преобладающей является позиция тех авторов,
которые утверждают, что предметом государственного
(конституционного) права являются отношения,
складывающие во всех сферах жизнедеятельности
общества: политической, экономической,
социальной, духовной и пр., а далее следует
утверждение о том, что нормы данной отрасли
права регулируют лишь “определенный
слой отношений в указанных сферах. К его
предмету относятся те отношения, которые
можно назвать базовыми, основополагающими
в каждой из указанных сфер”. Предмет
конституционного права можно определить
как совокупность общественных отношений,
определяющих: 1. Основы
конституционного строя (основы государственного
и общественного строя, закрепленные в
качестве таковых положениями Конституции
РФ, конституциями (уставами) субъектов
Российской Федерации и политико-территориальное
устройство страны; 2.
Отношения, возникающие в процессе реализации
многонациональным народом России (населением
субъектов Российской Федерации) государственной
власти (в формах представительной и непосредственной
демократии), а также создания и функционирования
образуемых в этих целях выборных органов
государственной власти;
3 Основы правового статуса человека
и гражданина, а также содержание
процесса реализации политических
прав и свобод граждан”.
Современное конституционное право
Российской Федерации можно было бы определить
как ведущую фундаментальную отрасль
публичного права, которая объединяет
в единую систему конституционно-правовые
нормы, устанавливающие:
- основы общественного строя;
- основы взаимоотношений личности
и государства;
- отношения по организации и
осуществлению публичной (общественной
и государственной) власти”.
Конституционное право как совокупность
норм имеет свою систему. Система
есть внутреннее строение отрасли,
ее структура, определяемая дифференциацией
и интеграцией конституционно-правовых
норм. Систему конституционного права
обусловливают взаимосвязи норм данной
отрасли права, их объединение в правовые
институты.
Первичным звеном системы отрасли
права всегда выступает правовая
норма. Совокупности конституционно-правовых
норм, регулирующие относительно самостоятельные
блоки общественных отношений, называются
конституционно-правовыми институтами.
Необходимо отметить, что система конституционно-правовых
институтов также представляет собой
сложную систему: более крупные институты
объединяют в себе более мелкие, а те
в свою очередь также подразделяются
на институты. Основными критериями выделения
конституционно-правовых институтов,
их отграничения друг от друга выступают
несколько признаков:
1) круг общественных отношений, на
регулирование которых направлены нормы
правового института;
2) специфика правовых норм института,
а также правовых отношений возникающих
под воздействием этих норм;
3) круг источников, содержащих нормы правового
института. В юридической литературе по
конституционному праву не выработано
единого подхода к делению отрасли конституционного
права на правовые институты. Наиболее
принятой является их классификация исходя
из строения Конституции как основного
источника конституционного права.
Институт основ конституционного
строя. Данный институт является
центральным в системе конституционного
права базой для всей отрасли.
В свою очередь институт
основ конституционного строя
делится на пединституты:
1) основные принципы отношений человека
и государства; 2) основные
принципы устройства государства и организации
государственной власти.
Институт основ конституционного строя
направлен на регулирование концептуальных
отношений между обществом и государством,
своеобразного их соглашения, устанавливающего
основные характеристики государства
и места в нем личности. Данный институт
имеет в основном конституционное закрепление,
ему посвящена первая глава Конституции
РФ. В институте основ конституционного
строя преобладают общие и декларативные
нормы, в результате действия которых
возникают по большей части общерегулятивные
отношения. Свойством норм этого института
является повышенная степень их стабильности,
гарантированная сложной процедурой внесения
изменений в первую главу Конституции
РФ.
1. Институт нрав и свобод человека
и гражданина. Это самый крупный
институт конституционного права,
закрепленный в большом количестве
источников, начиная с международных
конвенций о правах человека. Конституция
РФ признает и гарантирует права и свободы
человека и гражданина, признает их
неотчуждаемость. Механизм реализации
конституционных прав человека и гражданина
воплощается в различных нормативных
правовых актах. Нормы этого института
также носят общий характер, как и возникающие
правоотношения.
2. Институт федеративного устройства.
Нормы данного института закрепляют
федеративные отношения, лежащие
в основе построения российского
государства. В основном нормы данного
института отражены в Конституции РФ,
а также в конституционно-правовых договорах
(Федеративном договоре договорах
о разграничении предметов ведения между
Федерацией и ее субъектами)[10]. Круг субъектов
- адресатов норм института федеративного
устройства - состоит из Российской Федерации
и ее субъектов.
3. Институт референдума и выборов
как высших непосредственных
форм народовластия. Нормы данного
института определяют порядок
реализации прав граждан на
участие в референдуме и в выборах.
Основной массив норм находится не в Конституции
РФ, а в федеральных конституционных
и федеральных законах (например о
референдуме Российской Федерации
об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации).
4. Институт системы органов государственной
власти и местного самоуправления.
Нормы данного института закреплены
как в Конституции РФ, так
и в иных актах (например,
федеральные конституционные законы
о Конституционном Суде о Правительстве
РФ). На основе данных норм возникают как
общие, так и конкретные правоотношения,
в институте организации государственной
власти и местного самоуправления значительную
часть занимают так называемые «компетенционные»
нормы, определяющие полномочия государственных
органов.
5. Институт местного самоуправления.
Нормы данного института определяют
организацию местного самоуправления,
которое наряду с государственной
властью является формой осуществления
народовластия. Конституция РФ
содержит основные положения о местном
самоуправлении, которые развиваются
в текущем законодательстве (федеральные
законы об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации о финансовых основах местного
самоуправления в Российской федерации
и др.). 6. Институт Конституции. Конституция
- самостоятельный объект конституционно-правового
регулирования, точнее саморегулирования,
так как именно в ней установлены положения,
о ее верховенстве непосредственном
действии, о порядке изменения положений
Конституции. Источником данного института
является сама Конституция, а также
Федеральный закон «О порядке принятия
и вступления в силу поправок к Конституции
Российской Федерации».
Конституционное право является одной
из отраслей российской правовойсистемы,
но занимает среди них особое место.
Соотношение Конституционного
права с другими отраслями
системы российского права (административное,
финансовое, гражданское, трудовое,
уголовное и др.), определяется соотношением
между Конституционным правом и
этими отраслями права. Конституционное
право является ведущей отраслью
права; оно устанавливает
основные начала других
его отраслей.
Следовательно, Конституционное
право является важнейшей
отраслью российского правоведения. Она
определяет исходные положения для
отраслевых юридических дисциплин. Так,
Конституционное право анализирует принципы
построения и деятельности органов государственного
управления, показывает их место в
системе органов российского государства
и принципы взаимоотношений с
представительными и исполнительными
органами. Административное право
тесно взаимодействует с Конституционным
правом. Будучи ведущей
отраслью российского права,
Конституционное право закрепляет
основные принципы организации
и функционирования исполнительной
власти, место ее
субъектов в государственном
механизме, правовые основы
их формирования, их
взаимодействие с другими ветвями единой
государственной власти (ст. ст. 10, 11,
71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции
РФ); права и свободы человека
и гражданина, значительная
часть которых практически реализуется
в сфере государственного управления
(ст. ст. 85, 103, 11, 117 Конституции
РФ) и так далее. Многие стороны
организации и деятельности механизма
исполнительной власти определяется
федеральными и иными законодательными
нормами. Административное право берет
исходные начала в нормах Конституционного
права, детализирует их, определяя при
этом правовой механизм реализации
прав и свобод конкретных участников
управленческих общественных отношений
и административно-правовые средства
его защиты; формы и методы государственно-управленческой
деятельности, основания ее отраслевой
и межотраслевой, региональной и местной
организации и так дале.
Следовательно, она определяет исходные
положения административного права. Конституционное
право устанавливает экономическую
систему Российской Федерации, основу
которой составляет разнообразие форм
собственности и их равную защиту
государством. Согласно ст. 34 Конституции
РФ каждый имеет право на
свободное использование своих
способностей и имущества
для предпринимательской и
иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
Положения Конституционного права по
этим вопросам являются исходными для
гражданского права. Положения Конституционного
права о свободе труда и праве каждого
свободно распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать род деятельности
и профессию, запрете принудительного
труда, право на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены, а также на вознаграждение
за труд без какой бы то ни
было дискриминации и не
ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда
(ст. 37 Конституции РФ) - являются
исходными для трудового права. Конституционное
право, закрепляя компетенцию Российской
Федерации и ее субъектов (республик, областей,
краев и т.д.) определяет их бюджетные и
налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции
РФ). Эти государственно-правовые нормы
являются исходными для финансового права,
регулирующего общественные отношения,
возникающие в процессе аккумуляции и
распределения государственных денежных
средств. Конституционное право закрепляет
обязанности граждан РФ соблюдать Конституцию
РФ, исполнять законы, а также нести всеобщую
воинскую обязанность (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции
РФ). Данные положения являются основополагающими
для уголовного права. В Конституционное
право входят нормы, определяющие принципы
организации и деятельности судов и прокуратуры
(гл. 7 Конституции РФ). Они устанавливают
основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального
права. Таким образом,
Конституционное право содержит нормы,
определяющие основы всех других отраслей
права. Но это не означает, что оно объединяет
всеотрасли права и что его нормы регулируют
все общественные отношения.
Конституционно-правовые нормы — это
нормы только Конституционного права,
а регулируемые ими общественные отношения
— только конституционно-правовые отношения.
Вместе с тем они являются основой, на
которой возникаютобщественные отношения,
регулируемые другими отраслями права.
Из выше сказанного можно вывести следующее
определение Конституционного права —
это ведущая отрасль права Российской
Федерации, представляющая собой совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения, обеспечивающие
единство общества как целостной социальной
системы
(основы Конституционного строя, статус
человека и гражданина,
федеративное
устройство государства, система органов
власти).
Это определение позволяет установить,
какие правовые нормы по своему
содержанию
составляют Конституционное право, определить,
относится ли та
или
иная норма к Конституционного праву
или нет. Если правовая норма касается
основ общественного строя Российской
Федерации, основ правового статуса
граждан РФ, их основных прав и обязанностей,
то она относится к числу норм, составляющих
Конституционное право.
Если правовая норма закрепляет
национально-государственное устройство
РФ, правовой статус субъектов
РФ, то она является конституционно-правовой
нормой.
Если правовые нормы устанавливают
систему государственных органов РФ,
принципы их организации и деятельности,
компетенцию этих органов, порядок их
образования и деятельности, то они относятся
к нормам Конституционного права.
При определении круга общественных отношений,
регулируемых нормамиКонституционного
права, следует иметь в виду, что правовое
регулирование общественных отношений
заключается в установлении прав и обязанностей
участников отношений. Конституционно-правовые
нормы, устанавливая права иобязанности
участников регулируемых ими общественных
отношений, придают этим отношениям государственно-правовой
характер. Конституционное
право составляют многочисленные нормы.
Они регулируютширокий круг общественных
отношений. Задача состоит в том, чтобы
во всем многообразии государственно-правовых
отношений найти их общее основное содержание,
показать, что конкретные отношения в
конечном итоге являются его проявлением.
Это позволит дать общую характеристику
государственно-правовым отношениям,
определить их специфику, обусловливающую
объединение указанных общественных отношений
в одну группу и их регулирование одной
самостоятельной отраслью права.
Очевидно, для правильного решения поставленной
задачи надо руководствоваться главным,
а именно тем, что Конституционное право
составляют нормы, закрепляющие устройство
Российской Федерации. Следовательно,
надо исходить из сущности российского
государства, как государства демократического,
федеративного, правового с республиканской
формой правления. Поэтому роль Конституционного
права состоит, прежде всего, в обеспечении
вышеперечисленных основополагающих
принципов – основания построения всего
государства. Закрепляя
основы правового статуса граждан РФ,
обладание ими социально-экономическими,
политическими и личными правами и свободами,
право граждан РФ участвовать в управлении
общественными делами, Конституционное
право обеспечивает активное участие
граждан РФ в осуществлении власти в Российской
Федерации. Прежде всего, это конституционные
нормы, закрепляющие социально-экономические
права и политические свободы граждан
и их обязанности. Народный
суверенитет выражается в первую очередь
в обладании гражданами РФ всей полнотой
государственной власти. Все это говорит
о том, что Конституционное право является
важнейшей отраслью российского права
и занимает в его системе первое место.
Ведущее место Конституционного права
в системе права определяется и тем, что
многие входящие в него нормы устанавливают
основные начала, основные принципы других
отраслей российского права.