Колониальная политика стран в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является исторический обзор периода колонизации Китая.
Объект исследования: колонизация Китая.
Предмет исследования: проникновение капиталистических держав в Китай. Отношения Китая с Японией, Российской империей, Францией и Англией.
Методы исследования: исторический, метод политического анализа.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1. Как развивался Китай в период колонизации
2. Какова была политика колониальных держав в отношении Китая

Содержание

Введение 3
1. Период колонизации Китая 4
1.1. Империя Цинов в XIX в. 5
1.1.1. Небесное государство тайпинов. 5
1.1.2. Сто дней реформ. 7
1.2. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики 9
1.2.1. Синьхайская революция 1911г. и падение монархии. 10
1.2.2. Государственный строй гоминьдановского Китая 13
1.2.3. Восстановление республики. Конституция 1923г. 16
2. Колониальная политика стран в Китае. 19
2.1. Проникновение Англии в Китай 19
2.1.1. Колонизация Китая 19
2.1.2. Первая «опиумная» война 21
2.1.3. Вторая «опиумная» война 1856—1860 гг. 22
2.2. Интересы Франции в Китае 25
2.3. Отношения с Российской империей 27
2.4. Агрессия Японии против Китая 30
Заключение 35

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

      В основу государственного строительства, осуществленного с приходом Гоминьдана к власти, был положен план Сунь Ятсена. Поскольку формальное объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с "Общей программой строительства государства" Китай должен был вступить в период политической опеки. Официальным началом этого периода был объявлен 1929 год

      В марте указанного года на III съезде Гоминьдана были оформлены опекунские функции партии. Согласно решениям съезда, в течение всего периода политической опеки высшим органом государственной власти объявлялся национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами - Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением деятельности правительства, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный политический совет [4,стр.400].

      В 1931 году функции политической опеки  Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право назначать национальное правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста президента республики, он стал председателем национального правительства.

      Конституция 1931 г. содержала некоторые декларации и обещания в отношении гражданских прав и народного благосостояния. Но за весь период гоминьдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили принятые в 1931г. новые законы об организации центральных правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках председателя национального правительства. В частности, ему через находившийся формально вне правительства военный комитет, были подчинены вооруженные силы. Одновременно были приняты негласные установления о праве военного командования на вмешательство в дела административного управления и партийные дела в так называемых районах "борьбы с бандитами", а также постановления о полицейской системе круговой поруки населения и другие подобные акты [4,стр.400].

      В год принятия Временной конституции  периода политической опеки началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае, имевшей своим результатом оккупацию Северо-Восточного Китая. В марте 1932г. японское правительство объявило о создании в границах Северо-Восточного Китая "независимого" государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним представителем свергнутой династии Цин Пу И, что означало фактически превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминьдановское правительство не организовало отпора агрессорам, занятое подавлением революционного движения, карательными экспедициями против созданных коммунистами революционных баз - освобожденных районов. Лишь дальнейшее расширение японской агрессии, вызвавшее формирование антияпонского патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937г. соглашение о внутреннем мире. Наступление на освобожденные районы было прекращено, однако в течение всей антияпонской войны эти районы подвергались блокаде [4,стр.400,401].

      Введение  конституционного правления являлось в период антияпонской войны одним из важнейших демократических требований различных слоев населения страны. Стремясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы назначали новые и новые даты введения конституционного правления. Наконец 25 декабря 1946г. Национальное собрание составом, сформированным десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально вошла в силу через год и поэтому обычно именуется Конституцией 1947г. В этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опеки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост президента страны, одновременно упразднялась должность председателя национального правительства. Срок полномочий Национального собрания устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились Законодательная палата и Палата контроля (последняя путем непрямых выборов). Предусматривалось и создание выборных органов самоуправления [4,стр.401].

      В 1947 году в контролируемых Гоминьданом  районах страны проводились выборы депутатов Национального собрания, членов Законодательной и Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата, и Палата юстиции.

     Первая  сессия Национального собрания, открывшаяся  в марте 1948г., еще до избрания главы государства, приняла "Временные правила на период национальной мобилизации для подавления мятежа", которыми отменялись некоторые важнейшие положения Конституции, а президенту предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия. Президентом был избран Чан Кайши. Однако гоминьдановский режим был уже накануне падения — не прошло и полутора лет после первой сессии Национального собрания, как Конституция 1947г. осталась ограниченно действующим основным законом на территории лишь одной провинции Тайвань [4,стр.401].

 

      1. Восстановление республики. Конституция 1923г.

      1917 – 1923 гг. были временем очевидного государственно-политического хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан [4,стр.408].

      Партия  гоминьдан сложилась на основе движения Тунмэнхуэй еще в 1912г. и восприняла его основные программные установки. Господствующие позиции гоминьдан в особенности занимал на юге страны, более развитом в промышленном и торговом отношении. Кроме гоминьдана в правительственной борьбе того периода участвовали еще несколько партий. Наиболее крупным было движение гун - ходан (республиканское), сложившееся в мае 1912г. на основе разных организаций, в лозунгах которых были общие идеи могущества государства и сохранение «национального духа». Партия дун - менхой представляла движение радикально-социалистического направления. Не потеряли влияния сторонники конституционной монархии - младокитайцы. Существовали также Социалистическая партия, несколько анархистских организаций. Все движения и партии в разной степени были представлены в парламентских институтах разных областей страны. В 1921г., проведя полулегальный съезд, провозгласила свое создание Коммунистическая партия Китая, созданная на базе рабочего и студенческого движения в Шанхае.[4,стр.408]

      Центральное правительство в Пекине находилось под контролем военных, т. е. Чжилийской и Фынтяньской группировок (из соответствующих северных и центральных провинций). С 1921г., после провозглашения Югом своей самостоятельности и избрания вновь президентом Сунь Ятсена, Центральное правительство находилось в состоянии вялотекущей войны с Югом. Конфронтации способствовали и различию во внешнеполитических ориентирах, крайне важных для Китая той поры: Центральное правительство, поддерживаемое западными государствами, разорвало отношения с Россией (Сентябрь 1920г.), тогда как гоминьдан и Сунь Ятсен установили тесные контакты партийно-правительственного характера с Российской коммунистической партией и даже начали получать из России военную и техническую помощь в интересах развертывания «мировой революции» и противодействия Великобритании.

      Относительно  стабилизации положения Центральному правительству удалось добиться только к осени 1923г. На выборах (5 октября 1923г.) большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923г. парламент утвердил конституцию Китая [4,стр.409].

      Конституция 1923г. в большой степени повторила  систему организации власти, установленную Конституцией 1912г. и другими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провин -ций - по сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным, устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства, и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента [4,стр.409].

      Соответственно  идее разделения властей, законодательными полномочиями наделялось национальное собрание. Верхняя палата – Сенат - составлялся из делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее было новшеством) на основе установленной квоты: большинство провинций посылали по 10 депутатов, Монголия - 27, Тибет - 10, от центрального представительства работников народного образования - 8, проживающих заграницей китайцев - 6 и т.д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на 1/3 в два года. Нижняя – Палата представителей – избиралась населением из расчета 1 депутат на 0,8 млн. человек. Правом избирать обладали мужчины старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума, несостоятельные должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к правительству, проведения собственных расследований действий администрации [4,стр.409].

      Главой  государства и правительственных  институтов был президент. Им мог  стать только китаец с повышенным гражданским качеством (старше 40 лет, при оседлости свыше 10 лет). Избрание проводили совместно обе палаты парламента квалифицированным большинством в 3/4. Срок его полномочий установлен был в 5 лет с возможностью только единственного переизбрания. Президент обладал высшей административной властью вместе с кабинетом министров, мог издавать указы, объявлять войну и заключать мир (с согласия парламента), был главнокомандующим армией, назначал чиновников, обладал правом помилования. С согласия Палаты представителей президента назначал кабинет - правительство во главе с премьером. Для своей деятельности правительство обладало преимущественной законодательной инициативой, правом составления и представления бюджета. Основные полномочия кабинета определялись ранним законом 1913г. Традиционно (с 1911г.) сохранились 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское, юстиции, народного образования, путей сообщения, земледелия и промышленности [4,стр.409,410].

  Территориально  республика подразделялась на провинции, округа и уезды. По конституции 1923г. округа не предполагались, но это было нереально. Номинально местное управление предполагалось демократическим: провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 года), выборные административные советы из 5-9 человек (на 4 года). Фактически во главе гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов. Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными административными институтами [4,стр.410].

 

  1. Колониальная политика стран в Китае.
    1. Проникновение Англии в Китай
      1. Колонизация Китая

     Попытки Англии «открыть» Китай начались на стыке XVIII и XIX вв. Английская торговля на юге страны была монополизирована Ост-Индской компанией, которая добивалась отмены ограничений, разрешавших иностранцам вести торговлю только в Гуанчжоу с членами монопольной купеческой корпорации гунхан. В 1793г. в Китай прибыл английский представитель Макартней с целью установления дипломатических отношений между Китаем и Англией и получения права свободного поселения и передвижения англичан в Китае. Члены миссии Макартнея были приняты цинскими властями как представители вассалов. На кораблях, которые везли англичан по китайским водам, были подняты флаги с надписью: «Носитель дани из английской страны». Макартнею был вручен эдикт императора Цяньлуна, адресованный английскому королю Георгу III, в котором говорилось: «Вы, о государь, живете далеко за пределами многих морей и, тем не менее, движимый смиренным желанием приобщиться к благам нашей цивилизации, послали миссию, почтительно доставившую нам Ваше послание. Серьезные выражения, в которых оно составлено, обнаруживают почтительное смирение с вашей стороны, что весьма похвально. Что касается Вашего ходатайства об аккредитовании одного из Ваших подданных при моем небесном дворе для наблюдения за торговлей Вашей страны с Китаем, то таковая просьба противоречит всем обычаям моей династии и никоим образом не может быть принята. Если я распорядился, чтобы дары дани, присланные Вами, о государь, были приняты, то это было сделано, исключительно принимая во внимание чувства, побудившие Вас прислать их издалека. Великие подвиги нашей династии проникли во все страны Поднебесной, и государи всех наций суши и морей посылают свои ценные дары. Как Ваш посол может сам убедиться, мы имеем абсолютно все. Я не придаю цены странным или хитро сделанным предметам и не нуждаюсь в изделиях Вашей страны. Трепеща, повинуйтесь и не выказывайте небрежности».

     Этот документ доказывает высокомерие феодальных правителей Китая, их великодержавные устремления и поразительное невежество относительно реального положения, занимаемого в мире Срединной империей. В то же время нежелание цинского правительства допустить в Китай иностранцев может быть объяснено боязнью нарушения изоляции Китая, которая, как писал Маркс, была «первым условием сохранения старого Китая». Но и после неудачи миссии Макартнея английские капиталисты - Ост - Индская компания и молодые фирмы, стремившиеся приобщиться к эксплуатации китайского рынка, - продолжали добиваться открытия Китая для торговой экспансии. В 1818г. английское правительство направило в Китай нового представителя - Амхерста. Он также не имел успеха. После того как промышленная буржуазия Англии добилась ликвидации монополии Ост - Индской компании в странах Востока и лишения ее права вести торговлю, активность английских капиталистов на Дальнем Востоке усилилась. В 1834г. в Гуанчжоу в качестве уполномоченного по наблюдению за англо-китайской торговлей был направлен Нэпир, который действовал прямолинейно, явился в Китай без согласования с китайскими властями, нарушив порядок переговоров, установленный цинским правительством. Когда же Нэпиру предложили покинуть Китай, он отказался выполнить это требование, а в ответ на решение китайских властей о прекращении англо-китайской торговли устроил военную провокацию, вызвав два английских военных корабля в устье р. Чжуцзян, где расположен Гуанчжоу. В обострении англо-китайских отношений большую роль играла торговля опиумом. В течение 200 лет стоимость товаров, вывозившихся иностранцами из Китая (чай, шелк, ткани кустарного производства), значительно превосходила стоимость китайского импорта. Разница покрывалась серебром. Но в последней трети XVIII в. английские дельцы нашли способ изменить соотношение экспорта из Китая и импорта в Китай. В 1773г. правительство Британской Индии установило свою монополию на торговлю опиумом. С тех пор ввоз английского опиума из Индии стал средством ограбления и отравления китайского народа. Действие опиума на физическое и нравственное состояние людей чрезвычайно губительно. В статье «История торговли опиумом» К. Маркс приводит слова англичанина Мартина, который писал, что «продавец опиума убивает тело, после того как развратил, унизил и опустошил нравственное существо несчастных грешников; ненасытный Молох каждый час требует все новых жертв, и убийца-англичанин и самоубийца-китаец соперничают друг с другом в приношении этих жертв на его алтарь».

     С 20-х годов XIX в. ввоз опиума в Китай начал резко возрастать. За пятилетие (1815 - 1819) ежегодно в среднем ввозилось 4420 ящиков (в одном ящике около 60 килограмм опиума), а в 1835 - 1838 гг. - 35 445 ящиков в год. Доходы правительства Британской Индии от торговли опиумом возросли за 66 лет (1773 -1839) в 70 раз, достигнув в 1835 - 1839 гг. среднегодовой суммы в 5,2 млн. серебряных лянов, т. е. около 200 тыс. кг серебра. Всего же за 1795 - 1838 гг. в Китай было ввезено свыше 450 тыс. ящиков, или 27 млн. килограмм опиума. В опиумной торговле участвовали и американские купцы, ввозившие опиум в Китай из Турции.

Информация о работе Колониальная политика стран в Китае