Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:48, контрольная работа
Английская колонизация американского континента значительно запоздала относительно испанской и французской и поэтому происходила в несколько иных условиях не только территориально, но и самое главное в иных политических условиях.
Введение………………………………………………………………....2
Глава I:Принятие конституции
1.2.Общая х-ка Конституции 1787г………………………………..3
1.3Причины принятия конституции……………………………….5
Глава II: Содержание Конституции
2.1 Вопрос о народном суверенитете……………………………..8
2.2 Судебная система……………………………………………..…8
2.3 Законодательная власть………………………………………..11
2.4 Исполнительная власть……………………………...…………12
Глава III: Историческая эволюция Конституции США………………...16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………… ..…..19
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава I:Принятие конституции
1.2.Общая х-ка Конституции 1787г………………………………..3
1.3Причины принятия
Глава II: Содержание Конституции
2.1 Вопрос о народном
2.2 Судебная система……………………………………
2.3 Законодательная власть……………………
2.4 Исполнительная власть………………………
Глава III: Историческая эволюция Конституции США………………...16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………… ..…..19
Введение.
Английская колонизация
американского континента значительно
запоздала относительно испанской
и французской и поэтому
Глава I:Принятие конституции
1.2 Общая характеристика.
В ходе разработки новой конституции были в первую очередь решены
наиболее принципиальные вопросы, касающиеся
общих характеристик будущего государственного
образования. Предложение А. Гамильтона
учредить новое государство в форме конституционной
монархии по образцу Великобритании не
получило поддержки у большинства делегатов,
воспитанных на традициях американского
республиканизма. Обсуждение принципов
будущей республиканской модели велось
на основе т. н. «вирджинского плана», одним
из авторов которого был Дж. Мэдисон. У
большинства делегатов нашла поддержку
идея бикамерализма, предполагающая учреждение
двухпалатного законодательного собрания,
в котором одна из палат представляла
бы интересы штатов. При решении вопроса
о форме государственного устройства
был достигнут разумный компромисс между
сторонниками сохранения конфедеративных
начал и инициаторами создания унитарного
государства. Новое государство явилось
федерацией, сочетающей сильную центральную
власть в лице широко компетентного и
правомочного федерального конгресса,
способного функционировать независимо
от штатов, со значительной автономией
штатов в решении своих внутренних вопросов,
гарантированно защищенных от возможной
«тирании» над ними со стороны федеральной
власти в целом или ее отдельных ветвей.
Все заложенные в Конституции принципы
были сформулированы достаточно гибко,
что позволило в будущем успешно приспосабливать
их к изменяющимся обстоятельствам без
значительной ревизии их внутренней сущности.
Конституционный документ оказался весьма
компактным по объему (подсчитано, что
он содержит не более 5000 слов). В структурном
отношении Конституция открывается краткой
(в одну фразу) преамбулой, где назван источник
конституционной власти (таковым провозглашается
народ) и перечислены официальные цели
принятия Конституции (создание более
совершенного союза, установление правосудия,
обеспечение внутреннего спокойствия,
организация совместной обороны, гарантирование
общего благосостояния, обеспечение нынешнему
поколению и будущему потомству благ свободы).
Далее следуют семь различных по объему
статей, подразделяемых на разделы и пункты
(абзацы), которые регулируют организацию,
полномочия и способы взаимодействия
государственных органов различного уровня
(в масштабах федерации, штатов и местных
административно-
Хотя принцип разделения властей в Конституции
прямо не декларируется, он пронизывает
все ее положения, касающиеся организации
федеральных государственных структур.
Порядок изложения в Конституции элементов
государственной системы сви-детельствует
о таком понимании «отцами-основателями»
иерархии между ветвями власти, при котором
приоритет отдается власти законодательной
— ей, как «первой ветви» (first branch), посвящена
статья I, состоящая из десяти разделов
и занимающая по объему почти половину
текста Конституции.
Высшая законодательная власть осуществляется
конгрессом США, состоящим из двух палат
— палаты представителей и сената. Первая
из них избирается сроком на 2 года прямым
голосованием населения штатов; в этой
палате делегации от отдельных штатов
имеют различную численность. Сенат составляется
по два человека от каждого штата, независимо
от численности его населения. Первоначально
сенаторы избирались легислатурами отдель-ных
штатов, но начиная с 1913 г. (поправка XVII
в.) они стали избираться населением штатов.
Срок полномочий сенаторов определяется
в 6 лет; каждые два года сенат обновляется
на одну треть (т. н. «принцип ротации»).
Идея пропорционального представительства
штатов в нижней палате конгресса и равного
представительства их в сенате принадлежала
депутату Конституционного Конвента от
штата Коннектикут Р. Шерману и потому
получила наименование Коннектикутского
компромисса. Эта идея содержала определенную
гарантию защиты интересов малых штатов
перед опасностью третирования этих интересов
крупными штатами.
Палаты наделены практически равными
правами в сфере законодательства. Однако
у каждой из них имеются исключительные
полномочия. Так, все финансовые билли
могут вноситься только в палату представителей;
сенат может лишь предлагать поправки
к ним. Только палата представителей имеет
право выступать с инициативой импичмента
в отношении высших должностных лиц; рассмотрение
же обвинений по этим делам принадлежит
исключительно сенату. Только сенат участвует
в процедуре назначения высших должностных
лиц государства (палата представителей
от этой процедуры устранена). Сенату же
принадлежит приоритет и в делах внешней
политики (в частности, он имеет право
ратификации международных договоров).
Практически все указанные выше конституционные
положения были результатами компромиссов,
достигнутых в ходе ожесточенных дебатов.
Против идеи двухпалатного конгресса
выступало значительное количество делегатов
Конвента. Однако подавляющее большинство
из них справедливо считали, что двухпалатная
структура конгресса позволит достичь
сочетания двух принципов — идеи общенационального
представительства (воплощенной в лице
нижней палаты) и идеи представительства
субъектов Федерации как таковых (в лице
сената). Взаимное «сдерживание» палат
должно было обеспечить более качественную
законотворческую работу всего конгресса
в целом. «Сдерживание» рассматривалось
и в более широком аспекте как возможность
установления баланса между более демократическим
характером нижней палаты и более аристократическим
— верхней.
Далеко не единодушным было мнение «отцов-основателей»
и относительно сроков функционирования
палат, особенно нижней. Если часть делегатов
Конвента настаивала на ежегодном переизбрании
палаты представителей, то группа во главе
с Дж. Мэдисоном считала оптимальным трехгодичный
срок ее полномочий. Аргументация первого
из этих предложений исходила из опасения
«тирании», которой якобы чревато длительное
пребывание на государственной должности
(популярная в то время поговорка гласила:
«Когда прекратятся ежегодные выборы,
начнется тирания»); авторы второй инициативы
брали во внимание необходимость преемственности
руководства. В будущем, когда Конституция
уже вступила в силу, инициативы по изменению
сроков полномочий палат возникали еще
неоднократно.1
1.3 Причины принятия конституции.
Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал «вечного союза», чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны – все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов. В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае. В Филадельфии специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию. Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную делегацию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса. Остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах. В составе 55 делегатов было 24 финансиста, 11 судовладельцев. Конституция готовилась в течение четырех месяцев и была подписана 17 сентября 1787 г. гораздо меньшим числом делегатов из 55 прибывших на филадельфийский конвент в мае месяце. Часть делегатов покинула Конвент в знак несогласия с предметом обсуждения. Конституция 1787 года не ликвидировала политической автономии штатов, но она противопоставила ей сильную централизованную власть. Конфедерация превратилась в федерацию. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Он состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье (Ш. Монтескье – французский философ-просветитель XVIII в., один из создателей теории разделения властей), сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взгляда, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему «сдержек и противовесов», которая покоится на следующих основополагающих началах. Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти – Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом. Сенат – легислатурами штатов. Президент – носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти – Верховный суд – формируется совместно президентом и сенатом. Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на четыре года, члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно. Это позволяет добиваться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины. В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах.2 Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах. Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это означает, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормаустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса. Система «сдержек и противовесов» должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти. Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст.VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права, по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.
Глава II: Содержание Конституции
Судебной власти посвящена
статья III. В первом ее разделе сказано, что «судебная власть Соединенных
Штатов будет принадлежать Верховному
суду и тем низшим судам, которые конгресс
может время от времени учреждать и создавать».
Члены Верховного суда (численность которого
с течением времени менялась, — см. об
этом ниже) назначаются президентом «с
совета и согласия сената» и «будут сохранять
свои должности до тех пор, пока они ведут
себя безупречно» — фактически это означает
принцип пожизненности в замещении судейских
должностей. Юрисдикция федеральных судов
распространяется на все споры, стороной
в которых являлись Соединенные Штаты,
а также на споры между штатами, между
штатами и гражданами других штатов, между
гражданами различных штатов. Помимо рассмотрения
дел в качестве суда первой инстанции,
Верховный суд может выступать и в качестве
апелляционного суда, юрисдикция которого
определяется конгрессом. В соответствии
с абз. 3 раздела 2 ст. III, за исключением
дел, рассматриваемых в порядке импичмента,
дела о всех преступлениях решаются с
участием присяжных заседателей; эти дела
слушаются в штатах по месту преступления.
Раздел 3 ст. III формулирует понятие измены
против Соединенных Штатов, которая может
состоять в ведении войны против них, в
переходе на сторону их врагов, в оказании
этим врагам помощи и поддержки. Осуждение
за измену может произойти лишь по показаниям
двух свидетелей или на основании собственного
признания обвиняемого; косвенных улик
для этого недостаточно.3
Статья IV Конституции регулирует вопросы,
связанные с отношениями между штатами.
Здесь же определяются взаимоотношения
между штатами и федерацией в целом, а
также отношения граждан одного штата
с властями других штатов. Согласно разделу
4 данной статьи Соединенные Штаты являются
гарантом республиканской формы правления
во всех субъектах Федерации, хотя самого
определения республиканской формы в
Конституции не содержится. В Конституции
ничего не говорится о праве штатов на
выход из состава федерации и о возможности
разрыва правовых отношений с ней.
Статья V устанавливает процедуру изменения
Конституции. Как закон особого качества,
воплощающий верховное право страны, Конституция
наделяется высокой степенью стабильности,
а процедура ее изменения выводится из
сферы обычного законодательного процесса.
Сама же возможность изменения Конституции
была теоретически обоснована задолго
до ее принятия. Т. Джеф- ферсон решительно
настаивал на праве каждого последующего
поколения вносить изменения в основной
закон страны, рас-сматривая это право
как дополнительное средство повышения
демократичности Конституции.
Способ изменения Конституции заключается
в процедуре внесения в нее поправок, принимаемых
квалифицированным большинством (двумя
третями) обеих палат федерального конгресса,
либо специальным Конвентом, созванным
по требованию двух третей от общего количества
субъектов Федерации. Поправки должны
быть ратифицированы законодательными
собраниями либо Конвентами трех четвертей
всех штатов — конкретный способ ратификации
предлагается конгрессом. Президенты
США не имеют юридического отношения к
процедуре принятия конституционных поправок,
поэтому их участие в этой процедуре имеет
чисто церемониальный характер.
Весьма сложный порядок изменения Конституции
(в этом отношении она относится к категории
«жестких» конституций) — одна из дополнительных
причин ее стабильности, но, с другой стороны,
и тормоз ее обновления. До настоящего
времени в Конституцию внесено лишь 27
поправок (последняя из них ратифицирована
в 1992 г.; она содержит запрет на изменение
жалования депутатам конгресса в течение
срока, на который они избраны). Кстати,
идея последней из этих поправок была
высказана еще Дж. Мэдисоном в 1789 г. — она
входила в комплекс первых поправок, из
которых сформировался федеральный Билль
о правах. Получается, что 27 поправка находилась
на ратификации в легислатурах штатов
в течение 203 (!) лет, пока, наконец, 7 мая
1992 г. 38-й по счету штат (Мичиган) не ратифицировал
его, обеспечив необходимое большинство
в три четверти от общего количества штатов.
Основная идея ст. VI Конституции состоит
в провозглашении принципа верховенства
(супрематии) федерального права над правом
штатов. Правомочия федеральной власти
ограничены, но в пределах этих правомочий
федеральная власть есть власть высшая.
В соответствии с этим любые положения
конституций или законов отдельных штатов
не имеют юридической силы, если они противоречат
федеральной Конституции, федеральному
закону или договору, заключенному Соединенными
Штатами. Последний пункт в этом перечне
весьма показателен и заслуживает самого
пристального внимания — согласно Конституции
США впервые в мировой конституционной
практике в национальное право конкретной
страны внесено т. н. «право наций», представленное
существующей на данный момент системой
международных договоров. Новаторский
характер данного положения должен быть
оценен по достоинству.
Раздел 3 ст. VI устанавливает правило, согласно
которому депутаты федерального конгресса,
члены легислатур штатов, все чиновники
исполнительной и судебной власти федерального
уровня и уровня штатов обязаны принести
присягу на верность Соединенным Штатам.
Статья VII предусмотрела порядок ратификации
принятой Конституции — для этого было
необходимо и достаточно принятие ее конвентами
девяти штатов.
Обсуждение и утверждение Конституции
США в законодательных собраниях штатов
началось с октября 1787 г. Сразу же обнаружилось,
что проект Конституции не находит безоговорочной
поддержки. Противники проекта обнаруживали
в нем монархические тенденции, усматривали
опасность возникновения олигархии, которая
будет способна похоронить принципы свободы,
завоеванные в ходе революционной войны.
Поскольку обсуждение проекта в легислатурах
штатов шло с большими затруднениями и
не было уверенности в том, что требуемое
квалифицированное большинство сторонников
Конституции будет достигнуто, три наиболее
активных ее приверженца — А. Гамильтон,
Дж. Мэдисон и Дж. Джей — выступили в массовой
печати с серией статей в защиту разработанного
конституционного проекта. Скрывшись
под псевдонимом Публия Валерия Папликолы
(таково было имя легендарного основателя
Римской республики, действовавшего в
период после изгнания последнего царя
Таркви- ния Гордого), они опубликовали
за 8 месяцев 85 статей. Впоследствии эти
статьи были изданы отдельным сборником
под наименованием «Федералист» и стали
настольной книгой для многих поколений
американских и европейских государствоведов.
По словам известного американского историка
К. Росситера, данный сборник «имеет репутацию
самого авторитетного комментария по
Конституции США. Как документ американской
политической истории "Федералист"
стоит третьим по важности вслед за Декларацией
независимости и Конституцией США».
Усилия авторов «Федералиста» достигли
своей цели, и процедура ратификации Конституции
в легислатурах большинства штатов была
успешно завершена 21 июня 1788 г. К этому
времени
Конституция была ратифицирована конвентами
девяти штатов, как это и предусматривалось
ст. VII. В дальнейшем ее ратифицировали
и конвенты всех остальных штатов. Последним
в этом списке был штат Род-Айленд, представители
которого, как отмечалось ранее, не принимали
участие в работе Филадельфийского Конституционного
конвента. 29 мая 1790 г. конвент штата Род-Айленд
34 голосами против 32 был вынужден поддержать
федеральную Конституцию под угрозой
экономических санкций, объявленных уже
действовавшим правительством США. Официальной
датой вступления в силу новой Конституции
считается 4 марта 1789 г. — день открытия
заседаний конгресса первого созыва.
Еще задолго до этой даты были официально
утверждены два наиболее важных государственных
символа. Национальный флаг США был утвержден
решением второго Континентального конгресса
14 июня 1777 г. Флаг представлял собой полотнище
с чередующимися полосами красного и белого
цветов; в левом верхнем углу на синем
поле располагалось такое количество
белых звезд, которое равнялось числу
штатов. Национальный герб США был утвержден
конгрессом конфедерации 20 июля 1782 г. На
гербе изображен орел с распростертыми
крыльями, держащий в когтях 13 стрел и
оливковую ветвь. Над головой орла — розетка
с 13 звездами, на груди — щит с цветами
государственного флага. Герб украшен
лентой с девизом: «E pluribus unum». Официальный
гимн США («Звездное знамя»), основанный
на мелодии религиозного псалма, был утвержден
гораздо позднее — лишь в 1931 г.
Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата. В 1819 году верховный суд США под председательством Джона Маршалла рассмотрел дело Маккаллох против Мэриленда[22] и постановил, что конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьёй I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия. В 1913 году Семнадцатой поправкой в Статью I было внесено важное изменение, которое устанавливало прямые выборы сенаторов. До этого сенаторы избирались легислатурами штатов. Конституция закрепила основные процедуры работы парламента. Кворум установлен на уровне большинства от избранного числа членов палаты. При этом четко указано, что в отсутствие кворума палата может принимать решения лишь об объявлении перерыва или принятию мер по обеспечению кворума. Закреплено право одной пятой присутствующих членов палаты потребовать проведения любого голосования в поименном режиме, а также право каждой палаты самостоятельно принимать регламент своей работы. Интересной особенностью статьи 1 Конституции США стала процедура разрешения избирательных споров: любые споры о легитимности мандата депутата или сенатора решает та палата, членом которой он является.4
Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов. В должность президента может быть выбран только тот, кто родился гражданином Соединенных штатов или кто был гражданином во время утверждения Конституции; не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах. В случае удаления президента от должности или в случае смерти, выхода в отставку или неспособности пользоваться правами и исполнять свои обязанности его заменяет вице-президент.[23]
— из Конституции США 1787 г.
В статье описаны порядок выборов, требования к кандидату в президенты, клятва, которую президент приносит при вступлении в должность, полномочия президента. Также статья вводит институт вице-президента США, который избирается одновременно с президентом. Двадцать пятая поправка закрепила правило, согласно которому вице-президент занимает пост президента в случае досрочного прекращения его полномочий. Первоначальный текст был неудачно сформулирован и оставлял возможность различного толкования того, становится ли вице-президент президентом или просто исполняет его обязанности до следующих выборов. Первый прецедент случился в 1841 году, когда девятый президент Уильям Генри Гаррисон умер спустя месяц после избрания и вице-президент Джон Тайлер стал десятым президентом. Таким образом Двадцать пятая поправка закрепила сложившееся правило. В 1951 году была ратифицирована Двадцать вторая поправка, которая установила, что никто не может занимать пост президента более двух сроков. Кроме того, в этой же статье предусмотрена возможность отрешения от должности всех гражданских должностных лиц, включая президента (импичмент). В разделе 2 Статьи II упоминаются «высшие должностные лица каждого из департаментов исполнительной власти» (англ. principal Officer in each of the executive Departments). Фактически это единственное упоминание о кабинете президента США — аналоге правительства.