Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа
Английское общество XVII века имело серьезные предпосылки для зарождения такого явления как веротерпимость. Мы постараемся выявить основные причины, которые привели Джона Локка к появлению у него подобных идей. Стоит отметить, что концепция веротерпимости, которую он изложил, показала достаточно ясно и развёрнуто его воззрения на данную проблему.
Его идеи получили достаточно широкое распространение в Англии XVIII века. «Послание о веротерпимости», как и некоторые другие его работы (такие как «Два трактата о правлении») нашли свое отражение во взглядах более поздних мыслителей. Примером может служить Конституция США, в которой её авторы использовали, в частности, идеи Локка.
Подобная религиозная политика не устраивала всех нонконформистов. Кларендон, которому удалось нажить себе недоброжелателей практически во всех сферах жизни английского общества (не только в религиозной) в 1667 году был отправлен в отставку. После падения непопулярного Кларендона, власть перешла (1667-1673) к 5-и министрам: Клиффорду (Clifford), Эрлингтону (Arlington), Бэкингэму (Backingham), Эшли (Ashly) и Лоудердейлу (Lordayle), называемым от первых букв их имен «КАБАЛ» (“KABAL”), представляющей «снаружи» конституционные и протестантские симпатии, на самом деле являясь сторонником абсолютизма и (в некоторой степени) католицизма.
Период деятельности этого правительства совпал с той самой антикатолической истерией, которая «поразила» Англию подобно чуме. В это же время единственный наследник престола и младший брат короля герцог Йоркский открыто заявил о том, что он католик. Это вызвало бурю возмущений и привело к очень серьезным спорам в Парламенте по поводу «Билля об исключении герцога Йоркского из права престолонаследования». Эти споры разделили мнения парламентариев: виги стояли за то, чтобы билль стал законом, а тори частично соглашались с вигами, поскольку при короле католике нельзя сохранить протестантскую веру, а частично были против, так как считали, что с принятием билля может разгореться новая гражданская война.
Это правительство также как и предыдущее «отличилось» с положительной и с отрицательной стороны, но политика государства значительно поменялась. Мы не будем заострять внимания на всех аспектах политической деятельности этого правительства, но лишь отметим, что Карл II в 1672 году издает Декларацию о веротерпимости (Declaration of indulgence)18. Документ этот представляет интерес, поскольку он устанавливал практически полную веротерпимость, хотя и с ограничениями для католиков. Усматривался в этом шаг к восстановлению католицизма и опасность со стороны политики Рима, Франции и Испании. На этом разнообразном фоне все более стала рисоваться в Англии и в самом Парламенте оппозиция, отличающаяся все более организованным характером.
Уже в 1673 г. Парламент строго покритиковал декларацию о веротерпимости. В дискуссии над этим вопросом проявилось разделение послов на два лагеря: придворный и национальный. Первый включал в себя доверенных лиц короля и аристократов, второй – представителей больших городов и джентри. Под напором оппозиции, Карл II отклонил декларацию о толерантности и был вынужден признать выдвинутый Парламентом Акт о присяге, согласно которому государственные посты могли занимать исключительно члены англиканской церкви. На его основании, герцог Йоркский, являющийся католиком, терял свой пост лорда адмиралтейства и вынужден был временно покинуть Англию.
Далее не стоит детально характеризовать политическую ситуацию в Англии, но стоит отметить, что большинство государственных деятелей этого периода были достаточно харизматичными лидерами. Сам Карл II своей интеллигентностью, обходительность и вообще довольно положительным характером создавал в стране такую ситуацию, что многие лидеры оппозиции (которые сами были достаточно харизматичными), такие как Шефтсбери, должны были проводить более осторожную политику, что отразилось в подстроенном католическом «заговоре», благодаря которому оппозиция играла настроениями людей и тем самым влияла на короля. Карл II мог сдерживать напор оппозиции в стране, которая стояла на грани новой революции, так как разногласия были очень серьезными. Различные религиозные секты боролись между собой, государственная религия давила на секты, ненависть к католикам (а следующим королем должен был стать католик герцог Йоркский).
В этом параграфе нашей работы мы постараемся освятить основные моменты всей концепции веротерпимости. Но стоит предварительно отметить, что этим параграфом нашей работы мы не ставим себе цель досконально разобрать всю концепцию веротерпимости. Мы лишь постараемся охарактеризовать её и тем самым подвести к тому, как Джон Локк ограничивал веротерпимость.
Сразу стоит сказать, что концепция веротерпимости – это работа, построенная на рациональном понимании многих проблем. В первой главе мы постарались охарактеризовать социально-политическую ситуацию в Англии того периода и выявить те факторы, которые так или иначе влияли на воззрения Локка.
Итак, концепция Локка строится на понимании государства в духе Теории Общественного договора. Это достаточно ясно выразилось в определениях, которыми Локк определяет государство и церковь. Государство, по Локку, «…это общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ». Под «гражданскими благами» он видел жизнь, свободу, телесное здоровье, отсутствие физических страданий, владение внешними вещами, такими как земля, деньги, утварь и т.д.19 Церковь Локк определяет как «свободное сообщество людей, добровольно объединяющихся, чтобы сообща почитать бога так, как, по их убеждению, будет ему угодно и принесет им спасение души»20. Эти два определения являются основой учения Локка о веротерпимости. Мы приходим к этому выводу, поскольку Локк понимает веротерпимость как отсутствие влияния государства на дела церкви (если это, конечно, не вредит гражданским благам). А веротерпимость между людьми является при таких условиях само собой разумеющимся, поскольку «государство – это общество людей…».
Идея отделения церкви от государства проходит через всю его концепцию. Эта идея также базируется на достаточно ясном определении государства, в ведение которого входят определенные функции, а также церкви, которая предназначена также для определенных нужд (духовных, а не материальных как у государства). Это отделение естественно, поскольку «гражданскому правителю забота о душе не может принадлежать, ибо вся власть его заключается в принуждении. Истинная же спасительная религия состоит в глубокой внутренней вере души, без которой ничто не имеет силы в глазах господа; природа человеческого разума такова, что никакая внешняя сила не способна принудить его»21. Тут уже включается в ход понимание Локком человеческих чувств, которые также у Локка имеют рациональную основу. Внутренняя вера души – это то, что ведет к спасению и, как писал Джон Локк, только та церковь, которая, по убеждению человека правильная, может в результате спасти душу человека.
Различия между церквами, по словам Локка, состоят в особом понимании многих догматов, которые он называет спекулятивными мнениями. Они не имеют решающего значения, но если человек считает, что именно эти обряды или догматы приведут его к спасению душа, то он может их отправлять (в случае если это не нарушает гражданских благ)22.
Церковь не может удерживать в своем лоне того, кто хочет её покинуть, поскольку каждый человек со временем может усомниться в истинности церкви, а заставлять себя находиться в лоне церкви, которая не приведет к спасению неправильно.
Роль правителя, как уже говорилось, в деле церкви сведена на нет. Но Локк говорит о том, что если какая-либо секта начинает угрожать государству, то лишь тогда правитель может вмешаться в её дела.
Из всего вышеуказанного мы делаем вывод, что рационалистическая концепция Джона Локка поставила то, что было необходимо в обществе, а именно то, что уравнивало бы все вероисповедания в Англии. Локк, как уже писалось, предлагает чётко разграничить вопросы государственные и вопросы церковные. По мнению Локка, государство не может вмешиваться в вопросы религии и заставлять людей исповедовать определенную религию, поскольку его функции в обеспечении безопасности гражданских свобод.
Подобное разграничение власти этих двух институтов – это и есть веротерпимость, если исходить из определений Джона Локка. Но всё-таки эти институты находятся не на одном уровне, так как в случае угрозы со стороны какой-либо церкви правитель обязан применить меры, чтобы эта секта перестала угрожать безопасности государства и гражданских благ. Церковь тем самым ставится на уровень пониже, так как она не имеет права воздействовать на государство при таких же условиях. Локк сам пишет, что государство нужно для жизни земной, а церковь для спасения души в мире ином.
Итак,
понимание Джоном Локком вопросов веротерпимости
практически совпадает с
Как уже говорилось выше, Джон Локк создал такую концепцию веротерпимости, которая исключала из себя определенные религиозные группы. Подобные исключение можно уже определить из самих понятий государства и церкви. Так как государство – это «это общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ», а церковь – это «свободное сообщество людей, добровольно объединяющихся, чтобы сообща почитать бога так, как, по их убеждению, будет ему угодно и принесет им спасение души», то не одна церковь не может нарушать эти самые гражданские блага. И в своем «Послании…» Локк неоднократно пытается как косвенно, так и напрямую доказывать, что католики – это вероотступники, это люди, которые всеми своими действиями лишаются права на терпимость. Он пишет, что если верить Евангелию и апостолам «никто не может быть христианином без доброты, без веры, действующей любовью, а не силой. А доброжелательны ли те, кто, ссылаясь на религию, мучают, терзают, грабят и убивают других… Ведь если они, как они заявляют, из человеколюбия и заботы о спасении души лишают людей их имущества, истязают их тела, гноят в тюрьмах, заковывают в цепи, отнимают, наконец, жизнь и всё это – чтобы обратить их в правую веру, чтобы спасти их, то почему они позволяют безнаказанно бесчинствовать среди своих «блуду, лукавству, злобе», что так явно, по словам апостола, отдает язычеством?23» Подобные рассуждения, конечно, можно отнести и к другим религиям, но Локк создавал свою концепцию для Англии и для христианской религии. Об этом говорят его многочисленные отсылки к Библии, которые он приводит для подтверждения своей точки зрения.
Локк говорит о том, что дела церкви не должны пересекаться с делами государства, ведь у государства цель охранять гражданские блага, а у церкви – спасать душу24. Эти две направленности никак между собой не взаимосвязаны, так как каждый сам для себя определяет истинную церковь, а подчинять его какой-либо вере бессмысленно, поскольку только глубокая убежденность в правильности своей веры может спасти его душу. Церковь, в свою очередь, не при каких условиях не должны вмешиваться в дела государства, так как она имеет одну единственную функцию – спасение душ. Что касается католической церкви, то её подданные не подпадают под право терпимости, хотя бы по тому, что «не может получить право на терпимость к себе правителя та церковь, всякий вступающий в которую, самим фактом своего вступления переходит на службу и в подчинение к другому государю25». Папа римский – это глава другого государства, который ставит своей целью уничтожение всех еретиков, то есть протестантов.
Помимо рассуждений Локка в «Послании о веротерпимости» существует также «Опыт о веротерпимости», который содержит в себе подобную характеристику католиков: ««… не должно терпеть распространение их (Прим. католиков) опасных мнений, которые грозят полным разрушением всем правительствам, кроме папского; правитель, чтобы пресечь их мнения, обязан приструнить сколь надобно всякого, кто устно или в печати станет проповедовать какое-либо из них. Так как ни снисходительностью, ни силою не возможно превратить папистов в сторонников вашего правительства, ибо они враждебны ему как по своим принципам, так и по своим интересам, и поэтому должно рассматривать их как непримиримых врагов, в чьей верности вы никогда не можете быть уверены, пока они обязаны слепо повиноваться непогрешимому папе, который может вооружить их на волнения против правительства»26.
Безусловно, подобная критика католиков строится на социально-политической ситуации, которая была описана в первой главе. Локк, на основании своей трактовки государства и церкви, установил как разграничение их функций, так и очертил границы, которые не включают в себя католиков. Из рассуждений Локка по поводу веротерпимости наталкиваешься на мысль о том, что человек может исповедовать любую веру, любым способом, при условии того, что она не будет нарушать гражданские блага, защита которых входит в ведение государства.
Помимо католиков Джон Локк ограничил веротерпимость для атеистов, которые в то время считались, по меньшей мере, «странными» людьми. Подобное ограничение позднее (в XIX веке) получило широкую критику из-за своей неактуальности. Локк пишет, что «…те, кто не признает существования божества, не имеют никакого права на терпимость. Ибо для атеиста ни верность слову, ни договоры, ни клятвы, т. е. все, на чем держится человеческое общество, не могут быть чем-то обязательным и священным, а ведь если уничтожить бога даже только в мыслях, то все это рухнет. И, кроме того, разве может требовать для себя какой-то привилегии терпимости в делах религии тот, кто вообще своим атеизмом ниспровергает всякую религию?27» Договоры исполняются, по Локку, только поскольку они освящены божественным авторитетом. Государство же есть результат именно договора. Следовательно, отрицать существование Бога означает не признавать никаких обязательств и законов, действовать лишь по собственному произволу28. В какой-то мере это согласуется со всей концепцией Локка, которая объявляет «веротерпимость», то есть терпимость к вере, а неверие – это не вера, это не путь спасения души, это отрицание Бога как такового, то есть полная безнравственность в своих действиях. Человек не признающий Бога – ненадежный, его слово, как говорилось выше, ничего не значит.