Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:33, доклад
Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории Республики Корея. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы. Вместе с тем исторически государство тесными связями соединено с частной инициативой, и их нарушение представляет чрезвычайно трудный и болезненный процесс. Понимая это, южнокорейское руководство, осуществляя меры в интересах государства, одновременно всегда старалось выдерживать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса.
Концепции
государственного регулирования
Южной Кореи
•
Государственное
регулирование –
основа южнокорейской
экономики
• Предпринимая усилия
по обеспечению общегосударственных
интересов, руководство
страны всегда стремилось
соблюдать определенный
баланс во взаимоотношениях
двух столпов экономической
структуры – государства
и частного бизнеса
• Отойдя от жесткого
контроля государства
над экономикой, Республика
Корея ищет свою модель
оптимального сочетания
рынка с системой косвенного
государственного вмешательства
Совершенствование
государственного регулирования –
стержневой вопрос экономической истории
Республики Корея. Встроенность государства
в экономическую структуру
Большую поддержку в южнокорейском обществе находит точка зрения, что правительству следует пересмотреть свои функции. Роль государства должна меняться в направлении от бюрократической и контрольно-руководящей до вспомогательной, ориентированной на создание условий для экономического роста, справедливое и эффективное распределение ответственности между центральными и местными органами власти. Исходя из новых задач государство будет определять ход и масштабы приватизации, а также реформировать систему организации и менеджмента на тех предприятиях, которые остаются в госсекторе. Определенные надежды возлагаются также на то, что такая реформа госрегулирования позволит уменьшить коррумпированность общества.
Среди первостепенных задач называются изменение правительственного подхода к руководству экономикой; поощрение практики свободной торговли во всех областях национального хозяйства; реформирование банковской системы, в частности, устранение практики «сотрудничества» крупных корпораций с банками; расширение кредитования мелкого и среднего бизнеса; улучшение системы общественной государственной инфраструктуры; пересмотр существующей системы распределения рабочей силы; реформа образования в целях более сбалансированной подготовки технических и гуманитарных кадров.
Одним
из факторов, объясняющих стремительный
рост экономики Южной Кореи, явилось сильное
и эффективное руководство в лице авторитарных
правительств, отложивших демократические
и политические преобразования в пользу
экономического развития.
Правительство
принимало новые законы и тщательно
пересматривало уже существующие, а
также принималось множество
мер политического характера
с целью увеличения накоплений, расширения
экспорта, содействие вложению как
национального, так и иностранного частного
капитала, привлечение инвестиций и технологий
из-за рубежа. Правительство сделало максимум
возможного для создания социальной инфраструктуры:
дороги, дамбы, порты, железные дороги
и школы. К правительству часто обращались
с просьбами взять на себя риск, связанный
с инвестиционной деятельностью частных
предпринимателей, предоставляя гарантии
по внешним займам, используемым для покрытия
расходов на крупномасштабные проекты.
В Южной
Корее перспективы дальнейшего
развития обсуждаются весьма широко
(по крайней мере в неявной форме), особенно
в отношении управления и роли государства.
Что касается государственной администрации,
то многие корейские ученые согласны,
что старая бюрократическая модель не
в состоянии решать новые проблемы, не
отвечает требованиям эпохи демократии
и глобализации. Поэтому варианты предлагаемых
реформ отражают тенденцию к рыночной
ориентации, сокращению государственного
регулирования, приватизации, сужению
функций правительства, усилению участия
общественности в управлении и пр.
В этой связи возникает вопрос: достаточно ли готово южнокорейское правительство к тому, чтобы усвоить привнесенные извне идеи и каковы должны быть предварительные условия для стимулирования реформаторских настроений, а также для генерации новых идей в стране, находящейся в процессе трансформации.
Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере.
Концентрация
финансовых и валютных ресурсов в
руках государства
Начиная
с 70-х годов специальными законами
выделялись 7 отраслей первоочередного
внимания:
-машиностроение
-электроника
-текстильная
промышленность
-черная металлургия
-цветная металлургия
-нефтехимия
-кораблестроение
Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и -долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.
Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.
Видя
сильное влияние государства
на экономику Южной Кореи
1. высокая
зависимость деятельности
2. под
контролем гос-ва находится
3. каждый
месяц проводились совещания
по вопросам экспорта под
4. государство
жестко контролировало рабочее
движение, что избавило предпринимателей
от каких-либо серьезных
Не менее
жестко государство в Южной Корее контролирует
иностранный капитал. Важно отметить,
что прямые иностранные капиталовложения
с 1967-1986гг. составляют менее 2% от совокупных
валовых инвестиций. Южная Корея стремится
привлечь не всякие иностранные инвестиции,
а только те, которые вписываются в общую
стратегию ее развития. Поэтому не менее
2/3 иностранных капиталовложений концентрируются
в таких приоритетных отраслях, как химия,
машиностроение и электроника.
Таким образом мы имеем " трехсторонний альянс": государство местный капитал- иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.
Также
заслугой государства является централизованное
планирование с использованием средне-
и долгосрочных планов и целевых программ,
с установлением порой конкретных производственных
заданий и сроков их выполнения, со строгой
системой контроля хозяйственной деятельности
и безжалостным экономическим уничтожением
неудачников. В сущности, экономика Южной
Кореи представляет наиболее гармоничное
сочетание планового и рыночного способов
ведения хозяйств.
Если
очень коротко говорить, то именно
формирование и умелое использование
такого механизма и позволило Южной Корее
в относительно сжатые сроки преодолеть
барьер слабо развитости и занять достойное
место в мировой цивилизации.
Перед
Южной Кореей стоит сложная задача,
включающая в себя два аспекта: во-первых,
необходимо укрепить демократию; во-вторых,
трансформировать государственную бюрократию.
В принципе инфраструктура эффективной
государственной администрации должна
не только включать демократические элементы,
но и определять возможность эффективного
управления. В большинстве демократических
стран это обеспечивают высокий профессионализм
государственных чиновников, политическая
нейтральность (административная автономия)
и репрезентативный состав администрации.
Кроме того, необходимы еще три элемента
- инновационный климат, прозрачность
административной деятельности и взаимодействие
культур.
Административный
профессионализм
Профессионализм
здесь определяется как специальные
знания, умение обрабатывать информацию,
инновативность и эффективность. Под
профессиональными знаниями понимается
уровень подготовленности и квалификация
государственного управленца. Компетенция
в области обработки информации зависит
от готовности и способности чиновника
к сбору и анализу данных для эффективного
управления программами и распространения
полученных сведений. Инновативность
в сфере государственной администрации
включает способность к восприятию новой
политики и технологии для расширения
управленческих возможностей. И, наконец,
эффективность отражает связь между ресурсами,
затраченными на реализацию программ,
и полученными результатами.
Административный
профессионализм является предпосылкой
эффективного управления. Он особенно
важен для развивающихся и
новых индустриальных стран, в которых
свободная рыночная система еще
окончательно не сформировалась. Их народы
(в отличие от населения развитых стран)
не связывают больших надежд с частным
сектором, который действительно еще
не играет значительной роли в решении
государственных задач. Отсюда проистекает
и ряд ошибок.
В Южной
Корее много хронических проблем,
включая нездоровую конкуренцию между
крупными корпорациями и мелкими предприятиями,
общий деструктивный характер конкуренции,
монополизм и т.п. Появились и новые проблемы,
в частности слабая банковская система
и наплыв незаконных иммигрантов. Бюрократия
нуждается в профессионалах для эффективного
решения этих проблем.
Мировая
хозяйственная ситуация постоянно
усложняется. Все труднее становится
реагировать на разнообразие затрат
и результатов. Ресурсы распределяются
по всему миру. Рынки сегментируются
на все меньшие участки. Объемы знаний
удваиваются за все более короткие сроки.
Растет специализация технологий, и организации
должны чаще осваивать и внедрять новые.
Глобальная конкуренция, сдвиги в запросах
потребителей и процессы в окружающей
среде требуют изменения всех институтов.
Чтобы работать в столь сложной обстановке
и своевременно реагировать на факторы,
вызывающие перемены, необходимо создать
организации, способные быстро принимать
многоаспектные, гибкие и творческие решения.
Предложения
о создании "компактных" правительств
вызваны эмоциями и преследуют определенные
политические цели. К тому же интеллектуалы
ошибочно полагают, что реализация подобных
предложений приведет к развитию демократии
и снижению уровня бюрократизма. В этом
плане для Южной Кореи важно, как делать,
а не что делать. Страна нуждается в дополнительном
регулировании в области защиты окружающей
среды, производства продуктов питания
и медикаментов, а также в сфере безопасности.
Она испытывает потребность в кадрах и
бюджетных средствах для образования,
социальной и хозяйственной инфраструктуры,
управления чрезвычайными ситуациями.
Информация о работе Концепции государственного регулирования Южной Кореи