Концепции государственного регулирования Южной Кореи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:33, доклад

Описание работы

Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории Республики Корея. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Вместе с тем исторически государство тесными связями соединено с частной инициативой, и их нарушение представляет чрезвычайно трудный и болезненный процесс. Понимая это, южнокорейское руководство, осуществляя меры в интересах государства, одновременно всегда старалось выдерживать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Южная Корея.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

В Южной  Корее законодательно одобрен ряд  крупных социальных программ по обеспечению  благосостояния населения, которые  видимо будут расширяться. Но, по мнению западных специалистов, подобные проблемы не решить путем увеличения или сокращения ассигнований, создания новых государственных бюрократических структур или "приватизации" функций ныне действующих. Чтобы сделать государственное управление эффективным, его надо радикально переосмыслить.

Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых  программ, с установлением порой  конкретных производственных заданий  и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Административная автономия и политическая нейтральность 

Автономия здесь означает принятие экспертами решений, за последствия которых  они несут полную ответственность, сохраняя относительный нейтралитет  при смене политического лидерства. Такая автономия создает творческую обстановку для государственного администратора, облегчает экспериментирование с новыми идеями. Считается, что чиновник работает лучше и продуктивнее влияет на политические процессы, если перед ним ставятся ясные цели, предоставляются необходимые ресурсы и гарантируется самостоятельность в использовании знаний для экспертизы проблем. Правда, на практике такие условия встречаются редко. 

Поскольку обстановка в области государственных  услуг становится все более неблагоприятной  и поддержка государства сокращается, то и качество управления во многих государственных учреждениях снижается. Отсюда рост бюрократизации и перестраховочных настроений. Менеджеры должны быть уверены в своих силах, сохраняя за собой и подчиненными право на ошибку. Если же вера в компетентность и обязательность персонала снижается, то они должны ужесточить контроль.

     В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны обеспечивать высокие темпы роста  эффективности производства и в  то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно правильно определив “полюса роста”. 

Многие  развивающиеся страны, располагающие  природными богатствами, остаются тем  не менее в числе слаборазвитых  именно потому, что не сумели вовремя определить “полюса роста” и правильно распределить между ними ресурсы. Однако рынок сам по себе не способен своевременно выявить отрасли, на которые можно опереться в будущем и быстро сконцентрировать необходимые ресурсы для ускоренного развития этих отраслей. Иными словами, рынок не в состоянии провести ускоренную структурную перестройку экономики. Это функция государства, т.е. структура экономики является объектом государственного регулирования. 

Опираясь  на зарубежный опыт и, прежде всего, на опыт и Южной Кореи, в содержании структурной перестройки экономики можно выделить ряд этапов: 

I. Определение “полюсов роста”, т.е. приоритетных отраслей, на которые можно опереться сегодня и в будущем. 

Существует 6 критериев, которым должна соответствовать приоритетная отрасль: 

1.      Экспертный потенциал – главный  критерий. Продукция предприятий  данной отрасли должна продемонстрировать  возможности для быстрого наращивания  экспорта, базируясь на сравнительных  преимуществах национальной экономики. Затем рассматриваются и оцениваются перспективы усиления конкурентоспособности данной отрасли на внешнем рынке. Обычно среди сравнительных преимуществ в расчет принимались два критерия: низкая стоимость рабочей силы и необходимость обеспечения высокой занятости. Естественно, что при оценке экспортного потенциала составлялись прогнозы рыночной конъюнктуры на ту или иную продукцию на мировом рынке, определились долгосрочные тенденции роста. 

2.      Перспективы спроса на продукцию  данной отрасли на внутреннем рынке. Зависимость экономики страны от экспорта должна была смягчаться до некоторой степени растущим внутренним спросом. Здесь применялись в основном традиционные методы определения эластичности той или иной продукции по доходу: чем выше уровень развития страны, тем выше спрос на продукцию данной отрасли внутри страны. 

3.      Развитие нации в целом. Развитие  отрасли должно было способствовать  росту научного и вообще интеллектуального  потенциала страны. 

4.      Минимизация зависимости от импорта  сырья и энергии, снижение ресурсоемкости промышленного производства в целом. 

5.      Минимизация несоответствий и  дисбалансов торговли. 

Напрямую  конкурировать с высокоразвитыми  странами Южной Кореи было трудно. Поэтому развитие приоритетной отрасли  должно было смягчать в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке. 

6.      Благоприятный побочный эффект. 

Если  ускоренное развитие данной отрасли  будет способствовать повышению  эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая отрасль также могла стать приоритетной. 

После того, как приоритеты определены, начинается этап реализации ускоренного развития отрасли. 
 
 

Если  очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование  такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабо развитости и занять достойное место в мировой цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Концепции государственного регулирования Южной Кореи