Концепции государственного регулирования Южной Кореи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:33, доклад

Описание работы

Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории Республики Корея. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Вместе с тем исторически государство тесными связями соединено с частной инициативой, и их нарушение представляет чрезвычайно трудный и болезненный процесс. Понимая это, южнокорейское руководство, осуществляя меры в интересах государства, одновременно всегда старалось выдерживать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Южная Корея.doc

— 66.00 Кб (Скачать)
 
 

     Концепции государственного регулирования  Южной Кореи 
 
 

    • Государственное  регулирование –  основа южнокорейской  экономики  
    • Предпринимая усилия по обеспечению общегосударственных интересов, руководство страны всегда стремилось соблюдать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса  
    • Отойдя от жесткого контроля государства над экономикой, Республика Корея ищет свою модель оптимального сочетания рынка с системой косвенного государственного вмешательства
     

Совершенствование государственного регулирования –  стержневой вопрос экономической истории  Республики Корея. Встроенность государства  в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций  государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Вместе с тем исторически государство тесными связями соединено с частной инициативой, и их нарушение представляет чрезвычайно трудный и болезненный процесс. Понимая это, южнокорейское руководство, осуществляя меры в интересах государства, одновременно всегда старалось выдерживать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса. Некоторые акции правительства по упорядочению их отношений оказались плодотворными для экономики, другие имели негативные последствия. В экстремальных условиях, когда внешнеэкономическая ситуация ставила страну на грань выживания, государственный механизм до последнего времени, как правило, не давал сбоев, находя верные решения для вывода ее из кризисов.

      Большую поддержку в южнокорейском обществе находит точка зрения, что правительству следует пересмотреть свои функции. Роль государства должна меняться в направлении от бюрократической и контрольно-руководящей до вспомогательной, ориентированной на создание условий для экономического роста, справедливое и эффективное распределение ответственности между центральными и местными органами власти. Исходя из новых задач государство будет определять ход и масштабы приватизации, а также реформировать систему организации и менеджмента на тех предприятиях, которые остаются в госсекторе. Определенные надежды возлагаются также на то, что такая реформа госрегулирования позволит уменьшить коррумпированность общества.

Среди первостепенных задач называются изменение правительственного подхода к руководству экономикой; поощрение практики свободной торговли во всех областях национального хозяйства; реформирование банковской системы, в частности, устранение практики «сотрудничества» крупных корпораций с банками; расширение кредитования мелкого и среднего бизнеса; улучшение системы общественной государственной инфраструктуры; пересмотр существующей системы распределения рабочей силы; реформа образования в целях более сбалансированной подготовки технических и гуманитарных кадров.

 Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.  

Правительство принимало новые законы и тщательно  пересматривало уже существующие, а  также принималось множество  мер политического характера  с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как  национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.  

В Южной  Корее перспективы дальнейшего  развития обсуждаются весьма широко (по крайней мере в неявной форме), особенно в отношении управления и роли государства. Что касается государственной администрации, то многие корейские ученые согласны, что старая бюрократическая модель не в состоянии решать новые проблемы, не отвечает требованиям эпохи демократии и глобализации. Поэтому варианты предлагаемых реформ отражают тенденцию к рыночной ориентации, сокращению государственного регулирования, приватизации, сужению функций правительства, усилению участия общественности в управлении и пр. 

В этой связи возникает вопрос: достаточно ли готово южнокорейское правительство  к тому, чтобы усвоить привнесенные извне идеи и каковы должны быть предварительные условия для  стимулирования реформаторских настроений, а также для генерации новых идей в стране, находящейся в процессе трансформации.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого  разделения труда в основе любых  регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере.

Концентрация  финансовых и валютных ресурсов в  руках государства воздействовало на формирование основных пропорций  общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". 

Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного  внимания: 

-машиностроение 

-электроника 

-текстильная  промышленность 

-черная металлургия

-цветная металлургия 

-нефтехимия 

-кораблестроение 
 

       Одновременно государство  жестко регулировало  конкуренцию в  приоритетных отраслях, принуждая к объединению  частные компании  или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и -долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если  очень коротко  говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

      Видя  сильное влияние государства  на экономику Южной Кореи возникает  вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов: 

1. высокая  зависимость деятельности частного  сектора от привлечения заемных  средств.  

2. под  контролем гос-ва находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях. Государство добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые.  

3. каждый  месяц проводились совещания  по вопросам экспорта под руководством  президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.  

4. государство  жестко контролировало рабочее  движение, что избавило предпринимателей  от каких-либо серьезных проблем  помимо "капитал-труд".  

Не менее  жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986гг. составляют менее 2% от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.  

Таким образом мы имеем " трехсторонний  альянс": государство местный капитал- иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.

      Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.  

Если  очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование  такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабо развитости и занять достойное место в мировой цивилизации.  

Перед Южной Кореей стоит сложная задача, включающая в себя два аспекта: во-первых, необходимо укрепить демократию; во-вторых, трансформировать государственную бюрократию. В принципе инфраструктура эффективной государственной администрации должна не только включать демократические элементы, но и определять возможность эффективного управления. В большинстве демократических стран это обеспечивают высокий профессионализм государственных чиновников, политическая нейтральность (административная автономия) и репрезентативный состав администрации. Кроме того, необходимы еще три элемента - инновационный климат, прозрачность административной деятельности и взаимодействие культур. 
 

Административный профессионализм 

Профессионализм здесь определяется как специальные  знания, умение обрабатывать информацию, инновативность и эффективность. Под  профессиональными знаниями понимается уровень подготовленности и квалификация государственного управленца. Компетенция в области обработки информации зависит от готовности и способности чиновника к сбору и анализу данных для эффективного управления программами и распространения полученных сведений. Инновативность в сфере государственной администрации включает способность к восприятию новой политики и технологии для расширения управленческих возможностей. И, наконец, эффективность отражает связь между ресурсами, затраченными на реализацию программ, и полученными результатами. 

Административный  профессионализм является предпосылкой эффективного управления. Он особенно важен для развивающихся и  новых индустриальных стран, в которых  свободная рыночная система еще  окончательно не сформировалась. Их народы (в отличие от населения развитых стран) не связывают больших надежд с частным сектором, который действительно  еще не играет значительной роли в решении государственных задач. Отсюда проистекает и ряд ошибок. 

В Южной  Корее много хронических проблем, включая нездоровую конкуренцию между крупными корпорациями и мелкими предприятиями, общий деструктивный характер конкуренции, монополизм и т.п. Появились и новые проблемы, в частности слабая банковская система и наплыв незаконных иммигрантов. Бюрократия нуждается в профессионалах для эффективного решения этих проблем. 

Мировая хозяйственная ситуация постоянно  усложняется. Все труднее становится реагировать на разнообразие затрат и результатов. Ресурсы распределяются по всему миру. Рынки сегментируются на все меньшие участки. Объемы знаний удваиваются за все более короткие сроки. Растет специализация технологий, и организации должны чаще  осваивать и внедрять новые. Глобальная конкуренция, сдвиги в запросах потребителей и процессы в окружающей среде требуют изменения всех институтов. Чтобы работать в столь сложной обстановке и своевременно реагировать на факторы, вызывающие перемены, необходимо создать организации, способные быстро принимать многоаспектные, гибкие и творческие решения. 

Предложения о создании "компактных" правительств вызваны эмоциями и преследуют определенные политические цели. К тому же интеллектуалы ошибочно полагают, что реализация подобных предложений приведет к развитию демократии и снижению уровня бюрократизма. В этом плане для Южной Кореи важно, как делать, а не что делать. Страна нуждается в дополнительном регулировании в области защиты окружающей среды, производства продуктов питания и медикаментов, а также в сфере безопасности. Она испытывает потребность в кадрах и бюджетных средствах для образования, социальной и хозяйственной инфраструктуры, управления чрезвычайными ситуациями. 

Информация о работе Концепции государственного регулирования Южной Кореи