Концепция веротерпимости Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Английское общество XVII века имело серьезные предпосылки для зарождения такого явления как веротерпимость. Мы постараемся выявить основные причины, которые привели Джона Локка к появлению у него подобных идей. Стоит отметить, что концепция веротерпимости, которую он изложил, показала достаточно ясно и развёрнуто его воззрения на данную проблему.

Его идеи получили достаточно широкое распространение в Англии XVIII века. «Послание о веротерпимости», как и некоторые другие его работы (такие как «Два трактата о правлении») нашли свое отражение во взглядах более поздних мыслителей. Примером может служить Конституция США, в которой её авторы использовали, в частности, идеи Локка.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (измененная).doc

— 133.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Английское  общество XVII века имело серьезные предпосылки для зарождения такого явления как веротерпимость. Мы постараемся выявить основные причины, которые привели Джона Локка к появлению у него подобных идей. Стоит отметить, что концепция веротерпимости, которую он изложил, показала достаточно ясно и развёрнуто его воззрения на данную проблему.

      Его идеи получили достаточно широкое распространение  в Англии XVIII века. «Послание о веротерпимости», как и некоторые другие его работы (такие как «Два трактата о правлении») нашли свое отражение во взглядах более поздних мыслителей. Примером может служить Конституция США, в которой её авторы использовали, в частности, идеи Локка.

      Актуальность  исследования обусловлена, прежде всего, тем, что изучение веротерпимости Джона Локка в современной науке носит, по большей части, анализ его работ как философских, а не общественно-политических. Данной работой мы постараемся создать «картину» веротерпимости на фоне событий эпохи, которые тем или иным образом оказали влияние на появление описываемых идей.

      Объектом  нашего исследования является концепция  веротерпимости Джона Локка, которая была изложена им в «Послании о веротерпимости». Предметом нашего исследования являются границы веротерпимости, изложенные в концепции Джона Локка.

      Зарубежная  историография имеет огромный пласт работ, посвященных изучению идей Джона Локка, в частности его концепции веротерпимости. Среди зарубежных исследователей стоит отметить работы английской исследовательницы Сьюзен Мендус. Для неё очевидно, что история толерантности «…начинается в семнадцатом веке, в период, когда вышла в свет «Epistola de Tolerantia» Джона Локка. Значение работы Локка заключается как в его ответе на особые практические проблемы, связанные с религиозной толерантностью в эпоху Реформации в Британии и Европе, так и в его попытке дать более общее философское оправдание толерантности, и особенно толерантности к многообразию религий. Важнее всего, однако, тот факт, что политическая философия Локка указывает на зарождение либерализма, а его «Послание о веротерпимости» (A letter concerning toleration / Epistola de tolerantia) представляет собой попытку дать либеральное оправдание толерантности1».

      Среди американских исследователей стоит  отметить К. Нидерман и Дж. Лорсен, которые считают, что Локк многое заимствовал у Спинозы. Лорсен считает, что подход Локка гораздо уже спинозовского, ибо он был слишком подвержен одностороннему влиянию протестантизма. А именно: «… с самых первых … своих работ Локк искал толерантности преимущественно для протестантов»2. С их точки зрения Локк был создателем лишь ещё одной теории веротерпимости, не хуже, но и ничем не лучше прочих концепций.

      Джереми Уолдрон пишет, что веротерпимость у Локка ограничена «своей принципиальной зависимостью от христианской веры»3.

      Помимо  этих исследователей стоит отметить, что концепции веротерпимости Локка  посвящено достаточно большое количество исследований. Стоит назвать таких исследователей как М. Крэнстон, О. О`Нейл, Б. Уильямс.

      Отечественная историография намного уступает зарубежной в изучении именно концепции  веротерпимости Джона Локка. Лишь в  последние годы начинают появляться исследования так или иначе затрагивающие указанные вопросы. Интересна статья Ковалева А.В. «Джон Локк о веротерпимости в свете религиозно-политического конфликта в Англии XVII века»4. Здесь прослеживается вся динамика религиозно-политического конфликта в Англии и в связи с этим рассматривается концепция Локка и его деятельность. Эта статья даёт значительный фундамент для понимания социально-политической истории Англии этого периода.

      Хотелось  бы отметить сборник статей, изданный в Екатеринбурге, где опубликованы работы исследователей веротерпимости Джона Локка5. Он содержит в себе публикации таких исследователей как Хомяков М., Перцев А., Соловьев Э. Именно статьи этих авторов представляют для нас наибольший интерес среди отечественных публикаций. Хомяков рассматривает проблему веротерпимости Локка в сравнении с другими мыслителями (Прост, Уильямс Р.). Подобный подход позволяет более объективно посмотреть на проблему. Интересна статья Перцева «Джон Локк: портрет толерантного человека на интеллектуальном фоне эпохи», где автор пытается доказать то, что Локк во многом опирается на Библию. Автор стремится на анализе личности мыслителя показать то, как следует интерпретировать его слова.

      Источниками для нас служат, прежде всего, четыре «Послания о веротерпимости» 1689 года (A letter concerning about toleration / Epistola de tolerantia)6. Основная часть концепции веротерпимости Локка содержится в первом «Послании…». Три последующие «Послания…» содержат лишь подтверждения концепции Локка и не являются такими ценными как первое. Среди источников стоит отметить «Опыт о веротерпимости» 1667 года (An essay about toleration), написанный по просьбе Энтони Эшли Купера (будущий Шефтсбери) и содержащий рассуждения «на злобу дня» и не включающий глубоких рассуждений, которые имеются в «Послании о веротерпимости» 1689 года.

      Помимо  этих источников мы, так или иначе, обращались к законодательным актам исследуемого периода. Нами были использованы Декларация о веротерпимости 1672 года7 и законы из «Кодекса Кларендона»8

      Цель  нашего исследования – проанализировать границы веротерпимости, установленные  Джоном Локком в своих трудах в  контексте социально-политической ситуации в Англии. Из этого мы выводим  задачи, которые хотелось бы выполнить:

  1. Проанализировать социально-политическую ситуацию и выявить причины явлений;
  2. Выявить критерии веротерпимости и определить её границы.

      Хронологически  наше исследование будет включать в  себя период с 1668 года, когда Джон Локк начал создавать свою концепцию веротерпимости. Верхней хронологической границей нашего исследования является год смерти Локка, а именно 1704 год.

      При определении методики исследования мы руководствуемся следующими методами научного Познания:

      1) историко-сравнительный метод, позволяющий  рассмотреть и проанализировать основные произведения Джона Локка в непосредственной связи с процессами, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни Англии данного периода;

      2)    ретроспективный метод, с помощью которого исследованию придается направленность от причины к следствию. 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АНГЛИИ

    1. Антикатолицизм  и его причины.
 

      Антикатолицизм  – явление, которое имело достаточно давнюю традицию в Англии. Во второй половине XVII века он приобрёл форму «антикатолической» истерии.

      Характерно, что уже сам термин «протестантизм»  предполагает не просто наличие определённой теологической позиции, но и антагониста, с которым нужно вести постоянную борьбу. В Британии XVII-XIX вв. понятие  «протестантизм» употреблялось  почти всегда как синоним понятия «антикатолицизм», и почти никогда — для определения принадлежности к конкретной протестантской конфессии, например, Церкви Англии или Шотландии9. Зарождение антикатолицизма как «части национальной идеологии» Ч. Вейнер относит к рубежу XVI-XVII вв10. В это время произошли такие события, как реставрация католицизма в период правления Марии Тюдор (1553-1558 гг.), сопровождавшаяся казнями протестантов, разгром испанской «Непобедимой Армады» (1588 г.), раскрытие организованного преимущественно католиками «порохового заговора» (1605 г.), имевшего целью взрыв здания парламента. Все эти действительные факты явились толчком для формирования антикатолической мифологии, в рамках которой любая реальная или потенциальная угроза Англии (впоследствии — Британии) рассматривалась как проявление всемирного католического заговора, возглавляемого папой римским. Иллюстрацией может служить надпись, сохранявшаяся до 1831 г. в основании колонны, воздвигнутой в память о «Великом лондонском пожаре» 1666 г. Вопреки выводам парламентской комиссии, обнаружившей лишь естественные причины возникновения пожара, текст надписи объявлял его делом рук католиков, осуществлённым «с целью реализации их страшного заговора по ниспровержению протестантской религии и введению папизма и рабства»11.

      Не  стоит также забывать и о католическом «заговоре» 1678 года, который стал пиком  «истерии». Началось всё с того, что некий священник Отс дал в Тайном совете показания, что якобы католические страны с материка по повелению Папы римского готовят нападение на Англию, а также собирают своих сторонников внутри страны12. Его слова получили огласку и как пожар разнеслись по Лондону и прочим городам. Масла в огонь подлило убийство Годфри, который допрашивал Отса. Народ в Лондоне был в панике. По словам Д. Юма люди строили баррикады, устраивали засады, чтобы остаться невредимыми, поскольку «паписты» могут в любой момент напасть. Парламент в ответ на это вводил законы против католиков («Об удалении католиков из обеих палат парламента», «О принятии эффективных мер для подавления роста католицизма», «Об удалении из Лондона и его окрестностей всех католиков», «О лишении католиков права вести торговлю или дело в Лондоне» и ряд других13).

      Не  существует достоверных данных сам  ли действовал Отс. Одно точно, что все его слова – это выдумка, что видно из показаний. Можно предполагать, что он был подготовлен кем-то из верхушки оппозиционной королю партии (Денби, Шефтсбери и т.п.).

      Эти события показывают нам, что в  Англии был некий стереотип о  враждебности католиков, поскольку даже столь нелепые и несовпадающие показания по одному и тому же вопросу разных людей, вызвали в народе серьезный страх.

      В 1679-1681 гг. в Англии возник ещё один «отклик» антикатолической истерии. Он выразился в парламентских спорах по поводу принятия билля, который бы исключал герцога Йоркского из права престолонаследия. Как известно, он был католиком, причём исповедовал эту религию открыто. Споры были достаточно серьезными и виги во главе с Шефтсбери проявили себя «твердолобыми». Стоит привести пример, когда Карл II предложил ввести для Якова институт регентства, при котором действительная власть была бы у Вильгельма Оранского, а у самого короля была бы лишь формальная власть, виги упёрто стояли на том, чтобы наследником стал герцог Монмаут (незаконнорожденный сын Карла) вместо герцога Йоркского. Карл, по словам С. Кута, считал, что выбор наследника престола – это прерогатива короля, а не Парламента. Поэтому итогом споров стало то, что Шефтсбери заключили в Тауэр14.

      Антикатолицизм  являлся тем фактором, который влиял на настроения людей и стал для них своеобразной «постоянно ведущейся скрытой войной против Англии». Во многом явление антикатолицизма было связано с политикой партии вигов, которые разжигали в обществе большую ненависть к католикам из-за угрозы безопасности общества. 

      Из  всего вышесказанного стоит отметить, что антикатолицизм, присущий Англии со второй половины XVI века, в 1660 – 1680-е гг. приобрёл несколько иные формы. Теперь он стал инструментом в руках политиков, которые играли на настроениях в обществе.  

 

      

1.2. Религиозная политика государства.

 

      Как говорилось в предыдущей главе, в  Англии XVII века господствовали антикатолические настроения. Английская революция 1642 – 1660 годов показала всю ту напряженность религиозной ситуации, которая сложилась в Англии. Помимо пуритан и приверженцев англиканской церкви в Англии существовало большое количество как мелких, так и довольно крупных сект, которые отличались друг от друга. Подобная ситуация, несомненно, создавала необходимость урегулирования разногласий как между государственной англиканской церковью и сектами, так и между самими сектами. Это было нужно для того, чтобы не повторить событий недавней Революции, в ходе которой вскрылись разнообразные религиозные проблемы.

      После приглашения Карла II на престол в Англию в 1660 году он издал в городе Бреда в Голландии так называемую Бредскую декларацию. Среди всего прочего Карл II пишет: «И так как страсти и распри нашего времени повлекли за собою разногласия в религии, разделившие людей на враждебные между собой партии (эта враждебность будет улажена или лучше понята при свободном обсуждении указанных выше разногласий), мы провозглашаем свободу совести, вследствие чего ни один человек не должен быть беспокоим или привлекаем к ответственности за религиозные разногласия, не нарушающие спокойствия в королевстве»15. Этот документ имел для Карла своеобразное значение. Его написанием он стремился успокоить различные круги английского общества, которое его поддерживало, но не знало, что может случиться после Реставрации. В момент приглашения Карла на английский престол, по словам Стивена Кута, его поддерживало 4/5 населения Англии16. И не стоит забывать, что Бредская декларация носила характер обещания и не являлась обязательной к исполнению. Карл, который жил в недостатке финансов (что даже, по словам С. Кута, не мог купить себе дорогого платья) и находился в изгнании, шёл на различные сделки, дабы улучшить свое положение. К подобным действиям (ещё до восшествия на престол) стоит отнести его договоры с католической Францией и Испанией.  

      В первые годы после восшествия Карла  II на престол канцлер был Кларендон, который достаточно серьезно влиял на политику. Среди его мероприятий стоит отметить действия в религиозной сфере. Карл II, являвшийся тайным сторонником католичества, но, в то же время, осуществлявший действия, которые были необходимы для укрепления власти, первые годы не осуществлял таких мер, которые так или иначе могли бы подорвать его вес в глазах англичан. Первое десятилетие он не проводил мер, которые бы так или иначе помогали католикам. Кларендон же с 1662 по 1667 год издал так называемый «Кодекс Кларендона», состоявший из целого ряда актов, ограничивавших разные религиозные группы, но в то же время укреплявшие позиции государственной англиканской церкви. Стоит назвать такие законы как: «Акт о корпорациях» (1661 год), который обязывал давать присягу по англиканскому образцу всех, кто вступал в муниципальную должность; «Акт о единообразии» (1662 год), который требовал от священников признания основ англиканской церкви; «Акт о тайных молельнях» запрещал все тайные богослужения, за исключением богослужений государственной англиканской церкви; «Пятимильный акт» (1665 год) запрещал священникам, не принесшим присяги англиканству приближаться на расстояние ближе 5 миль к самоуправляющимся городам17

Информация о работе Концепция веротерпимости Джона Локка