Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа
Конституционная революция в Иране 1905 – 1911 гг. – первая среди движений, с которых началось «пробуждение Азии». Она представляет собой один из решающих этапов политической борьбы в Иране XX в. Определяя место и роль революции, часть исследователей отказывает ей в «статусе» революции, рассматривая событие как конституционное движение (которое действительно являлось составляющей многокомпонентного и неоднозначного по своей природе революционного процесса), либо уклончиво называет ее «конституционной революцией», подчеркивая, что политические лидеры Ирана ставили перед собой скромную цель реформирования государственного строя в сторону отхода от авторитарного произвола монархии. Отстаивая точку зрения о «буржуазности» иранской революции, С.Л. Агаев, например, считает ее близкой по своему характеру к ранним буржуазным революциям на Западе, т.е. периоду XVI—XVIII вв. Он применяет сравнительно-типологический метод, предполагающий включение Ирана в контекст исторического развития Европы нового времени
1. Роль, место и предпосылки Конституционной революции
в Иране 1905 – 1911 гг.
3
2. Начало революции. Создание меджлиса
3
3. Движущая сила революции
6
4. Деятельность меджлиса первого созыва
6
5. Принятие Дополнений к Основному закону
8
6. Разгон меджлиса
9
7. Деятельность первых политических партий
10
8. Меджлис второго созыва
11
9. Интервенция и подавление революции
11
Министерство образования Республики Беларусь
Кафедра Новой и Новейшей истории
Контрольная работа по предмету «История Азии и Африки»
на тему «Конституционная революция в Иране 1905 – 1911 г.г.»
Выполнил студент курса группы
Исторического факультета
Заочной формы получения образования
Проверил кандидат наук
Кафедры
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль, место и предпосылки Конституционной революции в Иране 1905 – 1911 гг. |
3 |
2. Начало революции. Создание меджлиса |
3 |
3. Движущая сила революции |
6 |
4. Деятельность меджлиса первого созыва |
6 |
5. Принятие Дополнений к Основному закону |
8 |
6. Разгон меджлиса |
9 |
7. Деятельность первых политических партий |
10 |
8. Меджлис второго созыва |
11 |
9. Интервенция и подавление революции |
11 |
1. Роль, место и предпосылки Конституционной революции
в Иране 1905 – 1911 гг.
Конституционная революция в Иране 1905 – 1911 гг. – первая среди движений, с которых началось «пробуждение Азии». Она представляет собой один из решающих этапов политической борьбы в Иране XX в. Определяя место и роль революции, часть исследователей отказывает ей в «статусе» революции, рассматривая событие как конституционное движение (которое действительно являлось составляющей многокомпонентного и неоднозначного по своей природе революционного процесса), либо уклончиво называет ее «конституционной революцией», подчеркивая, что политические лидеры Ирана ставили перед собой скромную цель реформирования государственного строя в сторону отхода от авторитарного произвола монархии. Отстаивая точку зрения о «буржуазности» иранской революции, С.Л. Агаев, например, считает ее близкой по своему характеру к ранним буржуазным революциям на Западе, т.е. периоду XVI—XVIII вв. Он применяет сравнительно-типологический метод, предполагающий включение Ирана в контекст исторического развития Европы нового времени [2].
Идеологические принципы иранской революции вырабатывались постепенно. Их возникновение было подготовлено деятельностью писателей и публицистов просветительского толка 3.Марагаи, А.Талибова, Мальком-хана и др., а также появлением во второй половине XIX в. тайных обществ, объединявших представителей аристократии, крупного торгового капитала, духовных лиц, купцов и ремесленников. Суть их требований сводилась к постепенной модернизации страны под эгидой монарха, освобождению от экономической и политической зависимости от европейских стран, созданию равных условий местному и иностранному капиталу для коммерческой и предпринимательской деятельности – к тому, что было выражено в названии созданной Мальком-ханом в 1857-58 гг. организации Джамэ'э Адамийат – Общество гуманности. В этот период заявляют о своих требованиях и народные массы. Голодные бунты, демонстрации с требованием отставки садр-азама (первого министра), выступления против иностранных чиновников, волнения на почве злоупотреблений местной администрации и т.д. охватили всю страну.
2. Начало революции. Создание меджлиса
Начало революции связывается со спровоцированными властями народными волнениями в Тегеране в декабре 1905 г. и бестом (древнее право укрытия, которым обладали мечети, жилища высших духовных авторитетов) высшего духовенства в святом предместье столицы Шах Абдоль-Азим. Обосновавшись неподалеку от Тегерана, улемы (высшие духовные авторитеты) во главе с А. Бехбехани и М. Табатабаи направили шаху послание с перечнем претензий к правительству. Наряду с заявлениями корпоративного свойства, главы столичного духовенства настаивали на смещении непопулярных министров и учреждении в стране адалят-хане (домов справедливости), т.е. судебных палат, действовавших на основании закона, которому бы одинаково подчинялись «шах и последний из его подданных». Идея созыва адалят-хане, преподнесенная в понятной и приемлемой для толпы форме, стала лозунгом народного движения в первой половине 1906 г., а уже с лета, истолкованная в расширительном смысле, слилась с требованием созыва парламента (меджлиса), выдвинутым группой светских реформаторов. Июльская забастовка 1906 г. в Тегеране, распространившаяся на крупные провинциальные центры – Тебриз, Шираз, Исфаган – заставила Мозаффар од-Дин-шаха подписать 5 августа указ о введении конституции, а 9 сентября также под давлением «снизу» было утверждено положение о выборах в меджлис.
История революции 1905-1911 гг. это по сути история борьбы иранцев за создание меджлиса, действий в его поддержку, а после переворота 23 июня 1908 г. – за восстановление конституционных начал и созыв нового парламента. Меджлис являлся символом революции, основной ее идеей и завоеванием.
К нему аппелировали самые разнородные социальные и политические силы: высшее духовенство и светские либералы из правительственных сфер, ханы племен – полунезависимые феодальные правители, ремесленники и торговцы.
Возглавили революцию высшее духовенство и светские деятели, занимавшие видные государственные посты или связанные родственными узами с представителями двора и правительства. Именно они составляли «образованное меньшинство». Закономерно, что фактором, определившим начало и размах революционного движения, было участие шиитского духовенства, которое выделялось своей политической активностью еще на ранних стадиях антикаджарских выступлений. Независимое от монархии материально, оно являлось своего рода идейным оппонентом иранских правителей. Большую роль в формировании такой оппозиции сыграли догматические особенности шиизма, главным образом, доктрина имамата, отстаивавшая принципы верховного руководства шиитскими идеологами мусульманской общины государством. Повышенное внимание к этой проблеме и ее дальнейшая разработка авторитетными богословами в течение XIX в. способствовали консолидации духовного сословия по такому важному вопросу как вопрос о власти. Кроме того, высшее духовенство являлось единственной элитарной группой, связанной через своих многочисленных адептов и почитателей со всеми слоями общества, включая низы. Взаимоотношения с ними поддерживались во время частых публичных выступлений моджтахидов (улемов), проповедей, выполнения религиозных ритуалов, функций судебного характера. Все это, включая высокий общественный престиж и моральный авторитет служителей религии, обуславливало их роль как инициаторов и лидеров народных выступлений [7].
Соединив свои усилия со светскими идеологами, большая часть которых впоследствии вошла в состав меджлиса и занимала различные правительственные посты, духовенство настаивало на проведении в Иране преобразований в духе умеренного реформаторства. Но сотрудничество между идеологами обоих направлений было кратковременным, и уже с октября 1906 г., с началом деятельности меджлиса, бывшие союзники довольно быстро превратились в оппонентов, противостоящих друг другу по многим основным проблемам, обсуждавшимся в национальном собрании. «Странный союз» — так будет позже назван альянс светских и религиозных реформаторов, и надо отметить, что он в значительной мере оправдывал свое название. Не отрицая необходимости заимствования от европейцев политических институтов и экономических новшеств, которые были признаны «разумными», высшее духовенство подчеркивало, что они должны либо изначально соответствовать, либо быть приведенными в соответствие с «вечными и справедливыми» законами Пророка. Постоянное поминание Аллаха в связи с будущими реформами было не просто проявлением обычного ритуального благочестия, но имело для шиитских идеологов значение основополагающего принципа, по отношению к которому все остальные политические заявления духовных лиц - о конституции, парламенте, правах народа и пр. - приобретали служебное, подчиненное ему положение. Таким образом, начав борьбу с правительством и претендуя на солидную долю участия в управлении государством, улемы принимали модель конституционной монархии (принципы которой они декларативно отстаивали вместе со светскими реформаторами) только в одном случае - если она обещала сохранить, а в идеале усилить, их политические и экономические позиции в обществе.
В отличие от представителей шиитского духовенства, их светские «союзники» испытывали большее тяготение к принципам буржуазного парламентаризма, а признание подчинения «истинной» вере было, как правило, номинальным. Видоизменение существующей государственной системы подразумевало для светских преобразователей секуляризацию различных областей общественной жизни: суда, образования и т.д. Сказанное, разумеется, не означает, что деятельность этой группы реформаторов нужно рассматривать как ревностное и бескорыстное служение своим принципам. Их намерениями в неменьшей степени, чем у шиитского духовенства, руководил материальный и политический расчет. Так, сменивший в июле 1906 г. на посту садр-азама (первого министра) каджарского принца Айна од-Доуле, либерал Мошир од-Доуле сыграл немалую роль в деле упрочения конституционной монархии и был, как сообщают современники, пожалуй, единственным садр-азамом, отставка которого в марте 1907 г. не сопровождалась «всеобщей радостью и проклятьями». Но в то же время он нисколько не отступал от обычаев иранских вельмож, рассматривавших любые должности как средство личного обогащения, и с этой точки зрения мог также считать короткий период своего садр-азамства использованным весьма удачно. Подчеркнем, что этот сюжет не может квалифицироваться как частный случай, касающийся склонного к мздоимству министра и подобных ему лиц. Взятка, подарок, подношение - «пишкеш» - являлись в каджарском Иране действенными регуляторами общественных отношений, были не исключением, а нормой. Сами иранские шахи практиковали продажу государственных постов. Неудивительно поэтому, что принятие меджлисом закона, карающего лиц, уличенных во взяточничестве, вызвало при обсуждении в парламенте возражение: «если желающие получить место платят за назначение, то не следует это относить к взяткам». Но дань традиционным формам общественных отношений или голословные декларации о благе страны и народа, которые были призваны лишь завуалировать эгоистические цели отдельных лиц или групп (что особенно заметно в деле создания Национального банка) не меняют того факта, что конкретная деятельность светских реформаторов открывала перед Ираном перспективы буржуазного развития [6]. Отметим, что можно говорить именно о достаточно отдаленной перспективе, самом начале капиталистической модернизации страны, коснувшейся только одной сферы социального бытия общества — политики. Основа хозяйственной жизни, крупная феодальная возможность какого-либо реформирования в этой области не обсуждалась ни меджлисом, ни андоманами (анджумены).
3. Движущая сила революции
В литературе можно встретить мнение, что основной движущей силой революции была буржуазия. Но практически термин «буржуазия», а точнее «торговая буржуазия», может быть применен к численно незначительной категории крупного торгово-ростовщического капитала. Движение же создавалось ремесленниками и торговцами, связанными с местным рынком и сохранявшими черты феодального сословия, низшим духовенством, учащимися медресе, городскими низами – лути. Они получали элементарные уроки политической грамоты во время публичных выступлений или проповедей духовенства, адаптировавшего новые понятия и лозунги к уровню представлений этой традиционной, но быстро политизировавшейся массы. Обращение к народу впоследствии не раз помогало национальному собранию, зависевшему от симпатий улицы и опиравшемуся на них, отстаивать свои позиции в столкновениях с шахом и двором.
4. Деятельность меджлиса первого созыва
Деятельность меджлиса первого созыва стала стержнем политической жизни страны в 1906 – первой половине 1908 гг. Большинство его заседаний было открыто для публики, стенографические отчеты о работе парламента публиковались в газете «Меджлис» и обсуждались не только в политических клубах, но и в мечетях, и на базаре. Занятый разнообразной законодательной деятельностью, меджлис уделял внимание и практическим проблемам (в частности чисто муниципальной — снабжение столицы продовольствием по доступным ценам), выступал инициатором многих политических акций. Парламентарии, поддерживаемые и подогреваемые населением Тегерана и ряда крупных городов, в первую очередь Тебриза, наталкивались на неприятие и активное противодействие правительства и лично шаха. Первое серьезное столкновение между ними произошло в январе-феврале 1907 г., когда депутаты обратились к шаху с ультимативным требованием подтвердить указом конституционный характер власти, сделать министров ответственными перед меджлисом и сместить с поста главы таможен бельгийского чиновника Науса. Не располагая возможностями для военного подавления оппозиции, Мохаммед-Али-шах был вынужден принять ультиматум парламента. Эти события практически положили начало размежеванию политических сил в лагере конституционалистов (реформаторы), часть которых, особенно религиозные деятели, стали склоняться к союзу с шахом. Секулярный характер устремлений большинства депутатов, хотя и смягченный заявлениями в правоверном духе, обозначился к этому времени достаточно определенно, что в условиях обострения отношений между меджлисом и правительством ускорило сближение лидеров шиитского духовенства с шахом [4].
Кроме того, существенную значимость как часть отдельной проблемы приобретает смещение Науса и его помощника Прима. Находившийся на службе у шахов в течение 9 лет, бельгийский чиновник Наус практически являлся распорядителем государственной казны. Подотчетный только шаху, он содействовал заключению иностранных займов, погашение которых обеспечивалось доходами возглавляемых им таможен; каналами поступления средств были Шахиншахский и Учетно-Ссудный банки, представлявшие интересы Англии и России. В ситуации подъема борьбы против экономического и политического закабаления Ирана требование отставки Науса и части иностранной администрации отражало намерение парламента выработать линию независимого политического поведения. Еще в ноябре 1906 г. меджлис отказался утвердить новый англо-русский заем правительства и выдвинул идею создания Национального банка, от участия в делах которого отстранялись бы Иностранцы. Эти замыслы встретили поддержку и искреннее сочувствие народа. Обсуждение депутатами устава и начавшийся сбор средств по всему Ирану проходили под лозунгами «Да здравствует Национальный банк! Гоните Науса, мы его не хотим!». Но патриотический характер выступлений парламентских лидеров заметно расходился с реальностью. Учредители банка не торопились вносить обещанные внушительные суммы на его счет и ограничивались лишь заверениями симпатии к этому проекту. Солидаризуясь на словах с требованиями народных масс, они перенесли борьбу в иную плоскость, пытаясь свести проблему достижения экономической независимости только к смещению фигуры, ставшей одиозной.
При оценке этого явления необходимо помнить, что негативные характеристики «об отсутствии патриотизма» или «о пособничестве империалистическим кругам» верные сами по себе, мало что объясняют. Гораздо важнее обратить внимание на: а) деятельность каких групп определяла в этот период лицо меджлиса, б) мог ли существовать торговый капитал и земельные собственники вне установившихся связей с западным производством и в) какова была их роль при европейских партнеpax. Кроме того, расстроенные финансы, экономическая нестабильность, сопутствующая любой революции, недоверие к компаньонам и, наконец, отсутствие до октября 1907 г. закона, гарантирующего право собственности, являлись в совокупности серьезным препятствием в деле основания первого национального финансового предприятия.
Полные драматизма эпизоды с отставкой Науса, помимо вышесказанного, являются прекрасной иллюстрацией конкретных приемов «делания» политики, характерных для иранских парламентариев. Их типичность, повторяемость в будущем во многом определили сближение меджлиса с позицией правительства по мере спада революционной волны.
Информация о работе Конституционная революция в Иране 1905 – 1911 г.г