Колониальный раздел мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:14, практическая работа

Описание работы

Европейские войны XVII—XIX вв., внешнеполитические союзы дипломатия в конце XIX в. Начинал о XV в., в Европе складываются основы капиталистической системы. Эпоха формирования современной западноевропейской цивилизации (XV — XVI вв.) именуется в науке «ранним Новым временем». Одной из его главных черт было начало создания глобальной океанической цивилизации. В XV в. европейцы начали снаряжать экспедиции в неизведанные, далекие страны.

Работа содержит 1 файл

istoria_1.docx

— 40.22 Кб (Скачать)

          Самостоятельная работа №16

Колониальный раздел мира. Европейские войны XVII—XIX вв., внешнеполитические союзы дипломатия в конце XIX в. Начинал о XV в., в Европе складываются основы капиталистической системы. Эпоха формирования современной западноевропейской цивилизации (XV — XVI вв.) именуется в науке «ранним Новым временем». Одной из его главных черт было начало создания глобальной океанической цивилизации. В XV в. европейцы начали снаряжать экспедиции в неизведанные, далекие страны. Так как торговля с Индией и Китаем находилась в руках арабов, европейские мореплаватели стремились установить прямую связь со странами Востока. Так, португальские мореплаватели в поисках морского пути в Индию двинулись вдоль западного побережья Африки. Экспедиция Васко да Гамы в 1498 г. таким маршрутом достигла берегов Индии. Испанцы искали морской путь в Индию в западном направлении. В 1492 г. испанская экспедиция под командованием генуэзца Христофора Колумба отплыла из Испании на запад. 12 октября 1492 г. вошло в историю как дата открытия Америки. В 1519-1522 г. португалец Фернан В 1519 г. началось покорение государства ацтеков в Центральной Америке отрядом Эрнандо Кортеса. После завоевания страны Кортес был назначен ее первым наместником. Другой завоеватель, Франсиско Писарро, покорил страну инков — Перу. Восточной частью Южной Америки — Бразилией — завладели португальцы. Основным направлением своей захватнической политики португальцы избрали Восток, но, будучи не в силах поработить густонаселенные страны Азии, они захватывали только важнейшие города вдоль побережья Индийского океана, в Индии, Аравии, Восточной Африке. Территории, потерявшие независимость и угнетаемые завоевателями- стали называть колониями. Завоеватели варварски уничтожали древнюю культуру покоренных народов. В связи с массовым вымиранием индейцев в Америку стали ввозить для тяжелой работы чернокожих рабов из Африки.   Первой войной в истории Европы, в которой участвовало большинство стран континента, была Тридцатилетняя война (1618-1648 г.). Ее основной причиной было столкновение двух внутригерманских военно-политических блоков, католического и протестантского, осложнившееся вмешательством их зарубеяеных союзников. Католический Габсбургский блок (Австрия и Испания), стремившийся главенствовать над “всем христианским миром”, вступил в борьбу с Голландией, Данией, Россией, Францией и Швецией, образовавшими антигабсбургскую коалицию. Габсбургов поддержали папа римский, католические князья Германии (Католическая лига 1609 г.) и Польско-Литовское государство. По Вестфальскому миру 1648 года, констатировавшему поражение Габсбургов, Франция, Швеция приобрели территориальные владения в Германии, Священная Римская империя окончательно утратила престиж в Европе и превратилась в конгломерат отдельных феодальных княжеств. Последующие европейские конфликты XVII—ХVIII в. имели своей целью расширение территории национальных государств и сохранение принципа европейского равновесия. Конец XVII в. ознаменовался последним наступлением турок на Европу, но поражение под Веной в 1683 г. выявило слабость Османской империи. В XVII—XVIII вв. границы европейской цивилизации постоянно расширялись: на смену одиночным разведывательным экспедици- ям эпохи Великих географических открытий пришло широкомасштабное освоение новых территорий, в процессе которого европейцы закладывали основы будущей колониальной системы.   Политическое равновесие в Европе было нарушено Великой французской революцией конца XVIII в., которая, в ходе борьбы с европейскими феодальными монархиями, привела к созданию передовой для того времени армии, позволившей Франции перейти от революционных войн к войнам завоевательным. В 1800 г. в результате второго итальянского похода была разгромлена Австрия. К Франции отошли Бельгия и германские земли по левому берегу Рейна. 2 декабря 1805 г. Наполеон одержал победу над австрийской и русской армиями под Аустерлицем. После Аустерлица Австрия вынуждена была предоставить Наполеону полную свободу действий в Италии и Германии, Священная Римская империя прекратила свое существование.. В 1807 г. русский император Александр I заключил Тильзитский мир с Наполеоном. В 1808 г. французская армия вступила в Мадрид. В 1812 г. Наполеон решился выступить против России. Поход в Россию привел к гибели практически всей вторгнувшейся армии и началу конца наполеоновской империи. В этом же году возникла антинаполео- новская коалиция, в которую кроме России, вошли также Англия, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания и Португалия. 16-19 октября 1813 г. произошла знаменитая «битва народов» под Лейпцигом. Наполеон потерпел поражение и вскоре подписал акт отречения от престола и был направлен в ссылку на остров Эльба. В 1815 г. Наполеон высадился во Франции и вновь захватил власть. Против него выступили войска европейской коалиции и в сражении при Ватерлоо 18 июня 1815 г. французская армия была разбита англо-прусскими войсками. В 1814 г. представители всех европейских государств собрались на Венский конгресс, чтобы решить вопросы послевоенного устройства Европы. По итогам Венского конгресса Россия получила часть Польши, к Пруссии были присоединены экономически развитые провинции в Германии — Рейнская область и Вестфалия, а также западные польские земли. Австрии отошли две итальянские области — Ломбардия и Венеция. Вместо двухсот с лишним мелких германских княжеств был создан Германский союз из 39 государств, крупнейшими из которых были Австрия и Пруссия. Англия удержала за собой остров Мальту и бывшие голландские колонии — Цейлон и Капскую землю. Для борьбы с революционным движением и в целях сохранения мира в Европе императоры России и Австрии, а также король Пруссии заключили Священный союз. 
Франко-прусская война 1870 — 1871гг. завершилась сокрушительным поражением Франции. В центре Европы возникла Германская империя, которая стала быстро догонять развитые страны. С конца 90-х гг. Германия стала претендовать на создание колониальной империи, вступив в борьбу за передел уже поделенного между великими державами мира: приняла участие в разделе Китая, приобрела островные территории в Тихом океане, распространила свое влияние в Турции, строила агрессивные планы в отношении Ближнего Востока, Балкан и России («натиск на Восток»), Северной Африки. Противниками планов Германии оказались крупные колониальные страны — Англия, Франция и Россия, сторонниками — Австро-Венгрия и Италия. В конце XIX в. — начале XX в. в Европе происходит формирование противостоящих друг другу военнополитических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Тройственного согласия — «Антанта» (Франция, Россия и Англия). 
   В последней четверти XIX века происходит создание мировой колониальной системы, которая охватывает весь мир. Англия непрерывно расширяла свои колониальные владения, захватывая территории в различных частях света. С 70-х гг. стало официально употребляться понятие «Британская империя». В 1869 г. было завершено строительство Суэцкого канала, сократившего путь из Европы в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Вскоре после этого Великобритания подчинила себе Египет. В Африке Англия установила контроль над территориями Судана, Кении, Уганды, Нигерии и частью Сомали. Колониями Британии стали Северная и Южная Родезия. В 1899—1902 гг. Англия вела войну с бурами (потомками голландских переселенцев) на юге Африки, ее результатом стало образование нового английского доминиона — Южно-Африканского союза, верховные посты в котором принадлежали как британским колониальным чиновникам, так и бурским землевладельцам. В 1870-1880 гг. Англия захватила ряд территорий в бассейне Тихого океана. В Азии британцы подчинили себе Бирму, но ем так и не удалось покорить Афганистан. 1880-1890 гг. стали временем активного формирования французской колониальной империи. Франция захватила Индокитай и значительные территории в Африке. Столкновение интересов с Германией, а также стремление отомстить за поражение 1870 г. ускорили экономическое и политическое сближение Франции с Россией, а затем и с Англией.

Самостоятельная работа №18

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет  в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а  учитывать ее исторический опыт в  предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью  радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха. Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу  местного самоуправления, внедрив систему  земств, провозгласив независимость  судебной власти.Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления и крепостное право в России. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Земская реформа представляет особый интерес для изучения, т.к. она существенно изменила государственный строй России, внесла в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества новые веяния, повлияла на эволюцию социальной структуры. Для своего реферата я использовал семь ниже перечисленных книг. Основной объём информации я взял из трёх книг. Это историческая книга Пашкова Бориса Григорьевича «Русь Россия Российская империя. Хроника правлений и событий 862 1917 гг.» Издание второе, переработанное и дополненное. Рекомендована Главным управлением развития общего среднего образования в качестве учебного пособия для дополнительного образования. В ней описана наша страна от Руси Рюриковичей (862 1462 гг.) до России Рюриковичей (1462 1613 гг.) и Российской Империи Романовых (1613 1917 гг.) практически во всех подробностях. Вторая это «ТРЕХСОТЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ 1613 - 1913» книга «Трёхсотлетие Дома Романовых» репринтное воспроизведение дореволюционного издания. Первое издание после 1917 года. В ней собраны очерки известных русских историков В. Ключевского, Н. Карамзина, Н. Костомарова и других о развитии России на протяжении трёх веков, о династии Романовых. Со124 иллюстрациями. Так же я использовал книгу В. О. Ключевского «Русская история» полный курс лекций в трёх книгах, книга третья. Курс лекций, публикуемый в этом томе, начинается с описания преобразовательной деятельности Петра I, важнейшей стороны всей его политики, и кончается очерком реформ Александра II. Остальная литература это книга А. А. Керсновского «История русской армии» том второй. В этом томе «Истории русской армии» ведётся рассказ о военных действиях армии от взятия Парижа до покорения Средней Азии, о Священном союзе и военных поселениях, о покорении Кавказа и Восточной войне, о преобразованиях в армии и Туркестанских походах. Ещё была использована книга П. Черкасова и Д. Чернышевского «История имперской России от Петра Великого до Николая II». Книга представляет собой краткое популярное изложение героико-драматической истории Российской империи.

 

I. Личность Александра II

19 февраля 1855 года на российский  престол вступил император Александр  II (1818-1881 гг.). Новый император по  сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной  личностью. Он не обладал столь  глубоким умом, как его отец, и  не унаследовал его железной  воли. В довершении всего он  был весьма консервативным человеком.  Однако это не мешало Александру  Николаевичу быть прагматичным: он не принимал отвлеченных  от жизни идей и принципов,  понимая и необходимость уступок,  а также компромисса в интересах  государственной жизни. В отличие  от отца он был достаточно  хорошо подготовлен к управлению  государством. В детстве он получил  прекрасное воспитание и образование.  Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно.  Наставником цесаревича был Жуковский  В.А., воспитателем - Медер К.К., среди учителей - генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

Воспитательные усилия Николая  были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи  с известием, что французский  король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства  теряет и позорит себя, уступив  и на один день шаг восстанию! Его  обязанность поддерживать силою  права свои и предшественников. Его  долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''.

Обстановка и атмосфера, в которой  рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между  членами большой семьи Николая I, а также между учителями и  наставниками и их воспитанниками. Александр был любим и сам  горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей.

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой  истории и военным наукам.

Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, но вынужден был постепенно втягиваться  в них. В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий  год - членом Государственного Совета.

В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда  Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается  решение всех государственных дел  по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие  годы это становится правилом. Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос.

Воспитанный на идеях гуманизма  поэтом В.А.Жуковским, Александр II склонялся  к мысли о необходимости перемен  в политической сфере. Составленный им «План учения» цесаревича был  нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя.

Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия  по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая  цесаревича к решению государственных  вопросов, Николай ввел его в Государственный  совет и Комитет министров, поручал  ему руководство деятельностью  Секретных комитетов по крестьянскому  делу. Таким образом, 36-летний император  практически и психологически был  хорошо подготовлен к тому, чтобы  в качестве первого лица в государстве  стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель».

II. Реформы Александра II

1. Отмена крепостного права

«Великая реформа» 1861г. ликвидировала крепостное право, стала порождением целого комплекса  факторов и в первую очередь - структурного кризиса, который охватил все  сферы жизни российского общества середины XIX в. Александр распорядился 3 января 1857 г. организовать Секретный  комитет по крестьянскому делу. Создание Секретного комитета не было чем-то новым: за годы царствования Николая I существовало шесть секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Комитет 1857 г. ничем принципиально от них  не отличался. Его члены в основном были консерваторами. Надобность в  существовании Секретного комитета отпала, и 8 января 1858 г. его упразднили. Был создан Главный комитет по крестьянскому делу, который начал  предварительную работу по освобождению крестьян. Документ спешно разослали  по всей России. Программа первого  рескрипта, таким образом, бралась  за основу. Однако уже весной 1858 г. стала  очевидной нереальность этого проекта: освобождение крестьян без земли  было всего лишь попыткой влить новое  вино в старые мехи. Кроме упомянутого  проекта Милютина царь ознакомился  и с проектом М. П. Позена, крупного помещика из Полтавской губернии. Позен предлагал освободить крестьян с земельным наделом за выкуп, выплачивать который можно было бы 20 лет. Предложенный Позеном компромисс -- постепенный выкуп земли освобождёнными крестьянами -- позволял решить мучительную проблему, с которой не справился Николай I: сохранить частную собственность дворян на землю и одновременно наделить землёй крестьян. Мнение Позена было весьма авторитетным для Александра. Положения реформы 1861 г. во многом повторяют проект Позена. Деятельность Редакционных комиссий -- наиболее напряжённый и ответственный этап в подготовке реформы 1861 г. Именно на их заседаниях были выработаны все основные положения реформы. Условие обязательного наделения крестьян землёй было принято, и это стало первой победой либералов. Однако земля предоставлялась крестьянам не бесплатно, а за выкуп. Реформаторы прекрасно понимали, что таких случаев в России будет подавляющее большинство. Поэтому они и предложили отдать крестьянам землю в бессрочное пользование с предоставлением рассрочки выкупа, обеспеченной финансовой поддержкой государства.Но здесь либеральная часть Редакционных комиссий столкнулась с сильным противодействием земельных собственников. Последние требовали предоставлять земельные наделы на строго определённый срок (как правило, на 20 лет). Если по истечении этого срока землю крестьяне не выкупят, то все наделы должны возвратиться в собственность помещиков. Такой вариант перечёркивал все планы реформаторов, желавших сделать крестьян не только свободными-людьми, но и независимыми в будущем от помещика земельными собственниками. Крестьяне, не сумевшие выкупить землю, вновь будут вынуждены идти на поклон к помещику, так как небольшой клочок усадебной земли не даст им всех необходимых средств к существованию. Вопрос о времени выкупа надела стал камнем преткновения в 1860 г., когда после смерти Ростовцева Редакционные комиссии возглавил министр юстиции В.Н. Панин.

Под началом великого князя Константина заседания  Главного комитета происходили почти  ежедневно, и уже 14 января 1861 г. царь подписал протоколы Комитета. Законопроекты  были рассмотрены ещё раз в  Государственном совете -- предпоследней законодательной инстанции. Под нажимом царя работа и здесь продвигалась очень быстро -- все документы Совет рассмотрел за две с небольшим недели. На последней стадии их подготовки противникам Милютина всё же удалось внести ряд поправок. В частности, нормы земельных наделов были уменьшены.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего  вступления на престол, Александр  II подписал Манифест об освобождении  крестьян. «Вы убедитесь, -- заявил он на заседании Государственного совета, -- что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, -- сделано».

19 февраля 1861 г.  «крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях,  и на дворовых людей» было  отменено навсегда. Они объявлялись  свободными в юридическом отношении  людьми. Однако связи крестьян  с помещиками отнюдь не обрывались: принятие законов об освобождении  ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников.

В течение этого  периода крестьяне были «обязаны отбывать в пользу помещиков определённые в местных положениях повинности работой или деньгами», поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы. Однако принципиальное отличие нового состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян чётко регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временно-обязанными.

По истечении  срока временно-обязанного состояния  крестьяне могли выкупать усадебную  и надельную землю. Почему же реформаторы  были непоколебимо уверены в том, что преобразования успешно пойдут именно в этом направлении? Ведь крестьянин как свободный человек мог  и отказаться от надела, чтобы избежать необходимости выплачивать немалый  выкуп? Во-первых, творцы реформы не верили в то, что крестьяне начнут отказываться от земельных наделов: вне земли, вне собственной усадьбы  они себя не мыслили. Количество же городов с их более привлекательным  укладом жизни тогда было не очень  велико -- страна оставалась преимущественно крестьянской. Во-вторых, крестьянин получил лишь формальную свободу: он «принадлежал» общине, и все вопросы, связанные с предоставлением земельных наделов, государство решало с ней, а не с отдельным хозяином. Уход из общины означал потерю земли. Да «частной» свободы было для крестьянского сознания непривычным, чуждым. В-третьих, отказаться от полевого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не обеспечивала потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел другой возможности, кроме выкупа полевого надела. Но в не менее жёсткие условия попал и помещик. Он имел право продавать землю крестьянам. Но воспользоваться этим правом ему было невыгодно: выделенная крестьянам земля закреплялась за ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго регламентировались законом и не могли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику ничего не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно её неполным собственником. Таким образом, и помещики, и крестьяне могли поступать в основном так, как планировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены землю продавать, а вторые -- покупать её. Это создавало необходимое напряжение, пускавшее в ход механизм реформы. Расчёты реформаторов оправдали себя: через 20 лет после вступления в силу Манифеста 1861 г. большинство крестьян внутренних губерний перешли на выкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю.

Информация о работе Колониальный раздел мира